Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, Россия, <...>
тел./факс <***>; e-mail: a68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-1577/2022
Резолютивная часть решения объявлена: 30 марта 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено: 06 апреля 2022 года
Арбитражный суд в составе судьи Чубаровой Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление (уточненное) Федерального казанного предприятия «Алексинский химический комбинат» ИНН (<***>), ОГРН (1027100507510) к Приокскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об изменении постановления №04-ГТС-08/02 от 08.02.2022 о назначении административного наказания, определении наказания с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ (в размере 200 000 рублей),
при участии в заседании представителей:
от Федерального казанного предприятия «Алексинский химический комбинат» - ФИО1 по доверенности от 17.12.2021 №11-06-1517,
от Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО2 доверенность от 30.03.2022 №Д-231-11, служебное удостоверение № РТ№ 0020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казанное предприятие «Алексинский химический комбинат» (далее – ФКП АХК) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (уточненным) к Приокскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приокское Управление Ростехнадзора, Управление) об изменении постановления №04-ГТС-08/02 от 08.02.2022 о назначении административного наказания, определении наказания с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно в размере 200 000 рублей.
Из материалов дела следует, что при проведении внеплановой выездной проверки, согласно решению заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора ФИО3 от 31.01.2022 № Р-232-95-рш о проведении внеплановой выездной проверки с целью исполнения ФКП АХК ИНН <***> ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.10.2021 № 07 ОПК-234/Т-П обнаружены 04.03.2021 с 09 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно:
1. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - распределительная камера № 1 не имеет ограждения, чем нарушена статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ);
2. не обеспечено соблюдение обязательных требовании при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - распределительная камера № 2 не имеет ограждения, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ;
3. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - конструкции и оборудование водосбросного сооружения шламонакопителя с насосной станцией и узлом смешивания не защищены от коррозии, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ и пункт 6.32 СП 58.13330.2019 СВОД ПРАВИЛ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ Основные положения (далее СП 58.13330.2019);
4. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный; контроль и текущий ремонт - наличие кустарниковой и древесной растительности на территории аварийного отстойника, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ;
5. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - водомерная рейка отстойника №2 не имеет привязки к базисному реперу, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ и Декларация безопасности № 1 21-21 (00)0009-04-ХИМ от 26.04.2021.
6. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - на водомерной рейке отстойника №2 не нанесена критическая отметка уровня,чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ и Декларация безопасности № 21-21 (00)0009-04-ХИМ от 26.04.2021г.
7. руководитель ФКП «АХК», осуществляющий i профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
8. работники (ИГР) ФКП «АХК», о осуществляющий профессиональную деятельность, связанную с проектированием., строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений- а именно, главный энергетик, заместитель главного энергетика, заместитель начальника цеха ВТС, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
9. работники ФКП «АХК», осуществляющий профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений - не проведена внутренняя аттестация работников обслуживающих гидротехнические сооружения (машинисты насосных установок, обходчики), чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
10. не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения - Не представлен акт комиссионного обследования ГТС по подготовке к безаварийному пропуску в паводковый период, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ и пункт 4.8 Правил эксплуатации ГТС.
Результаты отражены в акте внеплановой выездной проверки от 14.02.2022.
Должностным лицом Управления по выявленному факту нарушения при участии представителя ФКП АХК составлен протокол № 04-ГТС-08/2 об административном правонарушении от 04.02.2022, в котором действия (бездействие) ФКП АХК квалифицированы по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору загидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 08.02.2022 № 04-ГТС-08/2 ФКП АХК признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
ФКП АХК указывает, что частично не согласно с обжалуемым постановлением, так как в рассматриваемом случае, к обстоятельствам указанным частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ относится следующее.
ФКП АХК предпринимало меры для выполнения требований ранее выданного предписания Приокского управления Ростехнадзора от 14.10.2021 № 07 ОПК-234/Т-П. В акте внеплановой выездной проверки № 04-ГТС-08/2 от 04.02.2022 (листы 6-7) зафиксировано выполнение шести пунктов ранее выданного предписания.
В настоящее время ФКП АХК предпринимает все возможные меры для устранения нарушений зафиксированных в протоколе от 04.02.2022 № 04-ГТС-08/2 об административном правонарушении, а именно 14.02.2022 устранены следующие нарушения:
1. Выполнено ограждение камеры № 1 шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 1 протокола);
2. Выполнено ограждение камеры № 2 шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 2 протокола);
3. Конструкции и оборудование водосбросного сооружения шламонакопителя с насосной станцией и узлом смешивания защищены от коррозии путем покраски металлических поверхностей (пункт 3 протокола);
4. Выполнено измерение высотных отметок для фиксации водомерной рейки на шламонакопителе № 2 ФКП АХК (привязка к балтийской системе высот) (пункт 5 протокола);
5. Выполнено нанесение критической отметки уровня на водомерной рейке шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 6 протокола);
Письмом от 14.02.2022 ФКП АХК сообщило в адрес Приокского управления Ростехнадзора о проделанной работе и устранении вышеуказанных нарушений.
ФКП АХК считает, что необходимо учесть тяжелое финансовое положение предприятия. В настоящее время предприятие выполняет Государственный оборонный заказ в части поставки элементов боеприпасов по заказам Министерства обороны РФ и в части сохранения мобилизационных мощностей (реконструкция и капитальное строительство зданий). Госзаказ имеет затратный характер, поэтому у ФКП АХК отсутствуют собственные денежные средства; с 2002 года предприятие работает в убыток, что подтверждается выпиской из налоговой декларации по налогу на прибыль (выписка прилагается).
Для обеспечения текущей деятельности ФКП АХК вынуждено брать займы по кредитным договорам. Так, по состоянию на 10.02.2022 предприятие имеет пять кредитных договоров на общую сумму 715 489 332 руб., по которым только процентные платежи за пользование кредитами (не считая ежемесячных сумм по возврату основного долга) составляют на январь-февраль 2022 года - 6 679 088 руб. (кредитные договоры и ведомости прилагаются).
Кроме того, финансовое положение предприятие осложнено наличием задолженности по взысканным в судебном порядке денежным средствам в энергоснабжающие организации, общая задолженность по которым составляет 4 383 358 руб., а также наличием в производстве Арбитражного суда дел по искам ООО «МСК-НТ» и ФГУП «Охрана Росгвардии» на общую сумму 13 772 600 руб.
ФКП АХК просит учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, следующие обстоятельства: раскаяние; оказание содействия лицам, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по этому делу; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении допущенного правонарушения.
Приокское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявленное требование не признала, считает постановление №04-ГТС-08/02 от 08.02.2022 о назначении административного наказания законным и обоснованным.
Суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании при отсутствии возражений от сторон против такого перехода.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Статьей 8 Федерального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно статьи 9 Закона № 117-ФЗ к обязанностям собственника гидротехнического сооружения относятся, в том числе:
- обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечение контроля (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического;
-обеспечение разработки и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
-осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 19 нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехническогосооружения или проведения государственной экспертизы гидротехнических сооружений или государственной экспертизы гидротехнических сооружений;
невыполнение предписаний органов государственного надзора;
нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений;
непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Приказом Минстроя России от 16.12.2019 № 811/пр утверждены СП 58.13330.2019 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения», пункт 6.32 которых определяет, что механическое оборудование гидротехнических сооружений должно быть защищено от коррозии, а также его следует очищать от дрейссены.
Из материалов дела следует, что ФПК АХК в нарушение указанных норм, а также Декларации безопасности № 21-21 (00)0009-04-ХИМ от 26.04.2021г., пункта 4.8 Правил эксплуатации ГТС требования предписания от 14.10.2021 № 07 ОПК-234/Т-П об устранении выявленных нарушений в установленный срок исполнило неполностью:
1. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - распределительная камера № 1 не имеет ограждения, чем нарушена статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон №117-ФЗ);
2. не обеспечено соблюдение обязательных требовании при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - распределительная камера № 2 не имеет ограждения, чем нарушена статья 9 Федерального закона №117-ФЗ;
3. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - конструкции и оборудование водосбросного сооружения шламонакопителя с насосной станцией и узлом смешивания не защищены от коррозии, чем нарушена статья 9 Федерального закона №117-ФЗ и пункт 6.32 СП 58.13330.2019 СВОД ПРАВИЛ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ Основные положения (далее СП 58.13330.2019);
4. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный; контроль и текущий ремонт - наличие кустарниковой и древесной растительности на территории аварийного отстойника, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ;
5. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - водомерная рейка отстойника №2 не имеет привязки к базисному реперу, чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ и Декларация безопасности № 1 21-21 (00)0009-04-ХИМ от 26.04.2021;
6. не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт - на водомерной рейке отстойника №2 не нанесена критическая отметка уровня,чем нарушена статья 9 Закона № 117-ФЗ и Декларация безопасности № 21-21 (00)0009-04-ХИМ от 26.04.2021г.
7. руководитель ФКП «АХК», осуществляющий i профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
8. работники (ИГР) ФКП «АХК», о осуществляющий профессиональную деятельность, связанную с проектированием., строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений- а именно, главный энергетик, заместитель главного энергетика, заместитель начальника цеха ВТС, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
9. работники ФКП «АХК», осуществляющий профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений не имеет аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений - не проведена внутренняя аттестация работников обслуживающих гидротехнические сооружения (машинисты насосных установок, обходчики), чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ;
10. не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения - Не представлен акт комиссионного обследования ГТС по подготовке к безаварийному пропуску в паводковый период, чем нарушена статья 9.1 Закона № 117-ФЗ и пункт 4.8 Правил эксплуатации ГТС.
Данные факты подтверждаютсяактом проверки № 04-ГТС-08/2 от 04.02.2022, протоколом осмотра № 04-ГТС-08/2 от 04.02.2022, протоколом опроса № 04-ГТС-08/2 от 04.02.2022; протоколом об административном нарушении № 04-ГТС-08/2 от 04.02.2022.
ФПК АХК каких-либо доказательств в опровержение установленных фактов нарушения вышеуказанных требований не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности в действиях ФПК АХК события административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное (виновное) действие (бездействие) лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 2 этой статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, в действиях ФПК АХК усматривается наличие вины в совершении противоправных действий (бездействий).
Доказательств невозможности соблюдения ФПК АХК требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем ни управлением в ходе рассмотрения административного дела, ни суду не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине ФПК АХК во вмененном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 08.02.2022 № 04-ГТС-08/2 ФПК АХК обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Рассматривая вопрос о назначенном ФПК АХК административном наказании, суд учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Как установлено частью 3 этой статьи при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П сформулирована правовая позиция о том, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Размеры штрафов должны обеспечивать справедливое и соразмерное наказание.
Суд учитывает, что устранены следующие нарушения, зафиксированные в протоколе от 04.02.2022 № 04-ГТС-08/2 об административном правонарушении:
1. Выполнено ограждение камеры № 1 шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 1 протокола);
2. Выполнено ограждение камеры № 2 шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 2 протокола);
3. Конструкции и оборудование водосбросного сооружения шламонакопителя с насосной станцией и узлом смешивания защищены от коррозии путем покраски металлических поверхностей (пункт 3 протокола);
4. Выполнено измерение высотных отметок для фиксации водомерной рейки на шламонакопителе № 2 ФКП АХК (привязка к балтийской системе высот) (пункт 5 протокола);
5. Выполнено нанесение критической отметки уровня на водомерной рейке шламонакопителя № 2 ФКП АХК (пункт 6 протокола).
Письмом от 14.02.2022 ФКП АХК сообщило в адрес Приокского управления Ростехнадзора о проделанной работе и устранении вышеуказанных нарушений.
Приокское управления Ростехнадзора не опровергало факт устранения указанных нарушений.
Следует учесть тот факт, что предприятие является федеральным казенным предприятием, выполняет Государственный оборонный заказ, заключило пять кредитных договоров на общую сумму 715 489 332 руб. Финансовое положение предприятие осложнено наличием задолженности по взысканным в судебном порядке денежным средствам в энергоснабжающие организации, общая задолженность по которым составляет 4 383 358 руб.
ФКП АХК вину в совершенной правонарушении признало, оказывало содействие лицам, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по этому делу.
Суд приходит к выводу о том, что назначение наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за указанное нарушение представляет собой избыточную меру административного наказания, не соответствует принципу справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности.
Назначенный в соответствии с оспариваемым постановлением административный штраф может являться чрезмерным для ФПК АХК, которое является казенным предприятием.
Суд полагает, что достижение целей административного наказания в отношении ФПК АХК возможно при назначении штрафа размере 200 000 руб. (половина минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ), в связи с чем суд усматривает основания для изменения оспариваемого постановления в указанной части.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Изменить постановление Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.02.2022 №04-ГТС-08/02 о назначении административного наказания в части назначения Федеральному казенному предприятию «Алексинский химический комбинат» административного наказания, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 400 000 рублей, определив административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И. Чубарова