ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-2356/08 от 17.07.2008 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

  (300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-2356/08-90/П

«17» июля 2008 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Пестрецовой Н.М.,

протокол ведет секретарь судебного заседания Радевич Н.М.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МИФНС России № 10 по Оренбургской области

к МИФНС России № 10 по Тульской области

3-е лицо – ООО «Кровельный мастер»

о признании недействительным решения от 30.01.2008 г. № 763А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы

при участии в заседании:

заявитель – не явился, извещен

от ответчика – Шевченко Т.Н. по дов., Комаров И.В. по дов.

третье лицо - не явилось, извещено

Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России №10 по Оренбургской области (далее по тексту решения МИФНС России №10 по Оренбургской области) обратилась с заявлением в арбитражный суд к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 10 по Тульской области (далее по тексту решения МИФНС России № 10 по Тульской области), третье лицо ООО «Кровельный мастер», о признании недействительным решения от 30.01.2008 г. № 763А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Кровельный мастер».

МИФНС России № 10 по Тульской области предъявленные требования отклонила по основаниям, изложенным в отзыве от 20.06.2008г.

ООО «Кровельный мастер» позицию по спору не изложило.

Заявитель и третье лицо в заседание суда не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд рассматривает дело в отсутствие МИФНС России № 10 по Оренбургской области, ООО «Кровельный мастер» в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ.

Из материалов дела судом установлено.

В МИФНС России № 10 по Тульской области 24.01.2008 г. обратился генеральный директор ООО «Кровельный мастер» с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, согласно Решению № 5 от 23.01.2008 г., принятому единственным участником ООО «Кровельный мастер» Новиковой Е.В.

На основании документов, представленных на государственную регистрацию, МИФНС России № 10 по Тульской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Кровельный мастер» от 30.01.2008 г. № 763А и произведена государственная регистрация 30.01.2008 г. за государственным регистрационным номером записи № 2087154033063, выдано свидетельство серии 71 № 001859603.

Не согласившись с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Кровельный мастер» в части указания юридического адреса ООО «Кровельный мастер» г. Оренбург, ул. Володарского, д. 20, произведенной МИФНС России № 10 по Тульской области, МИФНС России № 10 по Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, указав следующее.

Согласно представленных для государственной регистрации документов изменяется адрес ООО «Кровельный мастер» с 300034, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 69 на адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Володарского, д. 20.

ООО «Кровельный мастер» состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга, должностными лицами которой произведен осмотр помещения, находящегося по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Володарского, д. 20, в результате которого установлено, что по указанному адресу находится здание, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Фирма Торгсервис», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.07.2006 г. серии 56АА № 213737; генеральный директор ЗАО «Фирма Торгсервис» в пояснениях от 15.02.2008 г. разъяснил, что договор аренды с ООО «Кровельный мастер» не заключался, согласие на использование юридического адреса в качестве места регистрации не давалось, таким образом, МИФНС России № 10 по Оренбургской области пришла к выводу, что представленные на государственную регистрацию документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица, которые фактически означают незаполненность соответствующих граф заявления, что лишает поданный ООО «Кровельный мастер» документ статуса заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Кроме того, местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется исполнение обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Отсутствие постоянно действующего исполнительного органа по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению обязанности налогового органа по контролю за соблюдением юридическим лицом законодательства о налогах и сборах, способствует созданию с участием ООО «Кровельный мастер» схем незаконного обогащения, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.

МИФНС России № 10 по Тульской области возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Генеральным директором ООО «Кровельный мастер» был представлен полный комплект документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, указанный в ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», соблюдены все требования, предъявляемые к порядку заполнения форм документов, подлинность подписи в заявлениях засвидетельствована нотариусом. Регистрирующий орган не имеет право требовать иные документы, кроме указанных в п. 1 ст. 17 ФЗ № 129-ФЗ. Регистрирующий орган не осуществляет правовую экспертизу документов, предоставленных ему для государственной регистрации, а представленные сведения считаются достоверными, о чем заявитель свидетельствует своей подписью в соответствующих документах.

Установление факта отсутствия юридического лица по адресу места нахождения юридического лица относится к компетенции сотрудников отдела оперативного контроля, которые осуществляют сбор документов, подтверждающих отсутствие юридического лица по указанному адресу и при поступлении таких документов в инспекцию должностным лицом налогового органа принимаются меры по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, а также меры по привлечению должностного лица организации к административной ответственности.

Таким образом у МИФНС России № 10 по Тульской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав доводы спорящих сторон, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным (ч.2 ст.201 АПК РФ).

Следовательно, для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное существование двух условий:

1. ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;

2. ненормативный правовой акт должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Отсутствие одного из двух обязательных условий для признания решения недействительным является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).

В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на регистрирующий орган не возложена.

Применительно к рассматриваемому спору судом установлено.

Согласно решению № 5 от 23.01.2008 г. единственного участника ООО «Кровельный мастер» генеральным директором общества назначена Новикова Елена Вячеславовна (п. 7 Решения); местонахождением общества определен следующий адрес: 460000, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Володарского, д. 20 (п.4 Решения); утверждена новая Редакция Устава общества, Устав в прежней редакции признан утратившим силу (п. 5 Решения); решено зарегистрировать изменения в учредительные документы в установленном законодательством порядке (п. 8 решения).

Что же касается местонахождения общества, то суд отмечает следующее:

-ответственность за достоверность вносимых изменений законодатель возлагает на заявителя (в рассматриваемом случае ООО «Кровельный мастер»), п. «а» ст. 17, ст. 25 Закона № 129- ФЗ;

-в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности;

-регистрирующий орган лишен прав проводить какие-либо проверки по представленным документам.

Суд также не усматривает у заявителя нарушенного права, которое может быть восстановлено избранным способом судебной защиты.

Называемая заявителем причина обращения в суд с настоящим иском - невозможность проведения налогового контроля в связи с ненахождением юридического лица по указанному им адресу, не будет устранена путем удовлетворения требований заявителя. В любом случае местонахождение указанного общества неизвестно ни для МИФНС России №10 по Тульской области, ни для МИФНС России № 10 по Оренбургской области, тем более, что налоговые инспекции входят в одну систему и на каждой из них лежит обязанность осуществления налогового контроля.

Кроме того, пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлено, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

Таким образом, суд пришел к выводу, что у МИФНС России № 10 по Тульской области не было правовых оснований для отказа ООО «Кровельный мастер» в государственной регистрации изменений, в силу чего суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований МИФНС России № 10 по Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Н.М.Пестрецова