Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
5 ноября 2008 г. Дело А68-6489/08-526/15
Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2008г.
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2008г.
Арбитражный суд Тульской области
в составе судьи Андреевой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Контакт» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тульской области (Управление Россвязьохранкультуры по Тульской области) о признании недействительными предписания № П-35444-71-05/0010 от 29.02.2008г. и предупреждения приостановлении действия лицензии № П – 35444-71-05/0002 от 29.02.2008г.
3-е лицо – ОАО «Центр Телеком»
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, генеральный директор; ФИО2, ФИО3, по доверенности;
от заинтересованного лица – ФИО4, ФИО5, по доверенности;
от 3-его лица – ФИО6, ФИО7, по доверенности
В ходе судебного разбирательства в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций РФ № 41 от 08.08.2008г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тульской области (Управление Россвязьохранкультуры по Тульской области) переименовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тульской области (Управление Россвязькомнадзор по Тульской области).
Арбитражный суд установил:
В период с 04.02.2008г. по 29.02.2008г. на основании приказа Управления Россвязьохранкультура по Тульской области от 25.01.2008г. № 17-П было проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением ЗАО «Контакт» лицензионных требований по предоставлению услуг местной телефонной связи. По результатам проверки был оформлен Акт № 35444-71-05/0024 от 29.02.2008г., в котором отражены выявленные нарушения п. 1.1 и 2.1 раздела 1 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи от 08.08.2005г. № 98, ст. ст. 46 , 64 Федерального Закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи». Руководствуясь ст. 27 п.4, ст. 37 п.1 п.п. 1,2 Федерального Закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» Управление Россвязьохранкультура по Тульской области выдало ЗАО «Контакт» предписание № П-35444-71-05/0010 от 29.02.2008г. об устранении выявленных нарушений до 29.08.2008г. и предупреждение о приостановлении действия лицензии № П-35444-71-05/0002 от 29.02.2008г.
Считая, что данные документы являются незаконными и необоснованными, нарушающими право заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО «Контакт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Заявленное требование о признании недействительным предписания от 29.02.2008г. ЗАО «Контакт» обосновал тем, что исполнение данного предписания приведет к изменению условий договора о присоединении, заключенного с Тульским филиалом ОАО «Центр Телеком», без согласия ЗАО «Контакт», а также нарушаются положения Федерального Закона «О защите конкуренции».
Представитель заинтересованного лица и 3-его лица возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах от 25.09.2008г. и 05.11.2008г. № 14-08/164 соответственно.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 198 ч.1 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 ч. 2 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О связи» от 07.07.2003г. № 126-ФЗ государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2007г. № 354 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительном власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств связи.
Пунктом 4 Порядка осуществления государственного надзора в области связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2005г. № 110, п.п. 5.3.1.2.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Административным регламентом Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением операторами связи требований пропуска трафика и его маршрутизации (Приказ Россвязьохранкультуры от 18.03.2008г. № 125) предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок, в том числе и соблюдение операторами связи требований пропуска трафика и его маршрутизации.
В соответствии с Требованиями к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования (Приказ Мининформсвязи России от 08.08.2005г. № 98), вступившими в действие с 01.01.2006г. пропуск трафика при оказании услуг внутризоновой телефонной связи осуществляется через узлы связи сети фиксированной зоновой телефонной связи.
В п. 2 Правил оказания местной, внутризоновой, междугородной и международной связи дано определение внутризонового телефонного соединения – телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же субъекта РФ (т.е. между пользовательским оборудованием в разных муниципальных образованиях в пределах Тульской области).
ЗАО «Контакт» предоставляет услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на территории 2-х муниципальных образований Тульской области (г. Тула и Ленинский район) на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на предоставление услуг местной телефонной связи № 35444 от 05.10.2005г., срок действия лицензии до 05.10.2010г. Выход на местную телефонную связь и исходящую автоматическую междугородную телефонную связь к сети общего пользования осуществляется через ОПТС-47 Тульского филиала ОАО «Центр Телеком». Входящая междугородная телефонная связь и исходящая местная телефонная связь на абонентов п. Ленинский организована через ЦАТС (п. Ленинский), принадлежащую Тульскому филиалу ОАО «Центр Телеком».
Управлением Россвязьнадзора по Тульской области выдано разрешение на эксплуатацию сооружения связи «АТСКЭ «Квант» п. Плеханово (АТС-75) от 03.05.2006г. № 71-35444-00224, в котором выход на сеть связи общего пользования предусмотрен только через АТС п. Ленинский.
Присоединение сети местной телефонной связи ЗАО «Контакт» в сети связи Тульского филиала ОАО «Центр Телеком» выполнено на основании заключенного договора о присоединении от 06.10.2006г. № 1220140 и п. 17 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2005г. № 161.
При плановом мероприятии по контролю порядка пропуска трафика при оказании услуг местной телефонной связи ЗАО «Контакт» был осуществлен контрольный набор с сети местной телефонной связи ЗАО «Контакт» (АТС-751), расположенной в п. Плеханово МО «Ленинский район», на сеть местной связи Тульского филиала ОАО «Центр Телеком» (ОПТС-35) МО город Тула, в результате которого был выявлен факт нарушения п. 1.1 и 2.1 разд.1 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 08.08.2005г. № 98, а именно: пропуск трафика между пользовательским оборудованием узла сети местной телефонной связи ЗАО «Контакт» на узел сети местной телефонной связи ОПТС-35 МО город Тула осуществлен минуя узлы связи сети фиксированной зоновой телефонной связи. Прохождение контрольных вызовов зафиксировано на ОПТС-47 г. Тулы далее транзитом на ОПТС-35 г. Тулы, при этом зоновый оператор связи ООО «СЦС Совинтел» (письмо от 19.02.2008г. № 44/08) прохождение вызовов через свой ЗТУ не зафиксировал.
Частью 4 ст. 27 ФЗ РФ «О связи» предусмотрено в случае, если выявлено нарушение установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области связи, федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи по представлению государственного инспектора по надзору за связью выдает предписание об устранении этого нарушения. Указанное предписание подлежит обязательному исполнению в установленный в нем срок.
Согласно п.4 ч.2 ст. 29 ФЗ РФ «О связи» федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и предупреждения о приостановлении действия лицензии.
Выявленные в ходе проверки нарушения были отражены в Акте проверки от 29.02.2008г., предписании №П-35444-71-05/0010 от 29.02.2008г. и предупреждении о приостановлении действия лицензии № П-35444-71-05/0002 от 29.02.2008г. со сроком устранения нарушений до 29.08.2008г.
Таким образом, ЗАО «Контакт», являясь оператором местной телефонной связи в г. Туле и п. Плеханово Ленинского района, осуществлял пропуск трафика между абонентами разных муниципальных образований (г. Тула и Ленинский район) не через узлы фиксированной зоновой телефонной связи, а напрямую с АТС-751 на ОПТС-47, т.е. абоненты п. Плеханово пользовались местной телефонной связью не только в Ленинском районе, но и с г. Тула.
Поскольку согласно п.2 ст. 13 ФЗ «О связи» сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи» аналогичное предписание было выдано Тульскому филиалу ОАО «Цент Телеком».
Представитель ТФ ОАО «Центр Телеком» в судебном заседании пояснил, что попытки предприятия согласовать совместные мероприятия с ЗАО «Контакт» по выполнению требований предписаний обеими сторонами к положительному результату не привели, в связи с чем ТФ ОАО «Центр Телеком», выполняя требование предписания, осуществил переключение 60 точек заявителя с ОПТС-47 на АТС п. Ленинский, о чем известил ЗАО «Контакт».
Заявитель, обжалуя предупреждение о приостановлении действия лицензии от 29.02.2008г., ссылается на нормы Федерального закона предусматривающие основания приостановления действия лицензии. Суд считает данную аналогию необоснованной, поскольку, вынося предупреждение о приостановлении действия лицензии, административный орган информирует заявителя о возможном принятии решения о приостановлении действия лицензии в случае не устранения в указанный срок выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Согласно ст. 37. ФЗ РФ «О связи» от 07.07.2003г. № 126-ФЗ лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае:
1) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;
2) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий.
По части 2 п.3 данной нормы лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
Частью 3 данной статьи предупреждение о приостановлении действия лицензии, а также решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с указанием основания принятия такого решения или вынесения предупреждения не позднее чем через десять дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.
Лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии (часть 4 ст. 37).
Таким образом, предупреждение о приостановлении действия лицензии носит уведомительный характер, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательств обратного заявитель не предоставил.
29.08.2008г. ЗАО «Контакт» обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявление о признании несоответствующим действующему законодательству предписания и предупреждения о приостановлении действия лицензии от 29.02.2008г. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обжалования данных документов не заявлял. В возражениях представитель Управления Россвязьохранкультура по Тульской области заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требования заявителя в связи с пропуском процессуального срока ЗАО «Контакт» для обращения в суд с названным заявлением, т.к. обжалуемые документы были получены заявителем 03.03.2008г., доказательств уважительности пропуска срока заявитель не представил. Заявитель просил отказать в удовлетворении ходатайства, т.к. считал, что срок для обжалования данных документов не пропущен в связи с обращением ЗАО «Контакт» с жалобой в вышестоящий орган (письмо № 190 от 29.07.2008г).
Суд считает, что ЗАО «Контакт» пропустил, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ, срок для обжалования предписания и предупреждения о приостановлении действия лицензии от 29.02.2008г. по неуважительной причине, т.к. письмо от 29.07.2008г . № 190 в адрес Руководителя Россвязьохранкультура РФ не может рассматриваться как документ, подтверждающий уважительность пропуска срока. Обжалуемые документы были получены заявителем 03.03.2008г., в связи с чем у него имелась возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права в надлежащий срок.
Пропуск ЗАО «Контакт» процессуального срока для обжалования предписания и предупреждения административного органа от 29.02.2008г. без уважительной причины является отдельным основанием для отказа ЗАО «Контакт» в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемые документы вынесены уполномоченным органом в области контроля и надзора за соблюдением требований в области связи; вид документа соответствует принятым в данной области нормативным документам (предписание и предупреждение о приостановлении действия лицензии); вынесены по результатам проверки, оформленной надлежащим образом и подтверждающей факт нарушения требований законодательства в области оказания услуг связи ЗАО «Контакт».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 170 - 176, 197-201АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования ЗАО «Контакт» о признании незаконными предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тульской области (Управление Россвязьохранкультуры по Тульской области) от 29.02.2008г. № П-35444-71-05/0010 и предупреждения о приостановлении действия лицензии Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тульской области (Управление Россвязьохранкультуры по Тульской области) от 29.02.2008г. № П-35444-71-05/0002 отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е.В.