ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-1537/14 от 20.06.2014 АС Тульской области

                                              Именем Российской Федерации

                                      АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

                                              300041, Россия, <...>

                                                        тел./факс <***>;

e-mail: a68.info@arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                    Дело № А68-1537/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2014г.

Решение в полном объеме изготовлено  23  июня 2014г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи  Андреевой Е.В.

протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Коликова А.В.

рассмотрел  в  судебном  заседании  дело  по  заявлению главы Крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к министерству сельского хозяйства Тульской области ((ОГРН <***>, ИНН <***>) о проведении оценки бизнес-проекта «Александровские дворы» и сопутствующего пакета, установив единственно правильную сумму баллов; об установлении причины неверной оценки проекта, причины изменения основного кода деятельности; о признании недействительным решения конкурсной комиссии об отклонении заявки ФИО1 на участие в конкурсе по ведомственной целевой программе «поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014г.» на основании общей суммы баллов

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, паспорт;

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 25.04.2014г. № 23-01-03/1632

Суд установил.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.04.2013г. № 6306А/2013 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 15.04.2013г.

В целях развития сельскохозяйственного производства соответствии с постановлением правительства Тульской области от 10.07.2012г. № 372 «О конкурсной комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и для обеспечения реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов», утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012г. № 172, образована конкурсная комиссия по отбору участников ведомственных целевых программ и утверждено положение о данной комиссии.

В соответствии с пунктом 3 постановления правительства Тульской области от 10.07.2012г. № 372, приказом министерства сельского хозяйства Тульской области «Об организации работы по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы» от 11.07.2012г. № 42 определены условия, порядок и критерии конкурсного отбора.

Приказом № 24 от 30.04 .2013г. в приказ министерства сельского хозяйства Тульской области «Об организации работы по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы» от 11.07.2012г. № 42 были внесены изменения.

Минсельхоз Тульской области на официальном сайте в сети "Интернет" разместил информационное сообщение о проведении конкурсного отбора на право получения начинающими фермерами грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемых на условиях софинансирования соответствующих региональных программ по отраслевым целевым программам «Поддержка начинающих фермеров Тульской области на период 2012 - 2014 годы», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы».

05.07.2013г. ФИО1 подал заявку в конкурсную комиссию для участия в ведомственной целевой программе.

Протоколом от 27.08.2013 №5 заседания конкурсной комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012 - 2014 годы» глава КФХ ФИО1 внесен в оценочную ведомость по программе заседания конкурсной комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ с указанием суммы баллов 95 по результатам оценки представленной документации и очного собеседования.

Решением конкурсной комиссии по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы», изложенным в протоколе № 5 от 27.08.2013г., заявка ФИО1 отклонена.

       Письмом №23-01-03/3452 от 02.09.2013г. министерство сельского хозяйства Тульской области известило заявителя о принятом решении.

        Считая, что решение конкурсной комиссии по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы», изложенное в протоколе № 5 от 27.08.2013г. является незаконным, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

        Ответчик возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзывах от 25.04.2014г. №23-01-03/1633, от 22.05.2014г. № 23-01-03/1938.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требования заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На уровне Российской Федерации отношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства, регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - закон № 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон № 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012г. № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пп. 1, 3, 6). Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).

Приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 г. № 172 в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.

Из содержания программы усматривается, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации. Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Минсельхоз России, который создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров (п. 4.1 разд. 4). Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера. Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению № 2 на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты (п. 4.2 разд. 4).

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что средства федерального бюджета, выделяемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции, имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на иные цели. Положения федеральных актов о выдаче начинающему фермеру указанного сертификата об участии в региональной программе направлены в том числе на обеспечение реализации средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.
         Приказом  Минсельхоза России от 22.03.2012г. № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 г. № 166» разработаны  «Порядок отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров», «Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров».

Согласно условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - Заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условий:

- заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации;

- заявитель ранее не являлся получателем:

а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант);

б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйство), главой которого является заявитель;

г) средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель;

д) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Помощь).

В случае, если указанные в пунктах "в" и "г" единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства, указанного в пункте 2.3 настоящих Условий, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;

- заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию;

- заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

- хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

- заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);

- глава хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;

- глава хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства;

- хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей Гранта;

-заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

- заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения Гранта;

- заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.

Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 настоящих Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации.

При подаче заявки заявитель может предоставить дополнительно любые документы, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии. Дополнительно представленные документы также подлежат внесению в опись.

Как следует из материалов дела, в целях развития сельскохозяйственного производства соответствии с постановлением правительства Тульской области от 10.07.2012г. № 372 «О конкурсной комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и для обеспечения реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов», утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012г. № 172, образована конкурсная комиссия по отбору участников ведомственных целевых программ и утверждено положение о данной комиссии. Министерству сельского хозяйства предписано разработать и утвердить Порядок отбора участников ведомственных целевых программ. Цель программы - стимулирование развития КФХ для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Конкурсная комиссия создана в целях реализации мероприятий повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основной задачей комиссии является рассмотрение представленных гражданами РФ заявок для признания их участниками программ, обеспечение равного доступа к участию в программах и отбор участников в соответствии с условиями подачи гражданами РФ заявок для признания их участниками программ (п. 5 положения о конкурсной комиссии).

Основными принципами деятельности конкурсной комиссии является создание условий равного доступа к участию в Программах, единство требований к заявкам и претендентам отбора, всесторонность и полнота исследований, объективность оценок (п. 6 положения о конкурсной комиссии).

Конкурсная комиссия уполномочена по пункту 8 положения:

-     рассматривать заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и определять соответствие участников конкурса требованиям, установленным Положением;

-  на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принимать решение о допуске к участию в конкурсе заявителя и о признании заявителя, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Программами и Положением;

- осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, которые признаны участниками конкурса;

- проводить очное собеседование с начинающими фермерами, признанными участниками конкурса;

- определять победителей конкурсного отбора начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, на создание и развитие семейной животноводческой фермы;

- определять размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, на создание и развитие семейной животноводческой фермы победителям конкурсного отбора.

Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов (п. 17 положения о комиссии).

Заседания конкурсной комиссии проходят в 2 этапа.

На первом этапе заседания Конкурсной комиссией проводится проверка поступивших от претендентов заявок на предмет полноты и соответствия требованиям Программ.

После рассмотрения заявок на полноту и соответствие критериям производится отбор заявок претендентов, которые соответствуют условиям конкурсного отбора, после чего конкурсная комиссия оценивает представленные претендентом бизнес-план и иные документы, прилагаемые к заявке, на предмет их логичности и достоверности, а также целесообразность предоставления из федерального бюджета и бюджета Тульской области грантов в соответствии с критериями конкурсного отбора.

На данном этапе заседания конкурсной комиссии проводятся без участия заявителей.

После отбора Конкурсной комиссией заявок на первом этапе секретарь комиссии направляет заявителю письменное уведомление (выписку из протокола  заседания  Конкурсной  комиссии)  с  принятым  решением в отношении его заявки и об участии во втором этапе конкурса.

На втором этапе Конкурсная комиссия проводит собеседование с заявителями, прошедшими первый этап.

По результатам рассмотрения документов и собеседования Конкурсная комиссия принимает решение путем общего голосования о признании заявителя участником Программы.

В соответствии с пунктом 3 постановления правительства Тульской области от 10.07.2012г. № 372, приказом министерства сельского хозяйства Тульской области «Об организации работы по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы» от 11.07.2012г. № 42 определены условия, порядок и критерии конкурсного отбора.

Приказом № 24 от 30.04 .2013г. в приказ министерства сельского хозяйства Тульской области «Об организации работы по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы» от 11.07.2012г. № 42 были внесены изменения.

Согласно Порядку (далее по тексту решения – Порядок) отбора участников ведомственной целевой программы  «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы», являющегося приложением № 1 к приказу Минсельхоза Тульской области от 11.07.2012г. № 42, под начинающим фермером понимается индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, регистрация и деятельность которого на дату подачи заявки в Конкурсную комиссию не превышает 24 месяцев, постоянно проживающий на территории Тульской области и отвечающий следующим требованиям:

-не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации, ранее не являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

-ранее не являлся:

а)  получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского)
хозяйства, на развитие семейных животноводческих ферм, единовременной
помощи на бытовое обустройство фермерам;

б)  выплаты на содействие самозанятости безработных полученной до
регистрации крестьянского (фермерского) хозяйств хозяйство), главой которого
является заявитель;

в)  средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию
начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до
регистрации хозяйства, главой которого является заявитель.

В случае, если указанные в пунктах «б» и «в» единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;

-     имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

- хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

- заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);

-обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов;

-обязуется использовать грант и помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;

-обязуется создать не менее не менее двух постоянных рабочих мест;

- заключены договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной

продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

-обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;

-соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-имеет рекомендательные письма от администрации муниципального образования либо физических лиц, общественных организаций, поручителей (не менее двух).

Пунктом 4.1 Порядка для участия в конкурсе начинающий фермер (далее - заявитель) представляет в Министерство следующие документы:

1)заявку по форме согласно приложению № 1к Порядку отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012-2014годы»;

2)анкету по форме согласно приложению № 2к Порядку отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012-2014годы»;

3)копию паспорта заявителя;

4)копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;

5)копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства;

6)копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

7)копию диплома или свидетельства об образовании, копию трудовой книжки, выписку из похозяйственней книги;

8)бизнес - план (по форме согласно приложению № 3 к Порядку отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012-2014годы») по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства;

9)рекомендательное письмо от органа местного самоуправления (приложение № 4 к Порядку отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012-2014годы»);

10)справку Управления ФНС России по Тульской области об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по налогам и сборам;

11)справку об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд России;

12)справку о средней численности наемных работников за последний отчетный период, заверенная подписью и печатью заявителя;

13)справку о том, что заявитель до подачи заявки не получал грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса, заверенная подписью и печатью заявителя;

14)копии предварительных договоров (соглашений) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30.0 тыс.рублей или копии документов, подтверждающих реализацию сельскохозяйственной продукции на сумму более 30,0 тыс.рублей;

15)выписку с расчетного счета банка, подтверждающую наличие собственных средств на реализацию проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в размере не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта и (или) единовременной помощи;

16)справку кредитной организации о возможности финансирования бизнес-проекта (при необходимости);

17)копии документов, подтверждающих право собственности или долгосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения, зданий, сооружений и другого имущества;

18)согласие на обработку персональных данных (по форме согласно приложению № 5 к Порядку отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012-2014 годы.

Как следует из материалов дела , 05.07.2013г. ФИО1 подал заявку в конкурсную комиссию для участия в ведомственной целевой программе приложением соответствующих документов.

Протоколом от 27.08.2013 №5 заседания конкурсной комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012 - 2014 годы» и «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на период 2012 - 2014 годы» глава КФХ ФИО1 внесен в оценочную ведомость по программе заседания конкурсной комиссии по отбору участников отраслевых целевых программ с указанием суммы баллов 95 по результатам оценки представленной документации и очного собеседования.

Согласно  пункта  6.1 Порядка по результатам проведенного конкурса конкурсная комиссия определяет победителей и подписывает протокол, который является основанием для заключения договора на оказание государственной поддержки в виде гранта и единовременной помощи.

В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола о результатах Конкурса, Конкурсная комиссия уведомляет Заявителя о принятии решения о предоставлении (или отказе) в получении гранта.

Решением конкурсной комиссии по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы», изложенным в протоколе № 5 от 27.08.2013г., заявка ФИО1 отклонена. Письмом №23-01-03/3452 от 02.09.2013г. министерство сельского хозяйства Тульской области известило заявителя о принятом решении.

В сентябре 2013г. ФИО1 получил данное письмо из министерства сельского хозяйства Тульской области, что не оспаривалось им в ходе судебного разбирательства, однако в суд с настоящим заявлением обратился 25.02.2014г.

Ответчиком по спору заявлено о нарушении заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с настоящими требованиями.

Заявитель ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлял.

Пропуск установленного процессуального срока является отдельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В ходе судебного разбирательства были подробно рассмотрены все доводы заявителя и проанализирован порядок расчета баллов, присужденных заявителю по оценке представленного бизнес-проекта.

По результатам обсуждения суд пришел к выводу, что министерством сельского хозяйства Тульской области оценка бизнес-проекта ФИО1 была проведена в четком соответствии с конкурсной документацией и представленными документами. Судом не выявлено нарушений при определении количества баллов по представленному заявителем бизнес-проекту.

Кроме того, суд считает обоснованным довод ответчика о том, что свидетельство о прохождении обучения в МОУ «Баскаковская средняя общеобразовательная школа» по программе тракторист-машинист категории «В», «С» и удостоверение тракториста-машиниста не свидетельствуют о наличии высшего или среднего сельскохозяйственного образования у заявителя.

Оценка участия в сельскохозяйственном потребительском кооперативе СКПК «Калита» не была произведена в связи с отсутствием подтверждающих данный факт документов в качестве приложения к заявке ФИО1 Данный факт заявитель не оспаривает.

В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.

Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в полном объеме судебные расходы должны быть отнесены на заявителя.

Таким образом, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью и пропуском установленного процессуального срока.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

                                                           Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований  главы КФХ ФИО1 отказать полностью.

Затраты по уплате госпошлины отнести на заявителя.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                    Е.В. Андреева