ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-3124/2021
Дата объявления резолютивной части решения 12 мая 2021 года
Дата изготовления решения в полном объеме 19 мая 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи Н.И. Чубаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО1 по доверенности от 19.01.2021 №Д-231-22, диплом,
от ООО ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» – ФИО2 по доверенности от 11.01.2021, №100-юр, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Приокское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приокское Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» (далее – ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ», общество) к административной ответственности части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из представленных материалов следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора ФИО3 от 25.02.2021 № РП-231-574-0, в период с 09.03.2021 по 31.03.2021 была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения пунктов 1-38 предписания от 28.12.2020 № 80-10/12-С-2020а, выданного Обществу с ограниченной ответственностью ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» (ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ») при строительстве объекта капитального строительства «Установка «Метанол М-500» на промышленной площадке ОАО «Щекиноазот», расположенного по адресу: 301212, <...>. В ходе проверки установлено неисполнение требований ранее выданного предписания. Срок исполнения вышеуказанных пунктов предписания был установлен - 12.02.2021.
По результатам проверки в отношении ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора составлен акт проверки № 17-10/12-С-2021 от 31.03.2021.
Согласно данному акту проверки ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» не были исполнены (не устранены) 7 фактов невыполнения предписания от 28.12.2020 № 80-10/12-С-2020а (из 38-ми) по ранее выданному обществу предписанию:
1. Допускается продолжение работ до составления АОСР - В описании нарушения не указан объект (титул) в отношении которого составлено предписание. Акты на объектах, завершенных строительством, подписаны, также производятся записи в специальных журналах и ОЖР. Предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021 (ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.2013 по делу № А43-27119/2012 указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, ы которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами»);
2. Не предоставлены документы, подтверждающие проведение операционного контроля за строительством - устранено, предъявлено, извещение № 1/2021 от 11.02.2021. Производятся записи в ОЖР и специальных журналах;
3. Не представлены документы, подтверждающие проведение входного контроля проектной документации - устранено, предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021. Ведется журнал входного контря проектной документации, получаемой от Заказчика;
4. Не осуществляется геодезический контроль соблюдения точности выполнения СМР, инструментальные наблюдения за деформациями в процессе строительства - устранено, предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021. На все сооружения оформляются исполнительные геодезические схемы. В процессе строительства деформаций не обнаружено;
5. Не предоставлены сведения о контроле за технологической последовательностью работ со стороны Заказчика и Подрядчика - устранено, предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021. Ведутся записи в ОЖР и специальных журналах, составляются AOOCP и АООК;
6. Не предоставлен распорядительный документ о назначении ответственного за оперативное руководство работами - устранено, предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021. Приказ № 322 от 14,02.2021;
7. В исполнительной документации отсутствуют комплекты рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных работ чертежам - устранено, предъявлено извещение № 1/2021 от 11.02.2021. В переданной Заказчику исполнительной документации на завершенные работы приложен комплект чертежей с отметкой «Выполнено в соответствии с проектом».
Должностным лицом Приокского Управления Ростехнадзора по данному факту составлен протокол № 34-10С-Т об административном правонарушении от 31.03.2021, в котором допущенные ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» правонарушения квалифицированы по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении общества к административной ответственности направлено в арбитражный суд.
ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» не согласно с доводами заявителя о том, указав в отзыве на заявление, что обществом 11.02.2021 в адрес Приокского управления письмом № TM-5101 было направлено Извещение № 1/2021 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства «Установка «Метанол М500» на промышленной площадке ОАО «Щекиноазот» с приложением документов и фотографий, подтверждающих устранение всех указанных в предписании нарушений (извещение было получено Приокским управлением 11.02.2021 вход. рег. № 231/3187). Указанный комплект документов представленных Управлению был заранее согласован с ФИО4 - государственным инспектором, выдавшим предписание.
При выездной проверке государственному инспектору ФИО4 было предъявлено наглядное устранение замечаний и документы, подтверждающие устранение указанных замечаний. Перечень документов соответствовал письму № ТМ-5101 и извещению № 1/2021. В течение всего срока проведения настоящей проверки с 09.03.2021 по 31.03.2021 ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» неоднократно связывалось с государственным инспектором с просьбой подтвердить достаточность представленных документов и наглядного устранения замечаний для закрытия предписания. На что был получен ответ, что дополнительных действий со стороны общества не требуется.
Согласно акту проверки № 17-10/12-С-2021 от 31.03.2021 ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» не были исполнены (не устранены) 7 фактов невыполнения предписания (из 38-ми) по ранее выданному обществу предписанию.
Общество считает, что все 38 пунктов нарушения по предписанию М 80-10/12-С-2020а от 28.12.2020 были устранены в срок до 12,02.2021, в т.ч. 7 спорных пунктов нарушения, в связи с чем оснований для привлечения ООО ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя просил признать (в случае, если суд не согласится с доводами об отсутствии события правонарушения) малозначительным.
Суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании при отсутствии возражений от сторон против такого перехода.
Представитель Приокского Управления Ростехнадзора поддержал заявленные требования, указывая при этом, какие конкретно нарушения, изложенные в предписании, не устранены.
Выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здание, строение и сооружение являются объектами капитального строительства.
Из части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Согласно части 8 статьи 53 названного Кодекса, порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета установлен Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». В соответствии с пунктом 5 которого строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором (пункт 6 Положения).
Операционный контроль должен осуществляться после завершения производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле должно проверяться: - соблюдение заданной в проекте производства работ (ППР) технологии выполнения строительных процессов.
Состав и содержание операционного контроля регламентируется указаниями РСН-73. Эти знания устанавливают общий порядок проведения контроля выполнения строительно-монтажных и специальных работ при возведении зданий и сооружений различного назначения. Задача операционного контроля заключается в обеспечении соответствия выполняемых строительно-монтажных и специальных работ проекту и требованиям нормативных документа (СНиП, ГОСТ, ОСТ и т. п.), а также в повышении ответственности непосредственно исполнителей за качество производимых работ.
Технологический процесс (часть технологии строительных работ) -совокупность технологических операций, выполняемых для получения строительной продукции в заданном объеме, установленного качества и в определенные сроки. Технологическая операция (часть технологического процесса) - совокупность технологических проходов и приемов, обеспечивающих получение строительной продукции. (Указаны в МДС 12-29.2006 и в проектной документации по объекту капитального строительства).
Входной контроль проектно-сметной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций, приемочный контроль строительно-монтажных работ. При входном контроле проектно-сметной документации производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. (Предусмотрен пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»).
СП 48.13330.2019 (Организация строительства»
5.10 Застройщик (технический заказчик) проводит входной контроль (аудит) полученной рабочей документации на предмет ее соответствия требованиям НД в области архитектурно-строительного проектирования, соответствия утвержденной проектной документации и достаточности для выполнения строительно-монтажных работ. В случае выявления несоответствий они оформляются в виде ведомости и передаются проектной организации для устранения в установленные договором сроки.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, по адресу: 301212, <...>, осуществляется строительстве объекта капитального строительства «Установка «Метанол М-500» на промышленной площадке ОАО «Щекиноазот»
Проектная документация разработана ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза (ОАО «НИИК»). Шифр 17024.
Заказчиком для проведения авторского надзора за выполнением строительно-монтажных работ и услуг по техническому сопровождению объекта капитального строительства привлечено юридическое лицо ОАО «НИИК», договор от 11.06.2019 №19025.
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий № в ЕГРЗ 71-1-1-3-001512-2018 от 24.09.2018 ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Разрешение на строительство объекта капитального строительства № 71-RU71522000-113-2018 от 19.11.2018, выдано Администрацией МО Щекинский район, срок действия до 19.10.2021.
Заказчиком объекта является ОАО «Щекиноазот» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Заказчиком для строительства объекта привлечено юридическое лицо в качестве лица, осуществляющего строительство ООО ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» (ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ»), ИНН <***>, ОГРН <***>. договор генерального подряда №1088 от 28.12.2018, при проверке присутствовал руководитель проекта ФИО5, доверенность от 01.01.2020 №61-юр. Согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 03.12.2020 № 590 ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» является членом СРО «Астраханские строители» (414000 <...>/ФИО6/Бабушкина, 20/29//17, к.9, e-mail: astroy@astroy-sro.ru).
ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» в свою очередь привлекло в качестве лиц, осуществляющих строительство (субподряд) следующие организации:
- общество с ограниченной ответственностью «Промстроймонтаж-С» (ООО «ПСМ-С»), ИНН 6318023610.ОГРН 1176313017385, договор субподряда №002/2019 ЩА от 01.02.2019, место нахождения юридического лица: 443083 <...>, при проверке присутствовал инженер ПТО ООО «ПСМ-С» ФИО7. Согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 05.11.2020 № 12736 ООО «ПСМ-С» является членом СРО Союз «Содружество строителей» (443110 <...>, e-mail: sro@np-ss/org).
- общество с ограниченной ответственностью «ВИССТРОЙ ВОЛГОГРАД» (ООО «ВИССТРОЙ ВОЛГОГРАД»), ИНН <***>, ОГРН <***>, договор субподряда №011/2019 ЩА от 08.08.2019, место нахождения юридического лица: 400031Волгоградская обл., <...> Д.12Б, оф. 206, при проверке присутствовал начальник участка ООО «ВИССТРОЙ ВОЛГОГРАД» ФИО8 Согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 07.12.2020 ;Ш)01335 ООО «ВИССТРОЙ ВОЛГОГРАД» является членом саморегулируемой организации Ассоциация «Строители Волгоградского региона» (400066, <...>. офис 221, e-mail: info@svr-sro.ru).
- общество с ограниченной ответственностью «СМУ-4» (ООО «СМУ-4»), ИНН <***>, ОГРН <***>, договор субподряда №019-2020 ЩА от 03.02.2020, место нахождения юридического лица: 628485, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Когалым, ул. Мира, 14, 155. Согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 05.12.2020 №2076/2020-ВР ООО «СМУ-4» является членом саморегулируемой организации Союз «Саморегулируемая организация «Организация профессиональных участников строительного рынка» (628615, Ханты-Мансийский автономный окрут-Югра, <...>, e-mail: sro.opus@fmail.com).
- общество с ограниченной ответственностью «ГСИ-Нефтехиммонтаж» (ООО «ГСИ-НХМ»), IIIТН 6315638574, ОГРН <***>, договор субподряда №020/2020 ЩА от 23.03.2020. место нахождения юридического лица: 443004, <...>. согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 16.11.2020 № 12851 ООО «ГСИ - НХМ» является членом саморегулируемой организации Союз «Содружество строителей» (443110, <...>, e-mail: sro@np-ss.rg).
- общество с ограниченной ответственностью «УЛИСС» (ООО «УЛИСС»), ИНН <***>, ОГРН <***>, договор субподряда №014/2019 ЩА от 10.10.2019, место нахождения юридического лица: 300062, <...> дом.1, оф.1а. Согласно выписки из реестра членов саморегулируемой ООО «УЛИСС» является членом саморегулируемой организации Ассоциация "Саморегулируемая организация строительных компаний «МЮКР1ТИОНСТРОЙ» (300041, <...>. 1,7-14, mgstula@mail.ru).
- общество с ограниченной ответственностью «Монтаж-Сервис» (ООО «Монтаж-Сервис»). 1 5903042554. ОГРН <***>, договор субподряда №010/2019 ЩА от 31.07.2020. место нахождения юридического лица: 614068, <...>. Согласно представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.11.2020 № 1100 ООО «Монтаж-Сервис» является членом Ассоциации саморегулируемой организации «СТРОЙГАРАНТ» (614000, <...>, e-mail: slroygarantfr/ apsg.perm.ru).
В результате проведенной Приокским Управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» пунктов 1-38 предписания от 28.12.2020 № 80-10/12-С-2020а в период с 09.03.2021 по 31.03.2021 установлено неисполнение в установленный срок (12.02.2021) требований данного предписания при строительстве указанного объекта капитального строительства «Установка «Метанол М-500» на промышленной площадке ОАО «Щекиноазот»,
В нарушение приведенных выше норм не выполнены следующие требования предписания от 28.12.2020 № 80-10/12-С-2020а:
1. Допускается продолжение работ до составления актов освидетельствования скрытых работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических требованиям технических регламентов и проектной документации, например: металлоконструкции: колонны, ригели, балки, связи вертикальные, деталь крепления, связи горизонтальные, связьвертикальная, косоуры, ограждения, прогоны, фахверки в осях 1-6/А-Г с отм. -0,25 до отм. +16,500; бурение, продувка отверстий и20 мм глубиной 200 мм, 020 глубина 170мм, 010 глубина 90, установка распорного анкера шпильки HILTIHST М20Х200/60, HILTIHAS-KA М20х170 под стойки, HILTIHSTS М10х90 30/10 под ограждения лестницы в осях 4-6/А-Г на отм. +0,000 до отм.+13,800; монтаж м/к балок в осях 1-6/А-Г на отм. +5,050. - нарушены требования части 6 статьи 52, частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса; пунктов 5, 6 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»; Проектной документации шифр 17024- ПОС.ПЗ лист 20-23; РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».
2. Не представлены документы, подтверждающие проведение входного контроля проектной документации - нарушены части 6 статьи 52, частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса; пунктов 5, 6 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»; Проектной документации шифр 17024-ПОС.ПЗ листы 71, 72.
3. Не представлены документы, подтверждающие проведение входного контроля проектной документации - нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса; Проектной документации шифр 17024-ПОС.ПЗ лист 71.
4. Не осуществляются геодезический контроль соблюдения точности выполнения СМР, заданной нормативными документами по строительному производству или проектом; инструментальные наблюдения в процессе строительства за деформациями зданий и сооружений, их оснований, конструктивных частей и элементов, объемы и порядок которых определяют по местным условиям на основе требований проекта - нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса; Проектной документации шифр 17024-ПОС.ПЗ лист 76.
5. Не представлены сведения о том, что строительным контролем Застройщика и Подрядчика осуществляется контроль за технологической последовательностью работ - нарушены требования части 6 статьи 52, частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса; пунктов 5, 6 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
6. Не представлен распорядительный документ о назначении ответственного за оперативное руководство работами и определяющий порядок согласования действий - нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса; Проектной документации шифр 17024-ПОС.ПЗлист5, 23; пункт 7.4 СП 48.13330.2019 «Организация строительства».
7. В представленной исполнительной документации отсутствуют комплекты рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектной организацией изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строитель но-монтажных работ. - нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса; Проектной документации шифр 17024-ПОС.ПЗ лист 5, 23; пункта 8.2.1 СП 48.13330.2019 «Организация строительства».
Обществом не представлено доказательств того, что именно указанные выше нарушения, изложенные в предписании, устранены.
Действия (бездействие) ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» имело возможность для соблюдения требований градостроительного законодательства, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры.
Факт совершения административного правонарушения и вина ответчика подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 31.03.2021 № 17-10/12-С-2021 и протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021 №34-10С-Т.
Следовательно, в действиях ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд находит, что в рассматриваемом случае следует применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При этом суд исходит из того, что ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» значительная часть изложенных в предписании от 28.12.2020 № 80-10/12-С-2020а пунктов устранены (из 38 пунктов не устраненными остались 7).
Таким образом, общество приняло активные меры по устранению указанных в предписании нарушений. На день рассмотрения настоящего дела соответствующие документы по устранению оставшихся нарушений представлены Приокскому Управлению Ростехнадзора.
У ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» не мелось умысла на совершение административного правонарушения. Пренебрежительного отношения к исполнению предписания не усматривается.
С учетом устранения большей части нарушений оставшиеся неустраненными нарушения не представляли большой общественной опасности, не повлекли за собой наступления вредных и тяжких последствий. Доказательств наличия существенной угрозы общественным отношениям, высокой степени опасности данного деяния материалы дела не содержат.
Таким образом, при формальном наличии признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия существенной угрозы общественным отношениям, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным и освободить ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
В силу пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
При указанных обстоятельствах заявление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении ООО ГСИ Волгоградская фирма «НЗМ» к административной ответственности не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду малозначительности правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И. Чубарова