ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-5892/2021 от 05.07.2021 АС Тульской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5

тел./факс (4872) 250-800;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-5892/2021

Резолютивная часть решения объявлена: «05» июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен: «09» июля 2021 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Заботновой О.М.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Н.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению) Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (ИНН 7107084990 ОГРН 1047101134475)

к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-фтор» (ОГРН 1157746769091, ИНН 7725285412)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены,

от ответчика – представитель Гаврилова Л.Ю. по доверенности.

Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-фтор» (далее – ООО «Альфа-фтор», Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании 30.06.2021г. был объявлен перерыв до 05.07.2021г. до 09 час. 30 мин. Информация о перерыве опубликована в Картотеке арбитражных дел.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте  судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд

установил:

Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в соответствии с распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 31.03.2021г. № 162-Р в период с 06.04.2021 по 26.04.2021 проведена плановая выездная проверка исполнения юридическим лицом ООО «Альфа-фтор» обязательных лицензионных требований законодательства в области обращения с отходами.

В ходе проверки установлено, что ООО «Альфа-фтор» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением природоохранного законодательства, выразившегося в следующем.

В ходе визуального осмотра 06.04.2021 промплощадки ООО «Альфа-Фтор», расположенной по адресу: 300026, Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Овражная, д. 7, на бетонированной площадке было обнаружено место накопления отходов - отходы лицевой части противогаза (Код федерального классификационного каталога отходов - 49110211524, -далее ФККО).

В соответствии с информационной таблицей, расположенной рядом с местом накопления, на данном участке местности находится место, где хранятся противогазы в комплекте, утративших потребительские свойства (маски резиновые б/у), однако в ходе визуального осмотра было установлено, что в данном месте хранятся отходы лицевой части противогазов.

В ходе повторного осмотра 22.04.2021 промплощадки ООО «Альфа-Фтор», расположенной по адресу: 300026, Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Овражная, д. 7, был проведен уточняющий визуальный осмотр отходов, расположенных в данном месте накопления. Табличка с обозначением вида отхода, расположенного на данном месте хранения отходов, отсутствовала на момент осмотра. В ходе осмотра было установлено, что резиновые маски, расположенные в указанном месте, были с дефектами (порванные, утратившие потребительские свойства) и не могут использоваться по назначению, то есть на бетонированной площадке ООО «Альфа-фтор», хранились отходы лицевой части противогазов (код ФККО -49110211524).

В ходе анализа документов, представленных предприятием при проведении проверки, было установлено следующее.

Во исполнение договора №ЗКП-391/2018 от 20.04.2018, заключенного между ООО НТЦ «Нордэкохим», в лице генерального директора Зигангировой Марины Николаевны и ООО «Альфа-Фтор», в лице директора Андреева Сергея Анатольевича, первое поставляет в адрес ООО «Альфа-Фтор» в соответствие со спецификацией к договору маски противогазные б/у общим объемом 35 275 кг.

В соответствии с товарно-транспортными накладными от 02.08.2018, 23.10.2018, 25.02.2019, ООО НТЦ «Нордэкохим» передало ООО «Альфа-Фтор» маски резиновые объемом 34 390 кг.

Таким образом, в ходе осмотров 06.04.2021 и 22.04.2021 было установлено, что в местах накопления отходов, ООО «Альфа-Фтор» осуществляет размещение в виде хранения отходов лицевой части противогазов, которые на момент осмотра размещались на территории промплощадки ООО «Альфа-Фтор» свыше одиннадцати месяцев.

По итогам проверки 26.04.2021 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя  № 162-Р/71-2021.

Усмотрев в действиях ООО «Альфа-Фтор» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ  Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора 07.06.2021г. составило протокол об административном правонарушении №71-05-271/2021.

Учитывая, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора были направлены материалы дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Тульской области.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что согласно п. 1.1. Договора №ЗКП-391/2018 от 20.04.2018 г. (далее - Договор), заключенного между ООО «Альфа-ФТОР» (покупатель) и ООО НТЦ «Нордэкохим» (поставщик), покупателем принята и оплачена продукция по наименованию и в ассортименте, согласованных в спецификациях, а именно, маски резиновые б/у в количестве 34 390 кг.

Согласно договору и товаросопроводительным документам маски резиновые б/у получены от поставщика, как продукция, и отражена в бухгалтерском учете как продукция, а не отходы.

Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, ООО «Альфа-ФТОР» не является лицом, совершившим противоправные действия (бездействие), а также отсутствует вина в инкриминируемом административном правонарушении.

Выслушав доводы представителя ответчика, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлено, что дело об административном правонарушении возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отказ в привлечении к административной ответственности, судом не установлено.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закон №89-ФЗ:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу ст. 9 Закона №89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.3 Закона №99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Из п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона №99-ФЗ следует, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», выделена отдельная группа отходов «Противогазы и их комплектующие, утратившие потребительские свойства (4 91 102 00 00 0), в составе которой выделен вид отходов, отнесенных к IV классу опасности: отходы лицевой части противогаза (4 91 102 11 52 4).

В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 22.11.2016 по разграничению понятий «продукция» и «отходы» вещества, материалы, предметы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии утвержденных технических условий на продукцию, которые разработаны на основе государственных и/или отраслевых стандартах на такую продукцию, а также учитывают санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании; при наличии технологического регламента производства продукции; при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе и/или для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;

- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п. 1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Отсутствие состава или события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела, Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора вменяется в нарушение Обществу, что ООО «Альфа-Фтор» в местах накопления отходов осуществляет размещение в виде хранения отходов - лицевой части противогазов, которые на момент осмотра размещались на территории промплощадки ООО «Альфа-Фтор» свыше одиннадцати месяцев, без получения обязательной лицензии по размещению (хранению) отходов IV класса опасности.

Между тем, суд отмечает, что материалы проверки не содержат сведений о том, что ООО «Альфа-Фтор»  осуществляло размещение в виде хранения отходов - лицевой части противогазов, а не использовало их в процессе хозяйственной деятельности как продукцию.

Судом установлено, чтоООО «Альфа-Фтор» имеет лицензию №(71)-6824-СТОУ от 10.12.2018г. на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности.

Из представленных ответчиком в материала дела документов следует, что  Общество осуществляет деятельность по производству резиновой крошки согласно разработанному и утвержденному Технологическому регламенту ТР 38.11.54.000-002-47378591-2018 «На производство резиновой крошки», для ее производства у Общества имеется оборудование – шредер WPС 1500/800 – однороторный гидравлический измельчитель.

Факт приобретения обществом масок резиновых б/у, как продукции, подтверждается представленными в материалы дела договором, товарными накладными, отраженными в бухгалтерском учете сведениями (карточке счета).

Наличие у предмета определенного класса опасности само по себе не свидетельствует об отнесении его к категории отходов согласно ФККО, поскольку не только отходы, но и иные предметы (изделия, продукты производства) имеют (могут иметь) определенный класс опасности.

В отсутствие доказательств, с достаточной определенностью подтверждающих, что приобретенные обществом резиновые маски отвечают критериям отходов и размещались как отходы свыше 11 месяцев, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Альфа-Фтор» состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Альфа-Фтор» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альфа-ФТОР» (зарегистрированного 20.08.2015, ИНН 7128029863, ОГРН 1157746769091, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Прянишникова, д.23а, эт. 1, пом. XXXIV к.150) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья                                                                                                           О.М. Заботнова