Именем Российской Федерации
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041, Россия, <...>
тел./факс <***>;
e-mail: info@tula.arbitr.ru;
http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-4254/10
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2010г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2010г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е.В.
протокол судебного заседания вела помощник судьи Горькова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Потребительского общества «Хлебокомбинат»
к ГУ МЧС России по Тульской области
о признании недействительным предписания №11/09/1-2 от 25.03.2010г.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, председатель правления, ФИО2, по доверенности от 01.06.2010г.
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности №7519-2 от 15.07.2010г.
Суд установил.
В период с 16.06.2009г. по 19.06.2009г. на основании распоряжения главного государственного инспектора Арсеньевского района по пожарному надзору №72 от 01.06.2009г. должностным лицом ОГПН Арсеньевского района была осуществлена плановая проверка ПО «Хлебокомбинат» с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности. В результате проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, о чем составлен акт №72 от 19.06.2009г. и выдано предписание №72/31/31 от 19.06.2009г., согласно которому ПО «Хлебокомбинат» необходимо оборудовать здание хлебокомбината автоматической пожарной сигнализацией (НПБ-110-03 т.1 п.9), системой оповещения людей при пожаре (НПБ-104-03 п.5.1); установить у пожарного гидранта, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (ППБ 01-03 п.90); оборудовать электросветильники в помещение котельной защитными стеклянными плафонами (ППБ 01-03 п.57); выполнить в помещение котельной электросветильники в соответствии со степенью защиты для данного помещения (ППБ 01-03 п.57); обозначить эвакуационные выходы в здание хлебокомбината стандартными знаками пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.51); привести автоматическую пожарную сигнализацию в здании столовой в соответствии требованиям НПБ (НПБ-110-03 т.1 п.9); оборудовать здание столовой системой оповещения людей при пожаре (НПБ-104-03 п.5.1); оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здание склада ГСМ (НПБ-110-03 т.1 п.9); оборудовать здание склада ГСМ системой оповещения людей при пожаре (НПБ-104-03 п.5.1); обеспечить здание склада ГСМ первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03 п.108); выполнить в здании склада ГСМ электросветильники в соответствии со степенью защиты для данного помещения (ППБ 01-03 п.57); выполнить распашными глухие решетки на окнах в здании столовой (ППБ 01-03 п.40). Срок исполнения предписания был установлен до июля 2009г. и до сентября 2009г.
В период с 22.03.2010г. по 25.03.2010г. на основании распоряжения и.о. главного государственного инспектора Арсеньевского района по пожарному надзору №11 от 02.03.2010г. должностным лицом ОГПН Арсеньевского района была осуществлена внеплановая выездная проверка ПО «Хлебокомбинат» по исполнению Обществом предписания ОГПН Арсеньевского района №72/31/31 от 19.06.2009г.
В результате проверки было установлено, что ПО «Хлебокомбинат» не выполнены мероприятия, указанные в предписании ОГПН Арсеньевского района №72/31/31 от 19.06.2010г., а именно: здание хлебокомбината не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 т.3 п.6) и системой оповещения людей о пожаре НПБ-104-03 т.2 п.20), о чем составлен акт №11 от 25.03.2010г. и выдано предписание №11/09/1-2 от 25.03.2010г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
04.06.2010г. ПО «Хлебокомбинат» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания ОГПН Арсеньевского района Тульской области №11/09/1-2 от 25.03.2010г. по основаниям, изложенным в заявлении.
ГУ МЧС России по Тульской области возражало против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 16.08.2010г. №2-21-234.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В период с 16.06.2009г. по 19.06.2009г. должностным лицом ОГПН Арсеньевского района была осуществлена плановая проверка ПО «Хлебокомбинат» с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности. В результате проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, о чем составлен акт №72 от 19.06.2009г. и выдано предписание №72/31/31 от 19.06.2009г., согласно которому ПО «Хлебокомбинат» необходимо, в том числе, оборудовать здание хлебокомбината автоматической пожарной сигнализацией (НПБ-110-03 т.1 п.9 ), системой оповещения людей при пожаре (НПБ-104-03 п.5.1 ).
Согласно п.9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ-110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315, здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации.
В ходе проверки здание ПО «Хлебокомбинат» было определено как здание общественного и административно-бытового назначения.
В п.5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружения» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. №323, определены виды зданий и сооружений, в которых должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией.
В предписании ОГПН Арсеньевского района Тульской области №72/31/31 от 19.06.2009г., выданном ПО «Хлебокомбинат» по результатам плановой проверки от 19.06.2009г., отсутствует указание на подпункт п.5.1 таблицы 2 НПБ 104-03, что не позволило суду установить тип систем оповещения и управления эвакуацией, необходимый для установки в ПО «Хлебокомбинат».
В период с 22.03.2010г. по 25.03.2010г. должностным лицом ОГПН Арсеньевского района была осуществлена внеплановая выездная проверка ПО «Хлебокомбинат» по вопросу истечения срока исполнения Обществом предписания ОГПН Арсеньевского района №72/31/31 от 19.06.2009г. В результате проверки было установлено, что ПО «Хлебокомбинат» не выполнены мероприятия, указанные в предписании ОГПН Арсеньевского района №72/31/31 от 19.06.2010г., а именно: здание хлебокомбината не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 т.3 п.6 ) и системой оповещения людей о пожаре (НПБ-104-03 т.2 п.20 ), о чем составлен акт №11 от 25.03.2010г. и выдано предписание №11/09/1-2 от 25.03.2010г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно п.6 таблицы 3 НПБ 110-03, на нарушение которого указано в акте внеплановой проверки от 25.03.2010г. и в предписании №11/09/1-2 от 25.03.2010г., здание ПО «Хлебокомбинат» отнесено к производственным помещениям категории Б по взрывопожарной опасности с обращением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных горючих газов, горючих пылей и волокон.
В ходе судебного разбирательства представитель ГУ МЧС РФ по Тульской области не смог пояснить по каким критериям здание ПО «Хлебокомбинат», расположенное по адресу: <...>, было отнесено к производственным помещениям категории Б, тогда как при проверке 19.06.2009г. данное здание было определено как здание общественного и административно-бытового назначения. Представитель заинтересованного лица пояснил, что в вышеуказанном здании ПО «Хлебокомбинат» при осуществлении хлебопекарной деятельности образуется мучная пыль, которая является горючей пылью, однако, документальных доказательств отнесения муки к данной категории смесей, не представил.
Также в акте проверки №72 от 25.03.2010г. и предписании №11/09/1-2 от 25.03.2010г. указано на неисполнение ПО «Хлебокомбинат» требований предписания №72/31/31 от 19.06.2009г. в части п.20 таблицы 2 (п.5.1) НПБ 104-03. Однако, ссылка на п.20 таблицы 2 (п.5.1) НПБ 104-03 в акте проверки №72 от 19.06.2009г. и предписании №72/31/31 от 19.06.2009г. отсутствует.
Согласно п.48 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2007г. №517, при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.
Выявив при плановой проверке 19.06.2009г. нарушения ПО «Хлебокомбинат», в том числе, п.9 т.1 НПБ 110-03 и п.5.1 НПБ 104-03 и выдав Обществу предписание №72/31/31 от 19.06.2009г., в ходе проверки данного предписания 25.03.2010г. должностное лицо ОГПН Арсеньевского района установил нарушения других пунктов НПБ, которые не могли быть установлены в ходе внеплановой проверки.
Таким образом, должностное лицо ОГПН Арсеньевского района при проведении внеплановой проверки вышел за рамки проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписание по устранению нарушений.
В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный кодекс) уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.
То обстоятельство, что ответчиком является орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, не может быть основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ГУ МЧС РФ по Тульской области в пользу ПО «Хлебокомбинат» судебные расходы в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование ПО «Хлебокомбинат» удовлетворить.
Признать недействительным предписание ОГПН Арсеньевского района ГУ МЧС России по Тульской области №11/09/1-2 от 25.03.2010г.
Взыскать с ГУ МЧС России по Тульской области в пользу ПО «Хлебокомбинат» судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 2000 руб.
Решением может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Е.В.Андреева