ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-2516/11 от 07.07.2011 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, г. Тула, Красноармейский пр., 5

тел./факс (4872) 250-800;

e-mail: info@tula.arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

Дело №А68-2516/11

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 июля 2011г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Андреевой Е. В.

протокол судебного заседания вела помощник судьи Горькова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065)

о привлечении к административной ответственности Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г.Тула «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства»

по ч.4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от заявителя – Ишутина В.И., по доверенности №01-30/28 от 27.06.2011г., Ротарь С.Г., по доверенности от 11.01.2011г.;

от заинтересованного лица – Ивантанов С.С., по доверенности от 28.06.2011г., Хаит М.А., по доверенности от 01.02.2011г.

Суд установил:

В период с 22.03.2011г.-14.04.2011г. должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее-Управление Росреестра по Тульской области) была осуществлена плановая проверка Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г.Тула «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» (далее – МУП «Центр ГиЗ») по соблюдению законодательства в области геодезии и картографии, лицензионных требований и условий, в результате которой был установлен факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

14.04.2011г. должностным лицом Управления Росреестра по Тульской области был составлен протокол об административном правонарушении №1-УР-Т/14 по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, из которого следует, что при выполнении геодезических работ на объектах (земельный участок по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул.Чехова, д.31; земельный участок по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул.Чехова, д.33) МУП «Центр ГиЗ» были нарушены лицензионные требования и условия осуществления геодезической деятельности:

- не соблюден порядок организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со ст.6 Федерального закона «О геодезии и картографии», а именно: в качестве исходных данных при развитии теодолитных ходов для проведения топографической съемки в ходе межевания земель используются координаты пунктов «Геознак «Геоцентр» 2 класса геодезической точности, информации о которых не содержится в Федеральном картографо-геодезическом фонде (далее – ФКГФ) Управления Росреестра по Тульской области; выписки исходных данных и материалов ФКГФ, используемые при геодезических работах, не получались в Управлении Росреестра по Тульской области, полученные данные не уничтожены в установленном порядке; не оформлялись разрешения на пользование фондами; не регистрировались геодезические работы;

- в штате МУП «Центр ГиЗ» отсутствуют специалисты с образованием по специальности «картография»;

- в штате МУП «Центр ГиЗ» отсутствует руководитель или начальник отдела, осуществляющий картографическую деятельность, имеющий высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «картограф» и необходимый стаж работы.

18.04.2011г. Управление Росреестра по Тульской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Центр ГиЗ» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало по основаниям, изложенный в отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии», пунктами 42,43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.11.2006г. №705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

Согласно п.5 Положения о лицензировании геодезической деятельности грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "д" - "ж" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее создание геодезических материалов с ненадлежащим содержанием, использование которых может представлять угрозу нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, обороноспособности и безопасности государства.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.12.1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение №2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008г №412).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети).

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.1995г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Пунктом 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93" (утв. Роскартографией 15.10.1993г.) предусмотрено, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5. Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002г. №114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения № 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

На основании разрешения организация - фондодержатель, указанная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы (пункт 2.15 рассматриваемой Инструкции).

Плата за пользование материалами и данными фонда, включающая в себя затраты на их создание и хранение, а также плата за услуги взимается в размере, устанавливаемом Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на хранении в которых находятся материалы и данные фонда (пункт 2.17 рассматриваемой Инструкции).

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000г. N 273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе является регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Пунктом 1.1. Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93" (утв. Роскартографией 15.10.1993г.) к топографо - геодезическим и картографическим работам отнесены геодезические, астрономо - геодезические, гравиметрические, топографические, топографо - геодезические в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэросъемочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работы, а также создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции, топографо - геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Таким образом, в целях осуществления государственного геодезического надзора проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

В ходе проверки было установлено, что при выполнении геодезических работ на объектах (земельный участок по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул.Чехова, д.31; земельный участок по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул.Чехова, д.33) МУП «Центр ГиЗ» в качестве исходных данных при развитии теодолитных ходов для проведения топографической съемки в ходе межевания земель используются координаты пунктов («Геознак «Геоцентр» 2 класса геодезической точности), информации о которых не содержится в Федеральном картографо-геодезическом фонде Управления Росреестра по Тульской области; выписки исходных данных и материалов ФКГФ, используемые при геодезических работах, не получались в Управлении Россреестра по Тульской области, полученные ранее данные не уничтожены в установленном порядке, не оформлялись разрешения на пользование фондами; не зарегистрированы геодезический работы.

Согласно пояснениями МУП «Центр ГиЗ» в 2006г. предприятием был сделан запрос в Московское окружное управление геодезии и картографии (Госгеонадзор РФ) о получении координат «Геознак «Геоцентр» 2 класса геодезической точности геодезического пункта в г.Туле.

11.05.2006г. ФГУП «Центрмаркшейдерия» были выданы МУП «Центр ГиЗ» координаты пункта «Геоцентр» 2-го класса геодезической точности.

В соответствии с п.3.6 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002г. №114-пр, после завершения использования материалов и данных фонда они подлежат возврату в организацию-фондодержатель в том же виде и состоянии с учетом естественного износа. Материалы и данные фонда, выданные пользователям в виде копий и выписок, подлежат возврату или уничтожению пользователем в установленном порядке в соответствии с указанным в разрешении.

Согласно представленному заинтересованным лицом акту от 13.05.2006г. выписка из координат геодезического пункта «Геоцентр» была уничтожена. Однако, при проведении межевания земельных участков МУП «Центр ГиЗ» использовало данные координаты пункта «Геознак «Геоцентр», что является незаконным.

МУП «Центр ГиЗ г.Тулы» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату за пользование материалами и данными не производило. Данный факт МУП «Центр ГиЗ г.Тулы» не оспаривало.

Факт нарушения МУП «Центр ГиЗ» требований лицензионного законодательства в данной части, суд считает установленным, т.е. предприятие должно было обращаться за получением данных координат при проведении геодезических работ и регистрировать их.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.11.2006г. №705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», являются наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности "картография" и стаж работы по специальности не менее 3 лет; наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) или у руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к картографической деятельности, у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности "картография" и стажа работы не менее 3 лет.

Согласно п.5 Положения о лицензировании картографической деятельности грубым нарушением лицензионных требований и условий является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "д" - "е" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее создание картографических материалов с ненадлежащим содержанием, использование которых может представлять угрозу нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, обороноспособности и безопасности государства.

28.06.2007г. МУП «Центр ГиЗ» была выдана лицензия №МОГ-04636К на осуществление картографической деятельности для выполнения следующих заявленных работ: топографическая съемка общего назначения и (или) ее обновление (корректура) в масштабах 1:500-1:10000, выполняемая на участках площадью до 10 кв.км. при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ; съемка подземных и надземных сооружений (инженерных коммуникаций) в масштабах 1:500-1:5000, выполняемая на участках площадью до 10 кв.км. при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ.

В ходе проверки МУП Центр ГиЗ» был представлен Перечень работ по отделу геодезии МУП «Центр ГиЗ», в состав которых входят работы по топографической съемке земельных участков, т.е. картографические работы.

В штате МУП «Центр ГиЗ» отсутствуют работники и руководитель или начальник отдела, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности "картография" и стаж работы по специальности.

Однако, доказательств того, когда, где МУП «Центр ГиЗ» осуществляло данные работы и их ненадлежащее содержание, административный орган не представил.

С учетом исследованных в совокупности и взаимной связи материалов дела, доводов и возражений участников процесса, суд считает, что в действиях МУП «Центр ГиЗ» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Однако, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения,

В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", межевой план предоставляется в составе документов, необходимых для кадастрового учета. Сведения, собранные в ходе геодезических работ фиксируются в межевом плане с момента его оформления. Дата подготовки окончательной редакции межевого плана (дата завершения кадастровых работ) указывается на титульном листе межевого плана (п.17 Приложения №2 приказа Минэкономразвития от 24.11.2008г №412).

Суд считает, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит исчислению с даты составления указанного документа, т.е. с 24.02.2011г.

Последним днем окончания срока давности для привлечения МУП «Центр ГиЗ» к административной ответственности является 24.05.2011г.

18.04.2011г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Центр ГиЗ» по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Определением суда от 22.04.2011г. данное заявление было оставлено без движения в связи с ненадлежащим оформлением представленных документов.

Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о привлечении к административной ответственности МУП «Центр ГиЗ» по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ принято к рассмотрению 20.05.2010г. после устранения заявителем обстоятельств, послуживших основания для оставления заявления без движения.

Таким образом, на момент рассмотрения данного заявления трехмесячный срок, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ истек, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 14.1, 29.10, 30.1, 30.3, 30.5 КоАП РФ, ст.ст. 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о привлечении МУП МО г.Тулы «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Е.В.Андреева