ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-4345/18 от 22.08.2018 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-4345/2018

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен 29 августа 2018 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Рыжиковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой В. А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к управлению по административно-техническому надзору администрации города Тулы (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене требования от 25.01.2018 № 73, при участии в заседании: представителя ответчика – ФИО2 по доверенности от 18.01.2018, от заявителя – не явились, извещены (до перерыва в судебном заседании заявителя – ФИО1, паспорт, представителя заявителя – ФИО3 по доверенности от 28.08.2017),

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее также – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене требования Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее – также Управление) от 25.01.2018 № 73 о демонтаже информационных вывесок и внесении изменений в колористический паспорт фасада здания.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании 15.08.2018 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 22.08.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель после перерыва в судебное заседание не явился.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие заявителя.

Как следует из материалов дела, должностным лицом управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы выдано требование ИП ФИО1 от 25.01.2018 № 73, из которого следует, что в рамках осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938, 23.01.2018 управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по адресу: г. Тула, Центральный территориальный округ, ул. Новомосковская, д. 1, были выявлены факты наличия элементов фасадов здания, не предусмотренных паспортом колористического решения фасада здания № 241-Ц, а именно: размещение вывесок «автозапчасти», «автосервис» на фасадах здания, что нарушает пункт 8.6.14 Правил благоустройства, в связи с чем предпринимателю необходимо было в срок до 30.03.2018 привести фасад здания по адресу: г. Тула, Центральный территориальный округ, ул. Новомосковская, д. 1, в соответствие с паспортом колористического решения фасада здания № 241-Ц, а именно: произвести демонтаж вывесок «автозапчасти», «автосервис», расположенных на лицевом и торцевом фасаде здания на уровне 9-го этажа, а так же внести изменения в колористический паспорт фасада здания № 241-Ц с целью установления мест размещения вывесок хозяйствующих субъектов в месте осуществления деятельности.

Не согласившись с принятым Управлением требованием от 25.01.2018 № 73, считая, что оно нарушает его законные права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания данных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула (далее - Правила).

Решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 № 45/1079 утверждено Положение «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы» (далее – Положение).

В силу пункта 2.1 Положения целями деятельности управления является обеспечение соблюдения и исполнения физическими и юридическими лицами Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Положения «Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула», утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257, Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938.

Согласно пункту 2.2 Положения основными функциями управления являются, в том числе, контрольные функции в сфере благоустройства и содержания территории муниципального образования город Тула; проведение в сферах, отнесенных к компетенции управления, мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие управления и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, исходя из изложенных нормативных актов, Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы вправе проводить контрольные мероприятия по вопросам состояния благоустройства и содержания городской территории и при выявлении фактов нарушений требовать их устранения.

Пунктом 8.6.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 (действовавших в спорный период) (далее – Правила благоустройства), предусмотрено, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается, в том числе,наличие элементов фасадов зданий, не предусмотренных паспортом колористического решения фасада здания; изменение внешнего вида фасада в отсутствие оформленного паспорта колористического решения данного фасада.

Согласно пункту 8.6.13 Правил благоустройства в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, входят, в том числе, конструкции, устанавливаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях, внешних зданий и, сооружений, в месте нахождения организации и/или непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг в целях оформления зданий для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (а именно: информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы), а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 5 Положения о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле, утвержденного постановлением администрации г. Тулы от 09.12.2013 № 4145, колористическое решение фасадов определяется исключительно паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле.

Согласно пунктам 6, 7 Положения оформителем паспорта выступает собственник или арендатор здания или сооружения (физическое или юридическое лицо); утверждение (согласование) паспорта осуществляется управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что изменение существующего колористического решения фасадов объекта допускается только при наличии паспорта.

Без оформления паспорта изменение колористического решения фасадов не допускается.

В соответствии с пунктами 11, 10 Положения паспорт разрабатывается в 2 экземплярах, один из которых хранится в управлении градостроительства и архитектуры администрации города Тулы. Срок действия паспорта - 5 лет.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат нежилые помещения с номерами комнат на поэтажном плане № 1-19, 23-38, 42-55, общей площадью 1 464 кв. м, этаж 1, лит. А, расположенные по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Новомосковская, д. 1, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 06.09.2004.

07.03.2017 между ФИО1 и ООО «Агроторг» заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 499 кв. м, расположенного на первом этаже, и включающее в себя: часть помещения № 2, часть помещения № 42, помещения 45-55, образованные из нежилых помещений, общей площадью 1 464 кв. м, с кадастровым номером 71:30:050107:3965, по адресу: <...>

По заказу ООО «Агроторг» ООО «Верста» был изготовлен паспорт колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле № 241-Ц(1) на объект по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Новомосковская, д. 1.

Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы согласован паспорт колористического решения фасадов, зданий, строений, сооружений в городе Туле № 241-Ц (1) по адресу: <...>.

При этом места размещения вывесок «автозапчасти», «автосервис» в данном паспорте не указаны.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначение места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота и не является рекламой.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Размещая именно такую информацию в соответствии с требованиями этого Закона, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

В силу пункта 22.1 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, утвержденных постановлением администрации г. Тулы от 21.02.2014 № 454, в случае размещения вывесок на фасадах многоквартирных домов запрещается: размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами).

Между тем, как следует из материалов дела, вывески «автозапчасти», «автосервис» размещены на уровне девятого 9-го этажа на лицевом и торцевом фасаде жилого дома. Размер конструкций, размещенных на фасаде здания, в котором расположены магазин и автосервис, их содержание не отвечает признакам, предъявляемым статьей 9 Закона о защите прав потребителей для раскрытия информации, необходимой потребителю.

Таким образом, с учетом изложенного, требования, установленные в требовании от 25.01.2018, являются обоснованными.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные вывески размещены именно предпринимателем ФИО1 и именно он является лицом, которому надлежит осуществить указанные в требовании действия, ответчиком в материалы дела не представлено.

Действительно, ФИО1 является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2004.

Заявителем в материалы дела представлены договоры аренды здания (сооружения, нежилого помещения) от 01.01.2018, заключенные между ФИО1 и ООО «Автобогатырь» (предоставлены в аренду помещения общей площадью 127 кв. м, с номерами комнат на поэтажном плане №№ 37, 45, по адресу: <...>, для ремонта и технического обслуживания автомобилей), ФИО1 и ИП ФИО3 (предоставлены в аренду помещения общей площадью 739,5 кв. м, с номерами комнат на поэтажном плане №№ 1, 15-36, 38-44, 47, 48, 52, по адресу: <...>, для торговли запасными частями и автомобилями). Как указал заявитель, аналогичные договоры аренды заключались им на протяжении многих лет и ранее.

Исходя из изложенного, учитывая отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что спорные вывески размещены ФИО1, принимая во внимание то обстоятельство, что требование управления должно быть реально исполнимым, в рассматриваемом случае суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого требования, выданного в отношении ФИО1, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным требование управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы от 25.01.2018 № 73.

Взыскать с управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы в пользу предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Н. А. Рыжикова