ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-265/09 от 16.03.2009 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, <...>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-265/09-14/8

16 марта 2009 г. – дата объявления резолютивной части решения

23 марта 2009 г. – дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Рыжиковой Н.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Чинара»

к Администрации города Тулы

3-е лицо: МУП МО г. Тула «МИР»

о признании недействительным постановления от 24.12.2008 г.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 16.01.2009 г.

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 13.01.2009 г.

от 3-его лица: ФИО3, представитель по доверенности от 26.11.2007 г.

Протокол вела секретарь судебного заседания Сентюрина А.В.

ООО «Чинара» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации г. Тулы № 5220 от 24.12.2008 г. «О предварительном согласовании МУП МО г. Тула «МИР» места размещения здания многоуровневой автостоянки с пристроенной автомойкой и шиномонтажом по ул. Ложевой в Пролетарском районе г. Тулы».

Администрация г. Тулы заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве от 25.02.2009 г.

3-е лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 10.03.2009 г.

Из материалов дела суд установил:

24.12.2008 г. Главой администрации г. Тулы в связи с заявлением муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «МИР» (далее – МУП МО г. Тула «МИР») о предварительном согласовании по ул. Ложевой места размещения здания многоуровневой автостоянки с пристроенной автомойкой и шиномонтажом, принимая во внимание проведенное информирование населения о предполагаемом строительстве, принято постановление № 5220 «О предварительном согласовании МУП МО г. Тула «МИР» места размещения здания многоуровневой автостоянки с пристроенной автомойкой и шиномонтажом по ул. Ложевой в Пролетарском районе г. Тулы», согласно которому предварительно согласовано МУП МО г. Тула «МИР» место размещения здания многоуровневой автостоянки с пристроенной автомойкой и шиномонтажом, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 5500 кв.м., расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Ложевой.

В пункте 3 постановления указано, что в целях его реализации органу, уполномоченному на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит в установленном порядке расторгнуть (прекратить) договор аренды земельного участка от 20.10.1997 г. № 1433, который, как следует из вводной части постановления, заключен с ООО «Чинара» для временного размещения некапитального объекта (автостоянка).

Заявитель, считая данное постановление не соответствующим требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. При этом в обоснование своих требований, заявитель указывает, что ООО «Чинара» не было надлежащим образом информировано о возможном изъятии арендованного им земельного участка для строительства; в тексте информационного сообщения не указан адрес земельного участка, предоставляемого для размещения здания многоуровневой стоянки. При принятии оспариваемого постановления не были приняты во внимание следующие обстоятельства: ООО «Чинара» длительное время арендует земельный участок по адресу: <...>; согласно п. 1.15 протокола заседания Координационного совета по вопросам отвода земель под микрорынки и территориальные объекты для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта от 08.02.2007 г. ООО «Чинара» предоставлено право оформления правоустанавливающих и землеустроительных документов по размещению микрорынка по торговле стройматериалами на территории, используемой под автостоянку на ул. Ложевой; вопрос реконструкции автостоянки для организации микрорынка по торговле стройматериалами был согласован с администрацией г. Тулы; акт о выборе земельного участка, утвержденный оспариваемым постановлением, не содержит расчета убытков арендатора земельного участка – ООО «Чинара» в случае возможного изъятия земельного участка для строительства.

Администрация г. Тулы и МУП МО г. Тула «МИР», возражая против заявленных требований, считают их незаконными и необоснованными, полагая, что оспариваемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (п. 5).

Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).

В силу положений указанной статьи полномочиями для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта наделены, в том числе, органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, МУП МО г. Тула «МИР» обратилось в Администрацию г. Тулы с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, и постановлением Главы администрации г. Тулы № 5220 от 24.12.2008 г. был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения здания многоуровневой стоянки. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что процедура и порядок выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта были соблюдены.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках полномочий предоставленных действующим законодательством и в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Также суд считает, что указанное постановление не нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании постановления Главы администрации г. Тулы № 482 от 06.05.1997 г. 20.10.1997 г. МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» и Частным индивидуальным предприятием «Корнев» ФИО4 заключен договор № 1433 аренды земельного участка площадью 5344 кв.м., расположенного в <...> сроком на пять лет; зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы 01.12.1997 г.

Согласно изменениям от 20.01.2000 г. к договору аренды № 1433 от 20.10.1997 г. права арендатора по вышеуказанному договору аренды перешли к ООО «Чинара».

Поскольку после окончания срока договора арендатор продолжал пользоваться имуществом при отсутствии возражений собственника, договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок в силу ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

В соответствии с п. 3.2 договора аренды земельного участка № 1433 от 20.10.1997г. договор аренды земельного участка может быть в одностороннем порядке и в любое время расторгнут по письменному уведомлению одной из сторон или на основании постановления администрации г. Тулы.

Пунктом 3.1 постановления главы Администрации г. Тулы от 24.12.2008 № 5220 решено в установленном порядке расторгнуть (прекратить) возобновленный на неопределенный срок договор аренды земельного участка № 1433 от 20.10.1997 г., заключенный с ООО «Чинара». При этом под установленным порядком необходимо понимать порядок и срок, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанное постановление представляет собой выражение воли собственника земельного участка на отказ от договора аренды, что не противоречит требованиям земельного и гражданского законодательства.

Ссылку заявителя на то обстоятельство, что согласно п. 1.15 протокола заседания Координационного совета по вопросам отвода земель под микрорынки и территориальные объекты для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта от 08.02.2007 г. ООО «Чинара» предоставлено право оформления правоустанавливающих и землеустроительных документов по размещению микрорынка по торговле стройматериалами на территории, используемой под автостоянку на ул. Ложевой; вопрос реконструкции автостоянки для организации микрорынка по торговле стройматериалами был согласован с администрацией г. Тулы, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.

Решением Тульской городской Думы от 24.12.1998 № 14/211 утверждены Правила организации микрорынков и объектов для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта в г. Туле, а также Положение о Координационном совете по вопросам отвода земель под временные объекты, микрорынки, территориальные объекты для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта.

Настоящие правила регулируют правоотношения по поводу размещения и организации деятельности микрорынков и объектов для хранения и технического обслуживания личного транспорта на территории г. Тулы, устанавливают основы градостроительной политики и определяют порядок предоставления земельных участков, общий порядок производства проектно-изыскательских работ и строительства, принятие завершенного строительством объекта в эксплуатацию, а также общие требования к деятельности объектов.

Пунктом 3 указанных Правил установлен порядок предоставления земельного участка, в том числе, для размещения временных объектов, который определяет последовательность действий как лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, так и уполномоченных органов. При этом п.3.5 Правил предусмотрено, что Координационный совет в соответствии со своей компетенцией (установленной п.1 Положения о Координационном совете) принимает решение о целевом или аукционном способе выделения земельного участка, которое оформляет протоколом.

На основании положительного решения Координационного Совета, Глава города Тулы принимает соответствующее постановление о предоставлении земельного участка (п.3.7).

На основании вышеуказанного постановления Главы города Тулы проводятся публичные торги или осуществляется предоставление земельного участка целевым способом (п.3.8).

Между тем, заявителем не представлено ни решение Координационного совета администрации г. Тулы о целевом способе выделения ООО «Чинара» земельного участка для размещения микрорынка по торговле стройматериалами, ни постановления Главы администрации г. Тулы о предоставлении земельного участка для этих целей.

Довод заявителя о нарушении п.п. 3, 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации судом отклоняется, т.к. пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок выявления лиц, законные интересы которых могут быть затронуты возможным предоставлением земельного участка для строительства, посредством информирования.

При этом, учет прав заинтересованных лиц обеспечивается при проведении работ по формированию земельного участка, однако указанные работы, равно как и государственный кадастровый учет, проводятся после принятия решения о предварительном согласовании.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: его несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Главы администрации г. Тулы от 24.12.2008 № 5220 вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему земельному законодательству; не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворения заявления ООО «Чинара» о признании недействительным постановления Главы администрации г. Тулы № 5220 от 24.12.2008 г. «О предварительном согласовании МУП МО г. Тула «МИР» места размещения здания многоуровневой автостоянки с пристроенной автомойкой и шиномонтажом по ул. Ложевой в Пролетарском районе г. Тулы» отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. отнести на заявителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Н.А. Рыжикова