Арбитражный суд Тульской области
300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-2690/2022
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2022 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Фрик Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елисеевой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «ТНС Энерго Тула» ИНН (7105037307) ОГРН (<***>) к публичному акционерному обществу «Россети Центр и Приволжье» ИНН (5260200603) ОГРН (<***>) о взыскании убытков в размере 38 500 руб., при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 по доверенности от 22.06.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26.07.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ТНС Энерго Тула» (далее – Гарантирующий поставщик, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее – Сетевая организация, ответчик) убытков в размере 38 500 руб.
В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства.
28.07.2021 в адрес АО «ТНС энерго Тула» поступила претензия ФИО3 о возмещении ущерба, причинённого в результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества 14.05.2021 в сумме 35 000 руб.
Из содержания претензии и анализа приложенных документов, следует, что 14.05.2021 в МКД №2 по ул. Бундурина г. Венева Тульской области произошло аварийное изменение параметров системы электроснабжения (повышение напряжения свыше 400В). По факту совместного выезда на место представителей ФИО4 компании и сотрудников МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район» установлено, что возникновение аварийной ситуации было спровоцировано выходом из строя понижающего трансформатора расположенного в ТП (трансформаторной подстанции) вблизи МКД.
В результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества, бытовой технике потребителя был причинен ущерб, а именно, сгорел компрессор в холодильнике Liebherr 3314 (серийный номер 32.003.164.7).
Сумма ремонта указанной техники составила 35 000 рублей, что подтверждается чеком и нарядом на выполнение работ по ремонту бытовой техники.
В обоснование своих требования, ФИО3 приложил договор купли-продажи указанной техники, чек и наряд на выполнение работ по ремонту бытовой техники, подтверждающие факт выхода из строя в результате скачка напряжения, фото неисправного компрессора, а также иную документацию.
В рамках рассмотрения заявления потребителя, АО «ТНС энерго Тула» направляло ФИО4 компании запрос относительно имеющейся информации об отклонении показателей качества электроэнергии по адресу: <...>, имевших место 14.05.2021, а также в МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район».
07.06.21 поступил ответ МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район» о совместном выезде на место сотрудников управляющей компании и представителей ФИО4 компании, в результате которого установлено, что возникновение аварийной ситуации было спровоцировано выходом из строя понижающего трансформатора расположенного в ТП (трансформаторной подстанции) вблизи МКД. В результате проверки общедомовой системы электроснабжения недостатков на участках ОДИ ЭЭ, способных спровоцировать возникновение аварийной ситуации, отмечено не было.
13.07.2021 был получен ответ ФИО4 компании о результатах совместного с МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район» выезда на место, в ходе которого не опровергнута информация, указанная в письме УК.
Указанная информация, в совокупности с документами, представленными потребителем, дали истцу основания для вывода о факте поставки электроэнергии ненадлежащего качества по вине ФИО4 компании.
В связи с тем, что Гарантирующий поставщик, несет ответственность перед потребителем за надлежащее исполнение условий договора электроснабжения, АО «ТНС энерго Тула» оплатило ФИО3 понесенные убытки в размере 35 000 руб., что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами (соглашение о возмещении ущерба от 13.08.2021, а также платежным поручением №14491 от 16.08.2021).
06.08.2021 в адрес АО «ТНС энерго Тула» поступило заявление ФИО5 о возмещении ущерба, причинённого в результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества 27.07.2021 в сумме 3500 руб.
Из содержания заявления и анализа приложенных документов, следует, что 27.07.2021 в доме 82А в с. Маслово Ленинского района Тульской области, произошло аварийное изменение параметров системы электроснабжения.
В результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества, бытовой технике потребителя был причинен ущерб, а именно, выгорела первичная и вторичная цепь питания в игровой приставке ХЬох - 360.
Сумма ремонта указанной техники составила 3 500 рублей, что подтверждается чеком и актом диагностики №4526 от 02.08.21, актом выполненных работ по ремонту оборудования №КМ2021087990 от 03.08.21.
В обоснование своих требований ФИО5 приложил товарный чек на покупку игровой приставки ХЬох 360, акт диагностики игровой приставки ХЬох 360 №4526 от 02.08.21, акт выполненных работ по ремонту оборудования №КМ2021087990 от 03.08.21, подтверждающие факт выхода из строя в результате скачка напряжения, а также иную документацию.
В рамках рассмотрения заявления потребителя, АО «ТНС энерго Тула» направляло ФИО4 компании запрос относительно имеющейся информации об отклонении показателей качества электроэнергии по адресу: <...>, имевших место 27.07.2021.
15.11.21 поступил ответ ПАО «Россети, в результате которого установлено, что возникновение аварийной ситуации было спровоцировано падением опоры №17 отпайки на КТП №3676 «Мрамор» вследствие столкновения с ней неустановленного транспортного средства.
Указанная информация, в совокупности с документами, представленными потребителем, дали основания для вывода истца о факте поставки электроэнергии ненадлежащего качества по вине ФИО4 компании.
В связи с тем, что Гарантирующий поставщик, несет ответственность перед потребителем за надлежащее исполнение условий договора электроснабжения, АО «ТНС энерго Тула» оплатило ФИО5 понесенные убытки в размере 3 500 руб., что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами (соглашение о возмещении ущерба от 18.10.2021, а также платежным поручением №18575 от 19.10.2021).
За взысканием стоимости выплаченных потребителям денежных средств в общем размере 38 500 руб., составляющих убытки истца, гарантирующий поставщик обратился с иском к ответчику – сетевой организации.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 11-17), считая, что истец не доказал по первому эпизоду неисправность в сетях ответчика, сославшись на акт от 30.06.2021 (л.д. 36), согласно которому причина скачка напряжения – отсутствие защиты в ВРУ дома. По второму эпизоду указал, что аварийное отключение электроэнергиии в результате ДТП (наезда на опору) не свидетельствует о скачке напряжения в сетях ответчика.
Оценив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. При разрешении спорных правоотношений применяются нормы специального законодательства.
Пунктом 30 Основных положений № 442 от 04.05.2012, установлена ответственность гарантирующего поставщика перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения, в том числе за действия сетевой организации.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с абз.4 пункта 31 Основных положений, утверждённых Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012 Гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения (купли/продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём возмещения убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2016 № 701-0 общими условиями наступления деликтной ответственности являются: наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинно-следственной связи между возникновением вреда и противоправными действиями, вины причинителя вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
В целях исполнения договоров энергоснабжения с потребителями электроэнергии, между АО «ТНС энерго Тула» (Заказчик) и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (Исполнитель) 21.01.2014 заключен «Договор №1 оказания услуг по передаче электроэнергии» (далее - Договор), по которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей потребителям Заказчика, который обязан оплачивать услуги Исполнителя.
В соответствии с п. 3.4.2. Договора, Исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, параметра надежности и качества которой должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
При выявлении Заказчиком обстоятельств, которые свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Исполнителем (ТСО) условий настоящего Договора, предъявить Исполнителю претензии по указанным обстоятельствам в сроки, установленные действующим законодательством РФ (п.3.3.5 Договора).
Исполнитель обязан осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ и заключенными с ТСО договорами на оказание услуг по передачесоответствующими ГОСТ, иными обязательными требованиями и техническими регламентами (п. 3.4.4 Договора).
В соответствии с п. 3.4.9 Договора, Исполнитель обязан направлять Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней ответы на поступившие от Заказчика жалобы и заявления Потребителей по вопросам надежности и качества передачи электрической энергии (мощности).
В соответствии с п.5.1. Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно п. 5.3.3 Договора ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (в настоящее время ПАО «Россети Центр и Приволжье») несет ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, утвержден Регламент взаимодействия и обмена информацией между Исполнителем и Заказчиком, необходимых для соблюдения единых стандартов качества обслуживания потребителей и для реагирования на их обращения (Приложение №7 к Договору).
Согласно данному Регламенту, все, за исключением анонимных, содержащих оскорбления, обращения потребителей, по вопросам электроснабжения должны быть рассмотрены Сторонами в своей зоне ответственности. При необходимости Сторона, принявшая обращения, может направить копию поступившего обращения другой Сторона для рассмотрения, и принятия соответствующих мер. Стороны рассматривают поступившие обращения потребителей и обращения контролирующих органов каждая в своей компетенции, согласно Договору, (абз.1 «Общих положений»).
Срок рассмотрения обращения составляет 14 дней и может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней, если ответ на обращение требует более детальной проработки (абз. 2-3 «Порядка регистрации и учёта обращений).
При необходимости с сопроводительным письмом обращение должно быть передано в подразделение другой Стороны для его рассмотрения. Каждая из Сторон представляет другой стороне всю необходимую информацию (абз.4 «Порядка регистрации и учета обращений»).
Также указанный Регламент разграничивает зоны ответственности Заказчика и Исполнителя. Вопросы качества электрической энергии и надежности электроснабжения находятся в зоне ответственности Исполнителя (абз. 1. 2 «Зоны ответственности Исполнителя»),
Согласно п. 5.4 Договора, убытки, причиненные Сторонам, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами условий настоящего Договора, подтвержденные судебным актом, подлежат возмещению.
В соответствии с п. 5.6 Договора, в случае обращения потребителя (покупателя) к Заказчику и/или Исполнителю с претензией по вопросу причинения ему ущерба вследствие нарушения Исполнителем и/или ТСО качества и надежности электроснабжения, урегулирование данного вопроса с потребителем (покупателем) производится Исполнителем самостоятельно. По решению суда Заказчик должен возместить потребителю (покупателю) причиненные убытки, а Исполнитель Заказчику.
Если в результате проведенной потребителем (покупателем) Заказчика и/или контролирующим органом проверки соблюдения обязательной сертификации и/или экспертизы электрической энергии в точках поставки потребителям (или покупателям) Заказчика и/или в точках приема Исполнителем и/или СО, на соответствие требованиям норм качества, ГОСТ, технических регламентов и иным обязательным требованиям Заказчику будет вынесено предписание об устранении нарушений и в судебном порядке Заказчику назначено наказание в виде штрафа, Исполнитель предпринимает меры для выполнения предписания в установленный срок и возмещает Заказчику причиненные убытки.
Таким образом, ответственность ФИО4 организации за обеспечение соответствия качества подаваемой электрической энергии перед Гарантирующим поставщиком, следует не только из действующего законодательства, но и из условий Договора.
АО «ТНС энерго Тула» не владеет объектами электросетевого хозяйства. Для исполнения договоров энергоснабжения используются объекты электросетевого хозяйства 3 лиц, соответственно, при поступлении заявлений от потребителей электроэнергии о нарушении качества коммунальной услуги, Гарантирующий поставщик не имеет возможности провести самостоятельное обследование объектов электросетевого хозяйства для установления факта наличия или отсутствия аварийных ситуаций или иных факторов, которые могли быть причиной повреждения имущества потребителей. Тем не менее, при поступлении указанных заявлений, Гарантирующий поставщик, несущий ответственность за качество подаваемой электроэнергии перед потребителями электроэнергии, должен проявить разумно ожидаемые от него действия, для установления факта наличия аварии в своей зоне ответственности, а также её причин, для принятия решения о возмещении ущерба.
По эпизоду 1 (ФИО6) было повреждено бытовое оборудование потребителя электроэнергии в МКД, электроснабжение которого осуществляется через объекты ФИО4 организации, а также с использованием общедомового имущества, соответственно, АО «ТНС энерго Тула» был направлен запрос в управляющую организацию указанного МКД, а также в ПАО «Россети Центр и Приволжье». 07.06.21 поступил ответ МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район» о совместном выезде на место сотрудников управляющей компании и представителей ФИО4 компании, в результате которого установлено, что возникновение аварийной ситуации было спровоцировано повышением напряжения в сетях свыше 400В, в результате выхода из строя понижающего трансформатора расположенного в ТП (трансформаторной подстанции) вблизи МКД.
13.07.2021 был получен ответ ФИО4 организации о результатах совместного с МУП «Управляющая организация муниципального образования Веневский район» выезда на место, в ходе которого не опровергнута информация, указанная в письме УК.
Указанные документы позволили с разумной степенью достоверности судить о наличии аварийных ситуаций в зоне ответственности ФИО4 организации, в результате чего, было принято решение о возмещении ущерба потребителю.
В ходе рассмотрения настоящего дела от ФИО4 организации поступил акт обследования внутридомовых электрических сетей от 30.06.2021 по адресу: <...>. Указанным актом были зафиксированы недостатки и нарушения во внутридомовых сетях. При этом, аварийная ситуация возникла 15.05.2021, т.е. акт был составлен спустя 1,5 мес. после аварии. Истцом был представлен в материалы дела акт от 15.05.2021, составленный по итогам обследования указанного МКД в день аварии, а также ответ управляющей компании, из которых следовало, что 15.05.2021, т.е. в день аварии, внутридомовые сети находились в надлежащем состоянии. Доказательств обратного ФИО4 организацией представлено не было.
По эпизоду 2 (ФИО5) был причинён ущерб потребителю электроэнергии в частном домовладении, электроснабжение которого осуществляется через объекты электросетевого хозяйства ФИО4 организации, в связи с чем, АО «ТНС энерго Тула» был направлен запрос в ПАО «Россети Центр и Приволжье». 15.11.21 поступил ответ ПАО «Россети Центр и Приволжье», из содержания которого установлено, что возникновение аварийной ситуации было спровоцировано падением опоры №17 отпайки на КТП №3676 «Мрамор» вследствие столкновения с ней неустановленного транспортного средства. Указанный ответ, позволил сделать вывод о наличии аварийной ситуации в зоне балансовой принадлежности ФИО4 организации, в результате чего, было принято решение о возмещении ущерба потребителю.
ФИО4 организацией при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих об освобождении от ответственности по данному эпизоду.
Таким образом, АО «ТНС энерго Тула» по обоим эпизодам были представлены доказательства, свидетельствующие о размере и причинах ущерба, причиненного потребителям, а также доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между возникновением ущерба и виновными действиями (бездействием) ФИО4 организации.
При этом, необходимо отметить, что бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившим вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несёт ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, п.3 ст. 401. п. 1 ст. 1079 ГК РФ) (п.12 постановления Пленума ВС РФ №25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).
Таким образом, по мнению суда, требования Истца по настоящему делу подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «ТНС Энерго Тула» (ОГРН <***>) убытки в размере 38 500 руб.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья Е.В. Фрик