Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
РЕШЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-5689/12
Дата объявления резолютивной части решения «17» сентября 2012 года
Дата изготовления решения в полном объеме «24» сентября 2012 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Тажеевой Л.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.С.,
рассмотрев исковое заявление
федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо - Управление государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФИО1
о взыскании оплаты вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия» в сумме 45 155 руб. 54 коп.
при участии:
участвующие в деле лица –не явились, увед. надлежащим образом.
установил:
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» о взыскании оплаты вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия» в сумме 45 155 руб. 54 коп.
Ответчик в судебном заседании 13.08.2012 устно возражал против удовлетворения исковых требований истца, пояснив, что перевозил наливной груз, который требовал специальных условий взвешивания, а такие условия не были соблюдены. Ответчик представил суду письмо научно-исследовательской и производственной-внедренческой фирмы «Тензор» от 02.04.2007 № 038/099, в котором указано, что транспортное средство должно наезжать поочередно осями на грузоприемное устройство и останавливаться. Тормоза должны быть отпущены и мотор на время измерения осевой нагрузки должен быть выключен. Необходимо дожидаться полного успокоения жидкого груза (цифры на табло при успокоении груза перестают меняться).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Управление государственного автодорожного надзора по Тверской области исковые требования истца считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо, ФИО1, письменное пояснение по делу не представил, в судебном заседании 13.08.2012 пояснил, что специальные условия взвешивания перевозимого груза соблюдены не были.
Суд, исследовав, материалы дела, считает заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Истец, Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», является федеральным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранения, а также улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния, повышения пропускной способности, в частности в области обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества от 20.03.2009 правообладатель автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Великий Новгород до Санкт-Петербурга является истец, на праве оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
14.10.2009 на пункте весового контроля № 1, расположенного на 176 км. автомобильной дороги «Россия», были выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок. Указанное нарушение было допущено транспортным средством VOLVO государственный номер C981 ХМ 71 с полуприцепом АВ 282 171, автоперевозку осуществляло ООО «Транс-Трейд» под управлением водителя ФИО1, установленное п. 1.2 п. 2 Приложения №1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 в редакции от 22.01.2004.
По факту зафиксированного нарушения, 14.10.2009 инспектором УГАНД ФИО2 был составлен акт, с которым был ознакомлен водитель ФИО1, о чем свидетельствует подпись водителя. В акте зафиксировано также пройденное расстояние по федеральным дорогам – 526 км.
Как следует из свидетельств о регистрации транспортного средства VOLVO государственный номер C981 ХМ 71 и полуприцепа АВ 282 171, данные транспортные средства принадлежат собственнику ООО «Транс-Трейд».
Что касается пояснений ответчика и привлеченного в качестве третьего лица водителя ФИО1 о несоблюдении на пункте весового контроля условий взвешивания наливного груза, то они опровергаются письмом Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области от 13.09.2012 № 2236-03, подписанным начальником отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области ФИО2 В данном письме указано, что ФИО2 и сотрудником передвижного пункта весового контроля ФИО3 было выявлено автотранспортное средство марки VOIVOFH12 государственный номер <***> с полуприцепом марки BEDRIJFSAUTORENDER регистрационный номер АВ 2821 71 с превышением допустимой общей массы и допустимых осевых масс, о чем был составлен акт № 69815000009 от 30.08.2012. Допустимые осевые массы и допустимая полная масса транспортного средства определялась с использованием автомобильных электронных портативных весов ВА-20П в соответствии с действующей на тот момент «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (Приложение 1), инструкцией сотрудника передвижного пункта весового контроля, инструкцией по использованию весов. Взвешивание производилось поостно, в статическом режиме путем заезда колесами каждой оси АТС на две грузоприемные платформы весов, объединенные в измерительную систему, и остановки автотранспортного средства. Фиксирование осевых масс производилось только после отсутствия изменений весовых параметров, связанных с передвижением автопоезда на грузоприемных платформах и изменениями положений груза.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что акт в котором зафиксировано нарушение был подписан водителем ФИО1 без замечаний.
В соответствии с п. 3 правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, а силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
С учетом вышеуказанной нормы, «Транс-Трейд», как лицо, владеющее транспортными средствами на законных основаниях, является надлежащим ответчиком в рамках данного дела.
Согласно расчету истца нарушением ответчика федеральной дороге общего пользования был нанесен ущерб в сумме 45 155 руб. 54 коп.
На претензию истца от 05.05.2012 № 48 оплатить 45 155 руб. 54 коп. в течение 10 банковских дней с момента получения претензии, ответчик не ответил, денежные средства на оплатил, претензия согласно почтового уведомления получена ответчиком 21.05.2012.
На основании изложенного, суд считает требование истца о взыскании с ответчика суммы ущерба в сумме 45 155 руб. 54 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истец на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, с учетом принятого по делу решения, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
P Е Ш И Л:
Исковые требования федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» к обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» удовлетворить полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» в пользу федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» денежные средства в размере 45 155 руб. 54 коп. в счет оплаты вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Трейд» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через арбитражный суд Тульской области.
Судья Л.Д. Тажеева