Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, <...>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-3488/09
1 сентября 2009 г. – дата объявления резолютивной части решения
3 сентября 2009 г. – дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Рыжиковой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Дорожные знаки города Тулы»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
3-и лица: Администрации муниципального образования город Тула, ООО «Рекламное агентство «Медиа», Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Тульской области
о признании незаконными решения и предписания
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 01.06.2009 г.
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 22.06.2009 г.
ФИО3, представитель по доверенности от 22.06.2009 г.
от 3-х лиц: ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2009 г.
Протокол вела секретарь судебного заседания Сентюрина А.В.
ООО «Дорожные знаки города Тулы» (далее – также Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27.03.2009 № 3/1023 и предписания от 27.03.2009 № 3/102.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – УФАС по Тульской области, также - Управление) заявленные требования не признало.
3- е лицо - Администрация муниципального образования город Тула - поддержало позицию заявителя.
3-е лицо - ООО «Рекламное агентство «Медиа» - возражало против удовлетворения заявленных требований; в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
3-е лицо - Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Тульской области (далее по тексту – УГИБДД УВД Тульской области) - письменные пояснения по существу заявленных требований не представило, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Спор рассматривается в отсутствие 3-х лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела суд установил:
12.04.2006 г. Администрацией г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области и ООО «Дорожные знаки города Тулы» был заключен договор «О совместной реализации Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы».
13.06.2006 г. Главой администрации г. Тулы принято постановление № 911, которым утверждена Специализированная программа финансирования безопасности дорожного движения и маршрутного ориентирования на территории города Тулы, предложенная ООО «Дорожные знаки города Тулы», которому поручена разработка и согласование с УГИБДД УВД Тульской области схемы и места установки информационных указательных знаков (дорожных указателей).
24.08.2006 г. УФАС по Тульской области в отношении Администрации г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области и ООО «Дорожные знаки города Тулы» было возбуждено дело по признакам нарушений статей 7, 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
По результатам рассмотрения дела 10.10.2006 г. комиссией УФАС по Тульской области принято решение, в соответствии с которым Администрация г. Тулы признана нарушившей п. 1 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части включения в пункты 5.2 и 5.3 Программы, утвержденной постановлением от 13.06.2006 № 911 норм, ограничивающих самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту (ООО «Дорожные знаки города Тулы») льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающем на рынке того же товара; Администрация г. Тулы и ООО «Дорожные знаки города Тулы» признаны нарушившими требования ст. 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части включения в договор от 12.04.2006 г. норм, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
На основании решения от 10.10.2006 г. УФАС по Тульской области выданы предписания Администрации г. Тулы и ООО «Дорожные знаки города Тулы» об изменении пунктов 5.2 и 5.3 Программы, утвержденной постановлением от 13.06.2006 № 911, путем приведения их в соответствие с требованиями п. 1 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и исключении из договора от 12.04.2006 г. пунктов 4.2.5, 4.3.3, 4.3.7, 4.3.9, 9.1, противоречащих требованиям ст. 8 Закона РСФС «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
24.11.2006 г. Глава администрации г. Тулы письмом № 10491к проинформировал УФАС по Тульской области об исполнении предписания путем принятия постановления от 18.10.2006 № 2560 «О внесении изменений в постановление Главы администрации г. Тулы от 13.06.2006 № 911», утвердившего новую редакцию Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы, о расторжении договора между Администрацией г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области, ООО «Дорожные знаки города Тулы» и заключении нового договора от 06.10.2006 г.
ООО «Дорожные знаки города Тулы» письмом от 16.11.2006 № 17 сообщило УФАС по Тульской области об исполнения предписания путем расторжения договора от 12.04.2006 г. и заключения с Администрацией г. Тулы и УГИБДД УВД Тульской области нового договора от 06.10.2006 г.
14.12.2006 г. постановлением Главы администрации г. Тулы внесены изменения в постановления от 13.06.2006 № 911 и от 18.10.2006 № 2560 в части дополнения перечня организаций-исполнителей Программы, п. 5.2 Программы изложен в новой редакции.
30.03.2007 г. ООО «Рекламное агентство «Медиа» (далее ООО «РА «Медиа») обратилось к Главе администрации г. Тулы (письмо исх. № 42) с просьбой согласовать места установки конструкций информационно-сервисных знаков в г. Туле по конкретным адресам (20 адресов); к письму приложен фотомонтаж конструкций информационно-сервисных знаков.
Управлением по административно-техническому надзору Администрации г. Тулы письмом от 09.06.2007 № 3393к заявителю разъяснено, что в соответствии с Положением «О распространении наружной рекламы и информации в г. Туле», утвержденным Решением Тульской городской Думы от 11.10.2006 № 20/362, установка средств наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог согласовывается с Управлением ГИБДД УВД Тульской области; указано, что Администрация г. Тулы рассмотрит возможность размещения рекламных конструкций по указанным адресам после указанного согласования на предмет соответствия их размещения требованиям нормативных правовых актов.
28.06.2008 г. в УФАС по Тульской области поступило заявление директора ООО «Рекламное агентство «Медиа» о нарушении Администрацией г. Тулы и ООО «Дорожные знаки города Тулы» Федеральных законов «О конкуренции» и «О рекламе» и неисполнении ими предписаний УФАС по Тульской области.
Усмотрев в действиях Администрации г. Тулы нарушения ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Тульской области приняло обжалуемое решение от 27.03.2009 г. и выдало предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», указав на необходимость совершения действий, направленных на восстановление нарушенных условий конкуренции путем прекращения применения следующих нормативных правовых актов: постановления «Об утверждении специализированной программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы» от 13.06.2006 № 911;
Постановления главы администрации города Тулы от 18.10.2008 № 256 «О внесении изменений в постановление главы администрации города Тулы от 13.06.2006 № 911», утвердившего Программу финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы;
Постановления главы администрации города Тулы от 14.12.2006 № 3244 «О внесении изменений в постановление главы администрации города Тулы от 13.06.2006 № 911 и от 18.10.2006 № 2560».
Считая решение и предписание Управления незаконными, ООО «Дорожные знаки города Тулы» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, в обоснование которых указывает, что решение от 27.03.2009 г. является необоснованным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; выводы комиссии основаны лишь на изменении оценки имеющихся документов 2006 г. и не подкреплены никакими иными новыми или вновь открывшимися доказательствами; ни в ходе рассмотрения дела, ни в оспариваемом решении УФАС по Тульской области не указало, какими действиями Администрации г. Тулы нарушила ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; постановления, принятые Главой администрации г. Тулы, о прекращении действий которых указано в оспариваемом решении, являются ненормативными правовым актами; УФАС по Тульской области неправомерно к рассматриваемым правоотношениям применен Федеральный закон «О конкуренции»; вынесенное Управлением предписание содержит взаимоисключающие требования.
УФАС по Тульской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.
В силу ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) основными функциями антимонопольного органа являются: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 4 Закона № 135-ФЗ под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона № 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашения между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Из указанных норм следует, что акты, в том числе, органов местного самоуправления подлежат антимонопольному контролю в том случае, если они ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними - граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как указывает УФАС по Тульской области и заявитель не оспаривает, постановление Главы администрации г. Тулы «Об утверждении специализированной программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы» от 13.06.2006 № 911 и Программа финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы, не были опубликованы в средствах массовой информации города Тулы.
УФАС по Тульской области считает, что тем самым Администрацией г. Тулы были ограничены права лиц, способных принять участие в осуществлении Программы, и установлены дискриминационные условия обращения товара на товарном рынке по предоставлению рекламных услуг. Нарушение принципов открытости и прозрачности в деятельности органов местного самоуправления привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации Программы.
Указанный довод Управления суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановление Главы администрации г. Тулы от 13.06.2006 г. № 911 не отвечает признакам нормативного правового акта, так как принято в отношении конкретных юридических лиц, в связи с чем только у этих лиц возникли взаимные права и обязанности. Указанный акт не является обязательным для неопределенного круга лиц и содержащиеся в нем правовые нормы рассчитаны на применение только указанными в нем лицами.
Таким образом, поскольку принятое Главой администрации г. Тулы вышеуказанное постановление не является нормативным правовым актом, то опубликованию оно не подлежит.
УФАС по Тульской области указывает, что в результате утверждения Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы и заключения трехстороннего договора, ООО «Дорожные знаки города Тулы» была предоставлена возможность распространения рекламы без проведения торгов, что является нарушением п. 7.1 решения Тульской городской Думы от 28.02.2007 № 27/576 «О внесении изменений в Положение «О распространении наружной рекламы и информации в городе Туле», утверждённое решением Тульской городской Думы от 11.10.2006 № 20/362», в котором указывается, что проведение торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является обязательным со дня официального опубликования данного решения, а именно с 07 марта 2007 года.
Данный довод Управления суд считает несостоятельным.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы 13.06.2006 № 911 была утверждена предложенная ООО «Дорожные знаки города Тулы» специализированная программа финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы; ООО «Дорожные знаки города Тулы» определено в качестве исполнителя данной программы и ему предписано разработать и согласовать с УГИБДД УВД Тульской области схемы и места установки информационных указательных знаков.
12.04.2006 г. Администрация г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области, ООО «Дорожные знаки города Тулы» заключили договор «О совместной реализации Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы».
Во исполнение предписания УФАС по Тульской области от 10.10.2006 г. об устранении Администрацией г. Тулы нарушения антимонопольного законодательства в указанных документах постановлением Главы администрации города Тулы от 18.10.2006 № 2560 «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Тулы от 13.06.2006 № 911», была утверждена новая редакция Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы, в которой пункты 5.2 и 5.3 были приведены в соответствие с действующим законодательством и предписанием; новая редакция Программы была дополнена п.5.4, согласно которому утверждение настоящей Программы не исключает возможности обращения иных коммерческих организаций с соответствующими предложениями, направленными на разрешение социально значимых проблем в области повышения безопасности дорожного движения, развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы. Договор между Администрацией г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области и ООО «Дорожные знаки города Тулы» был расторгнут и заключен в новой редакции, позволяющей привлекать к участию в реализации Программы иные организации.
Таким образом, на момент принятия указанных документов действующим законодательством не была предусмотрена процедура проведения торгов; постановления Главой администрацией г. Тулы по спорному вопросу принимались в 2006 г., новый договор был заключен 06.10.2006 г., т.е. до принятия Тульской городской Думой решения о проведении торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Также суд отмечает, что оснований считать, что письмо ООО «РА «Медиа» от 30.03.2007 г. исх. № 42 на имя Главы администрации г. Тулы с просьбой согласовать места установки конструкций информационно-сервисных знаков в г. Туле по конкретным адресам (20 адресов) с приложением фотомонтажа конструкций информационно-сервисных знаков подано в рамках утвержденной постановлением Главы администрации г. Тулы от 13.06.2006 № 911 Программы финансирования безопасности дорожного движения и развития маршрутного ориентирования на территории города Тулы не имеется.
Управлением по административно-техническому надзору Администрации г. Тулы письмом от 09.06.2007 № 3393к заявителю разъяснено, что в соответствии с Положением «О распространении наружной рекламы и информации в г. Туле», утвержденным Решением Тульской городской Думы от 11.10.2006 № 20/362, установка средств наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог согласовывается с Управлением ГИБДД УВД Тульской области; указано, что Администрация г. Тулы рассмотрит возможность размещения рекламных конструкций по указанным адресам после указанного согласования на предмет соответствия их размещения требованиям нормативных правовых актов.
Указанное письмо не свидетельствует об отказе Администрации г. Тулы ООО «РА «Медиа» в согласовании места установки конструкций информационно-сервисных знаков и из него не следует, что основанием для такого ответа явилась утвержденная Программа.
Доказательств обжалования ООО «РА «Медиа» вышеуказанного письма и повторного обращения в Администрацию г. Тулы с подобным заявлением материалы дела не содержат. Как следует из материалов дела, только 28.07.2008 г. ООО «РА «Медиа» обратилось в УФАС по Тульской области с заявлением о нарушении Администрацией г. Тулы и ООО «Дорожные знаки города Тулы» требований Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О рекламе».
Кроме того, суд отмечает следующее. Как видно из материалов дела, в 2006 г. предметом рассмотрения УФАС по Тульской области было постановление Главы администрации г. Тулы № 911 от 13.06.2006 г. и договор от 12.04.2006 г., заключенный Администрацией г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области и ООО «Дорожные знаки города Тулы».
По результатам первоначального рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Тульской области было принято решение от 10.10.2006 г., в котором изложены выводы Управления по обстоятельствам дела и дана оценка и постановлению и договору.
Исходя из имеющихся материалов дела, суд считает, что УФАС по Тульской области повторно рассматривался вопрос о соответствии постановления Главы администрации г. Тулы от 13.06.2006 № 911 и договора от 12.04.2006 г. антимонопольному законодательству, что действующим законодательством не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что при издании вышеуказанных постановлений органом местного самоуправления не допущено нарушения требований ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Доказательств того, что эти постановления ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках, материалы дела не содержат.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение УФАС по Тульской области от 27.03.2009 г. признается судом незаконным.
В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения антимонопольный орган выдает предписание. Перечень возможных предписаний, выдаваемых антимонопольным органом и обязательных для исполнения, содержится в ст. 23 Закона.
Так, в частности, антимонопольный орган выдает предписания органам местного самоуправления об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство (пункт 3 «а», «б» части 1 статьи 23 Закона).
Таким образом, антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая, что в рассматриваемом случае нарушений антимонопольного законодательства не допущено, предписание УФАС по Тульской области следует признать незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ООО «Дорожные знаки города Тулы» удовлетворить.
Признать незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27.03.2009 № 3/1023 и предписание от 27.03.2009 № 3/1023, как не соответствующие ст. ст. 15, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Возвратить ООО «Дорожные знаки города Тулы» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб., перечисленную по квитанциям от 22.05.2009г., от 29.05.2009 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья Н.А. Рыжикова