Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
Дело А68-2262/09
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 июля 2009г.
Арбитражный суд Тульской области
в составе судьи Андреевой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУП «Капремсервис» к Администрации
МО Узловский район Тульской области о признании недействительным постановления от 11.02.2009г. № 142
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, и.о. директора; ФИО2, по доверенности;
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности.
установил:
Постановлением администрации МО Узловский район от 11.02.2009г. № 142 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» предписано реорганизовать МУП «Капремсервис» и МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» МО «Узловский район» в форме присоединения МУП «Капремсервис» к МУП «Управляющая компания» с образованием на их основе МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» МО «Узловский район» в срок до 01.05.2009г.
Считая, что принятое постановление не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности МУП «Капремсервис» обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзывах.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 51 ч. 4 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст. 20 данного Закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в том числе, принимает решение о создании унитарного предприятия; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Статья 29 названного Закона предусматривает, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
По части 2 данной нормы реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена, в том числе, в форме - присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Статьей 31 названного ФЗ определено, что присоединение к унитарному предприятию
признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
Постановлением администрации МО Узловский район от 11.02.2009г. № 142 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» предписано реорганизовать МУП «Капремсервис» и МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» МО «Узловский район» в форме присоединения МУП «Капремсервис» к МУП «Управляющая компания» с образованием на их основе МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» МО «Узловский район» в срок до 01.05.2009г.
Собственником имущества, находящимся в хозяйственном ведении у МУП «Капремсервис» является МО Узловский район. Способ реорганизации двух муниципальных предприятий предусмотрен действующим законодательством.
В соответствии со ст. 28 Устава МО Узловский район администрация МО Узловский район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО Узловский район, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. К ее компетенции относится, в том числе, обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления МО Узловский район по решению вопросов местного значения.
Глава администрации МО Узловский район, руководствуясь ст. 31 Устава МО Узловский район, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; управляет и распоряжается муниципальной собственностью; создает условия для обеспечения городских и сельских поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, решение о реорганизации МУП «Капремсервис» принято уполномоченным органом и с соблюдением действующего законодательства.
Согласно ст. 198 ч.1 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст. 200 ч.4 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 ч.2 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Распоряжением главы администрации МО Узловский район от 26.12.2008г. № 620-р «О распределении полномочий, делегируемых главой администрации муниципального образования Узловский район» первый заместитель главы администрации наделен полномочиями по разработке и согласованию проекта постановления и распоряжения главы администрации, осуществлять контроль за их выполнением в соответствии со своей компетенцией. В период отсутствия главы администрации его полномочия по руководству администрацией исполняет первый заместитель главы администрации.
Распоряжением главы администрации МО Узловский район «О переводе ФИО4» от 26.12.2008г. ФИО4 переведена с ее согласия на муниципальную должность муниципальной службы и.о. первого заместителя главы администрации с 26.12.2008г. с муниципальной должности муниципальной службы заместителя главы администрации.
Решением Собрания представителей МО Узловский район «О расторжении служебного контракта с главой администрации МО Узловский район ФИО5» от 30.12.2008г. № 55-452 главе МО Узловский район ФИО6 предписано расторгнуть служебный контракт, заключенный 28.12.2005г. с главой администрации МО Узловский район ФИО5 с 30.12.2008г.
Постановлением главы администрации МО Узловский район «О сложении полномочий главы администрации МО Узловский район» от 30.12.2008г. № 1619 с 30.12.2008г. глава администрации МО Узловский район ФИО5 сложил с себя полномочия главы, с 31.12.2008г. до вступления в должность вновь назначенного главы администрации МО Узловский район полномочиями главы наделена и.о. первого заместителя главы администрации МО Узловский район ФИО4
Распоряжением главы администрации МО Узловский район « О внесении изменения в распоряжение главы администрации МО Узловский район от 26.12.2008г. № 158/к «О переводе ФИО4» от 15.01.2009г. № 6/к в названное распоряжение внесено следующее изменение: «и.о. первого заместителя» заменено на «первого заместителя».
Решением Собрания представителей МО Узловский район от 15.01.2009г. № 56-453 кандидатура ФИО4 согласована на муниципальную должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации МО Узловский район.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления ФИО4, являясь первым заместителем главы администрации МО Узловский район, исполняла обязанности главы администрации МО Узловский район в связи с его отсутствием по вышеназванным обстоятельствам. Изложенное свидетельствует о несостоятельности довода заявителя об отсутствии у ФИО4 полномочий на подписание оспариваемого постановления.
На основании изложенного, суд считает, что постановление администрации МО Узловский район «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» от 11.02.2009г. № 142 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и интересы заявителя.
Руководствуясь ст. 170-176, 197-201АПК РФ арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требования МУП «Капремсервис» о признании недействительным постановления администрации МО Узловский район от 11.02.2009г. №142 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» отказать.
Затраты по уплате госпошлины отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е.В.