ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-7136/10 от 29.10.2010 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

(300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула Дело № А68-7136/10

«29» октября 2010 г. – дата объявления резолютивной части решения

«03» ноября 2010 г. – дата изготовления полного текста решения

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Пестрецовой Н.М.,

протокол ведет секретарь судебного заседания Радевич Н.М.

рассмотрел в судебном заседании заявление ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания № 252 от 31.08.2010 г.

В судебное заседание явились:

заявитель – не явился, извещен

от ответчика – Сергиенко О.С. по дов.

ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» (далее по тесту решения – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области (далее по тексту решения – Управление Росприроднадзора) № 252 от 31.08.2010 г. о назначении административного наказания.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (почтовое уведомление № 30000031822771).

Ответчик представил отзыв на заявление за исх. № АС-6/1219 от 22.09.2010 г., в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Дело в порядке ч. 2 ст. 210 АПК РФ рассматривается в отсутствие заявителя.

Из материалов дела суд установил следующее.

На основании Распоряжения руководителя Управления от 20.07.2010 г. № 187-р в период с 22 по 30 июля 2010 г. Управлением Росприроднадзора проведена проверка ООО «Коммунальные ресурсы ДОН», в ходе которой установлено, что Общество добывало пресные подземные воды окско-тарусского, верхнетульского, упинского и озерско-хованского водоносных горизонтов по 7 водозаборам (43 скважины), расположенным в г. Донской и его микрорайонах (Подлесный, Новоугольный, Руднев, Комсомольский, Шахтерский, Северо-Задонск), а также между н.п. Дубовое и Михайловка Узловского и Кимовского районов Тульской области без лицензии на право пользования недрами, что является нарушением ст.ст. 9, 11, п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах». По результатам проверки составлен Протокол об административном правонарушении № 252 от 06.08.2010 г., вынесено Постановление № 252 от 31.08.2010 г. о назначении административного наказания, согласно которому Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и на него наложен штраф, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в сумме 800000 руб. (минимальный размер штрафа назначен ввиду наличия смягчающего обстоятельства, которым административным орган признал ведение работ по подготовке документов для оформления лицензии).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене полностью Постановления № 252 от 31.08.2010 г.

В обоснование своих требований Общество указало, что для получения лицензии на право пользования недрами было необходимо:

- получить Решение на право пользования водным объектом, для чего необходимо оформить права на земельные участки. Собственником земельных участков является Администрация муниципального образования г. Донской, в связи с чем возможность самостоятельного межевания земельных участков у Общества отсутствует;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Общество подготовило и сдало все необходимые документы, однако получило отказ, обоснованный тем, что для получения заключения необходимо привести имущество в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целями, для которых оно предназначено. В связи с краткосрочностью арендных отношений предприятие не имеет законных оснований для вложения денежных средств в арендованное имущество;

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Письмом № 5735 от 10.08.2010 г. отклонило материалы по водозаборам для оформления лицензии на право пользования недрами ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» на том основании, что источники финансирования не определены и на большей части объектов введено конкурсное управление, но Управлением не было учтено, что Общество имеет инвестиционную программу, утвержденную Собранием депутатов муниципального образования г. Донской;

- Обществом были предприняты все необходимые меры, связанные с получением лицензии. В действиях ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» отсутствует «виновность, позволяющая расценивать деятельность Общества, как административное правонарушение и привлекать Общество к административной ответственности».

Управление Росприроднадзора представило отзыв на заявление за исх. № АС-6/1219 от 22.09.2010 г., в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на следующие обстоятельства:

- действия заявителя по добыче пресных подземных вод для водоснабжения населения при отсутствии лицензии на право пользования недрами создает угрозу причинения вреда не только государству как собственнику недр, но жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде, поскольку условия пользования недрами, а также основные требования по рациональному использованию и охране недр, в том числе, качество добываемой воды для использующихся водозаборов не установлены.

- общество обязано было до начала осуществления деятельности по добыче пресных подземных вод для водоснабжения населения получить необходимые разрешительные документы.

Проанализировав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно подп. 1) ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых уполномоченный орган устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Применительно к рассматриваемому спору судом установлено следующее.

ООО «Коммунальные ресурсы Дон» зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС России № 9 по Тульской области 05.12.2007 г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серии 71 № 001592630.

Согласно ст. 1 Устава Общество является коммерческой организацией, учреждено для получения прибыли, осуществляет деятельность по эксплуатации и развитию жизнеобеспечения населенных пунктов, в том числе электрических тепловых сетей, сетей подачи воды и отвода сточных вод, систем очистки воды и сточных вод.

Как следует из Объяснительной № 588 от 30.07.2010 г., данной начальником ПТО ООО «Коммунальные ресурсы Дон» М.М. Рудаковой, основным видом деятельности Общества с момента его создания было обеспечение населения муниципального образования г. Донской хозяйственно-питьевым водоснабжением и водоотведением (см. Объяснительную № 588 от 30.07.2010 г.).

В Справке за исх. № 584 от 29.07.2010 г. Общество указало, что обеспечивает г. Донской и его микрорайоны хозяйственно-питьевым водоснабжением, предприятием эксплуатируется 43 арт. скважины в составе семи водозаборов: Михайловский – 15 скважин (12 рабочих, 3 резервных), Новоугольный – 3 скважины (3 рабочие), Руднев – 2 скважины (1 рабочая, 1 резервная), Подлесный – 5 скважин (3 рабочих, 2 резервных), Северо-Задонск – 10 скважин (7 рабочих, 3 резервных). В Справке о ресурсных налоговых платежах б/н б/д Общество указало, что за подъем 2716,82 тыс. куб. м. начислено и оплачено 512,018 тыс. руб.

ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» осуществляет деятельность с использованием оборудования МУП «Водоканал» муниципального образования г. Донской (договор аренды № 1 от 30.04.2009 г., срок действия договора до 30.03.2010 г., представитель в судебном заседании пояснил, что в соответствии с нормами ГК РФ договор является действующим, поскольку сторонами не расторгнут) и ООО «Системы жизнеобеспечения» (договор аренды № 2 от 01.06.2009 г., срок действия договора до 31.05.2029 г.).

Факт добычи подземных вод ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» установлен в ходе проведения проверки и подтверждается Актом проверки от 30.07.2010 г., Постановлением о назначении административного наказания № 252 от 31.08.2010 г., данный факт не оспаривался представителем в ходе судебного разбирательства. Материалами дела установлено, что ООО «Коммунальные ресурсы ДОН», зная о запрете добычи пресных подземных вод без специальных разрешительных документов, длительное время продолжало осуществлять такую деятельность.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что для получения Лицензии необходимо «оформить права на земельные участки», поскольку Перечень документов для оформления лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2004 г. № 710 предусматривает приложение к заявке копий документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка (п. 5).

Кроме того, заявителем не представлено доказательств обращения за получением Лицензии до начала проведения проверки.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от 06.08.2010г. составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Суд также не расценивает административное правонарушение, как совершенное в состоянии крайней необходимости. При этом суд исходит из следующего.

Одним из средств защиты, предусмотренных Кодексом, является институт крайней необходимости. В соответствии со статьей 2.7 Кодекса не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения. В данном случае такие обстоятельства отсутствуют. Общество длительное время осознано осуществляет вид деятельности, подлежащий лицензированию, не имея соответствующей лицензии, в то время, как могло осуществлять иные, не лицензируемые виды деятельности (см. Устав), таким образом, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, заявление ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207, 210,211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания № 252 от 31.08.2010 г. отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья Н.М.Пестрецова