ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-3714/19 от 18.03.2020 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

РЕШЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-3714/2019

Дата объявления резолютивной части решения «18» марта 2020 года

Дата изготовления решения в полном объеме «25» марта 2020 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Тажеевой Л.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каркала А.А.,

рассмотрев исковое заявление

АО «ТНС ЭНЕРГО ТУЛА» ул. Каминского, д. 31, литер А, г. Тула, Тульская область ИНН (7105037307) ОГРН (1067105008376)

к ООО «Жилсервис» пр-т. Ленина, д. 127, пом. 204, г. Тула, Тульская область ИНН (7107503271) ОГРН (1077154010273)

третьи лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья», АО «ТГЭС», МКП «Тулагорсвет»

о взыскании долга за период январь-апрель 2018 в сумме 191055 руб. 22 коп., пеней по состоянию на 18.03.2019 в сумме 26984 руб. 12 коп. и далее по день фактического исполнения обязательства

при участии:

от истца – ФИО1 пасп., доверен.;

от ответчика – не явились, ув. надлежаще;

от МКП «Тулагорсвет» - ФИО2 пасп., довер., диплом от 24.02.05 Москва ГОУ ВПО «Российская академия Минюста РФ» ВСБ 0268071 Рег. №1043 юрист юриспруденция;

от ПАО «МРСК «Центра и Приволжья» - не явились, ув. надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ТНС энерго Тула» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о взыскании, с учетом уточнения от 18.02.2020, задолженности по оплате потребленную в период с января по апрель 2018 года по договору №7449929 от 30.01.2014 на снабжение электрической энергией электроэнергию в сумме 191055 руб. 12 коп., пеней, согласно абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» в сумме 26984 руб. 12 коп., рассчитанных по состоянию на 18.03.2019 и далее по день фактического взыскания долга.

Ответчик в судебное разбирательство не явился, представил отзыв, в котором пояснил, что исковые требования истца не признает. Истец производит начисления ответчику по многоквартирным жилым домам (далее - МКД), расположенным на ул. Еловой и Еловом проезде г. Тулы. По МКД №6 по Еловому проезду истец учитывает потребление электроэнергии по двум приборам учета №13149697 и №9604. Отсутствуют доказательства ввода в эксплуатацию прибора учета №9604 и акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности. Под учетом электросчетчиков №15632031 (МКД №8,10,12,12а,21 по Еловому проезду) и №14256768 (МКД №16, 18, 20 по ул. Еловой) также находится уличное освещение, объем которого не исключается истцом из расчета и безосновательно предъявляется к оплате ответчику. Согласно жилищному законодательству граница балансовой принадлежности коммунальных, в т.ч. электрических сетей по общему правилу устанавливается по внешней границе стены МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином – по границе балансовой принадлежности. Решение о признании общим имуществом электрических сетей, расположенных за пределами вышеназванных МКД, собственниками помещений в этих МКД не принималось. На балансе ответчика электрические сети, расположенные за пределами находящихся в его управлении МКД, не числятся. Исполнителем коммунальных услуг является истец, у которого заключены прямые договоры на снабжение электроэнергией с собственниками помещений. Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении вышеперечисленных МКД, являющиеся приложениями к заключенному между истцом и ответчиком договору, ничтожны. При учете названных положений задолженность ответчика перед истцом отсутствует.

С учетом доводов, изложенных ответчиком в отзыве, судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены сетевая организация – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и МКП «Тулагорсвет», на которое возложены обязанности по наружному электроосвещению улиц по указанным адресам.

ПАО «МРСК «Центра и Приволжья» представило акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении МКД №8,10,12,12а,21 по Еловому проезду и МКД №16, 18, 20 по ул. Еловой г. Тулы, пояснив что согласно актам по МКД №8,10,12,12а,21 по Еловому проезду, оформленным ПАО «МРСК «Центра и Приволжья» и ответчиком, возможность присоединения энергоустановок владельца определена заявлением на смену собственника (взамен ООО «Тулаагропрмстрой»). П. 3 названных актов определено, что границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливаются на контактах соединения изоляторов опоры №23 ВЛ-6кв №38. На балансе сетевой организации находятся оп. №23 ВЛ-6кВ, №38 с ПС №24 Рудаково. На балансе потребителя находятся ВЛ-6 кВ; РЛНД-1-6/400У1; ПКУ; КТП №9008 ОАО АК «Тулаагропромстрой»; ЩУЭ; ВЛИ-0,4 кВ; ВРУ.

В соответствии с п. 5 акта разграничения балансовой принадлежности в ПКУ на дополнительной опоре для учета электроэнергии установлен прибор учета Меркурий ART-00PQRSIGDN №15632031, находящийся на балансе потребителя, а также измерительные трансформаторы тока ТОЛ-СЭЩ-10-11, трансформаторы напряжения ЗНОЛ-СЭЩ-6-1. Измерительные трансформаторы входят в состав измерительного комплекса по точке учета. Также в РУ-0.4 кВ КТП №9008 установлен дублирующий прибор учета Меркурий 230 АМО-03 №14936754. находящийся на балансе потребителя, а также измерительные трансформаторы тока ТТП-А. Измерительные трансформаторы тока входят в состав измерительного комплекса по точке учета.

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности №14-1535 от 24.04.2014, оформленным между сетевой организацией и ООО «Жилсервнс» по объекту жилые дома, расположенные по адресу: <...>, возможность присоединения энергоустановок Владельца определена заявлением на смену собственника (взамен ООО «Анкер»). Из п. 3 указанных актов следует, что границы балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются на контактах присоединения к вводному коммутационному аппарату, в КТП №3186. На балансе сетевой организации находятся КТП 3186 Варваровка-транзит; ВЛ-6кВ №38 с ПС №24 Рудаково. На балансе потребителя находятся КЛ-0.4 кВ; ЩУЭ; КЛ-0,4 кВ; ВРУ. В соответствии с п. 5 акта разграничения балансовой принадлежности на опоре №1 КЛ-0,4 кВ №2 для учета электроэнергии установлен прибор учета Меркурий 230 АМО-03 №14256768, находящийся на балансе потребителя, а также измерительные трансформаторы тока Т-0,66. Измерительные трансформаторы тока Т-0,66 входят в состав измерительного комплекса по точке учета. Вышеуказанные акты были подписаны без разногласий директором ООО «Жилсервис» ФИО3

МКП «Тулагорсвет» представило пояснения о том, что в соответствии с постановлениями администрации города Тулы от 13.11.2018г № 4112 «Об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь, определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных объектов» и №514 от 15.02.2018г. «Об оформлении нрава муниципальной собственности на бесхозяйный объект» МКП «Тулагорсвет» осуществляет эксплуатацию воздушных сетей наружного освещения бесхозяйных объектов движимого имущества по следующим адресам:

с 13.11.2018г.:

- <...> от д. 1 до д. 5;

- <...> от д. 16 до д. 15;

- <...> от д. 2 до д. 6:

- <...> от д. 8 до д. 12:

с 15.02.2018г.:

- <...> от д. 16 до д. 21;

- <...> в районе д. 21.

Во исполнение постановлений администрации города Тулы было произведено подключение электроснабжения наружного освещения вышеуказанных домов к источникам МКП «Тулагорсвет» - пункт питания наружного освещения Еловой проезд, 28 от ТП 620, на который открыт лицевой счет в АО «ТНС энерго Тула» №357.00. Объем потребления электроэнергии, используемой на освещение улиц, не имеет отношения к объему электроэнергии, потребляемой жилыми домами.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, считает уточненные исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Согласно ст. ст. 309 - 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Истцом в обоснование заявленных исковых требований представлен заключенный с ответчиком договор №7449929 от 30.01.2014 на снабжение электрической энергией, ведомости потребления электроэнергии, счета-фактуры за период с января по апрель 2018 года.

Ответчик наличие договора не оспаривает, но считает, что у истца нет оснований для применения в расчетах за потребленную электроэнергию показаний электросчетчиков, установленных не на внешней стене дома, а на стоящих отдельно от домов опорах, на которых размещено уличное освещение, так как собственники помещений спорных многоквартирных домов не принимали решения о таком способе размещения приборов учета.

Сетевая организация факта размещения по спорным домам электросчетчиков на опорах не оспаривает, но ссылается на подписание уполномоченным представителем управляющей организации актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, а также актов допуска, замены и инструментальной проверки измерительного комплекса электрической энергии, в которых был зафиксирован именно такой способ размещения приборов учета.

Согласно п. 1 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №491) состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

П. 7 Правил №491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 8 Правил №491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В рассматриваемом случае ответчик отрицает принятие собственниками помещений в МКД, общедомовые электросчетчики которых установлены на отдельно стоящих опорах, решений о таком размещении электросчетчиков и о принятии электрических сетей от электросчетчиков до внешней стены многоквартирных домов в состав общего имущества МКД. Истец и сетевая организация доказательств принятия собственниками помещений МКД таких решений также не представили.

Сам по себе факт подписания сетевой организацией и управляющей организацией актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, в которых закреплен именно такой способ размещения электросчетчиков, не может служить доказательством соответствия такого способа размещения волеизъявлению собственников помещений, т.к. управляющие организации не входят в перечень указанных в п. 1 Положения №491 субъектов, которым предоставлено право определять состав общего имущества многоквартирного дома.

Ни истцом, ни сетевой организацией не представлено и доказательств отсутствия технической возможности размещения электросчетчиков на внешней стене спорных многоквартирных домов.

Конкурсный управляющий ОАО АК «Тулаагропромстрой» ФИО4 на запрос суда представил письменное пояснение о том, что у ОАО АК «Тулаагропромстрой» отсутствуют зарегистрированные права на объекты энергоснабжения жилых домов и объекты наружного освещения, расположенные на ул. Еловая и Еловом проезде.

При этом, как следует из содержания постановлений администрации города Тулы от 13.11.2018г № 4112 «Об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных объектов» и №514 от 15.02.18 «Об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект» МКП «Тулагорсвет» размещенные на опорах сети наружного освещения по адресу Еловой проезд г. Тулы сети наружного освещения являются бесхозяйными.

В частности:

В постановлении администрации города Тулы №514 от 15.02.2018 «Об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект» МКП «Тулагорсвет» указано:

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 6.10.2003 «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории муниципального образования город Тула», утвержденным решением Тульской городской Думы от 28.11.2012 №53/1165, Уставом муниципального образования город Тула, администрация города Тулы постановляет:

1. Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы принять на учет бесхозяйные объекты недвижимости -

- воздушные сети наружного освещения (СИП на 3 опорах, протяженностью ориентировочно 90 м, расположенные по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, Еловой проезд, от д. 16 до д. 21;

- воздушные сети наружного освещения (СИП на 1 опоре, протяженностью ориентировочно 30 м, расположенные по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, Еловой проезд, в районе д. 21 в реестр объектов бесхозяйного имущества для выполнения работ, связанных с учетом бесхозяйных объектов в Управлении Росреестра по Тульской области с последующим оформлением права муниципальной собственности на данные бесхозяйные объекты.

3. Определить МКП МО г. Тулы «Тулагорсвет» в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйных объектов электроснабжения.

В постановлении администрации города Тулы от 13.11.2018г № 4112 указано:

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории муниципального образования город Тула», утвержденным решением Тульской городской Думы от 20.12.2017 №46/1129, Уставом муниципального образования город Тула, администрация города Тулы постановляет:

1. Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы принять на учет бесхозяйные объекты движимого имущества:

- воздушные сети наружного освещения от <...> до <...> протяженностью 100 м, и светильники наружного освещения в количестве 6 шт.;

- воздушные сети наружного освещения от д. N 16 по ул. Еловой проезд до <...> протяженностью 150 м, светильники наружного освещения в количестве 11 шт.;

- воздушные сети наружного освещения от <...> до <...> протяженностью 180 м, светильники в количестве 12 шт.;

- воздушные сети наружного освещения от трансформаторной подстанции, расположенной в районе <...> до д. 12 а по ул. Еловой проезд, протяженностью 150 м, светильники наружного освещения в количестве 13 шт.;

- воздушные сети наружного освещения от КТП N 3187 до д. N 20 по ул. Еловой проезд, протяженностью 100 м, светильники наружного освещения в количестве 7 шт.

3. Определить МКП МО г. Тула «Тулагорсвет» в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйных объектов наружного освещения.

Проведение работы по принятию на учет наружных сетей освещения по в качестве бесхозяйных с дальнейшим их оформлением их в муниципальную собственность подтверждается и представленной в дело в дело перепиской по названному вопросу между уполномоченными государственными органами.

По итогам исследования вышеназванных документов и обстоятельств, истец представил ходатайство об уточнении исковых требований от 18.02.2020, с приложением расчетов, в котором показания приборов учета электроэнергии учитывал только в случае, если указанные приборы учета расположены на внешней стене многоквартирного жилого дома. В тех случаях, когда приборы учета электроэнергии размещены на отдельно отстоящих от домов опорах, в т.ч. и по дому №6 по Еловому проезду, расчет потребленной электроэнергии производился истцом с применением нормативов.

Указанный способ расчета является обоснованным и соответствующим законодательству.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования истца о взыскании долга в сумме 191055 руб. 12 коп. подлежат удовлетворению.

Помимо долга, истец просит взыскать с ответчика предусмотренные абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» пени в сумме 26984 руб. 22 коп., рассчитав их размер по состоянию на 18.03.2019, с дальнейшим взысканием пеней по дату фактического погашения долга.

Указанное требование подлежит удовлетворению на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», в соответствии с которым управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Таким образом, уточненные исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме: с ответчика в пользу истца подлежит взысканию основной долг в сумме 199055 руб. 12 коп., пени в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» в сумме 26984 руб. 22 коп., рассчитанные по состоянию на 18.03.2019 и далее по день фактической оплаты долга.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7249 руб. и почтовые расходы в сумме 218 руб. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 112 руб.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АО «ТНС энерго Тула» к ООО «Жилсервис» удовлетворить полностью.

Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу АО «ТНС энерго Тула» долг в сумме 191055 руб. 12 коп., пени по состоянию на 18 марта 2019 в сумме 26984 руб. 22 коп., пени, начисленные с 19 марта 2019 по день фактической уплаты долга, исходя из механизма начисления пени, установленного абзацем 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», почтовые расходы в сумме 218 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7249 руб.

Взыскать с ООО «Жилсервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 112 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Л.Д. Тажеева