Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-7222/2019
Резолютивная часть решения объявлена «08» июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен «11» июля 2019 года.
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Заботновой О.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области (ОГРН 1047100778933, ИНН 7106061567)
к Публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя – не явились, извещены,
от ответчика – представитель Мотылева Н.В. по доверенности от 18.01.2018г.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области (далее - Управление Роскомнадзора по Тульской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Поскольку сторонами не было заявлено возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, Арбитражный суд Тульской области 08.07.2019 года в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик факт совершения правонарушения не оспаривал, просил признать его малозначительным или назначить наказание в виде предупреждения в виду того, что правонарушение совершено из-за возникновения технических неполадок.
Спор рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся материалам дела в отсутствие заявителя.
Из материалов дела следует, что в Управление Роскомнадзора по Тульской области 06.05.2019 поступила жалоба от Климова П.А. на действия (бездействие) ПАО «МТС», из которой следует, что 09.04.2019 Климов П.А. обратился в ПАО «МТС» с заявлением о перенесении абонентского номера (8 920 745 30 41)из сети ПАО «МегаФон» в сеть связи ПАО «МТС» (оператор - реципиент). В салоне ПАО «МТС» Климову П.А. была выдана SIM-карта с временным номером 8 915 786 90 58, который по истечению 8-ми дневного срока (17.04.2019) должен быть заменен на прежний номер. Услуга переноса телефонного номера при переходе в сеть ПАО «МТС» абонентом была оплачена в полном объеме. По истечении 8-ми дневного срока никакого сообщения о переносе номера Климову П.А. не поступило. 18.04.2019 Климов П.А. вновь обратился в салон связи ПАО «МТС» за разъяснениями, где консультант объяснил, что переход телефонного номера 8 920 745 30 41 в сеть ПАО «МТС» не состоялся по техническим причинам.
Управлением Роскомнадзора по Тульской области 24.05.2019 был сделан запрос в ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» об обмене сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором по переносу абонентского номера и наличии причин возникновения инцидентов при осуществлении данной процедуры с указанием их даты и времени.
Согласно ответу ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» в базе данных перенесенных номеров (далее - БДПН) по состоянию на 30.05.2019 не зарегистрировано заявок (запросов) на перенос абонентского номера 8 920 745 30 41, а также в информационной системе технической поддержки оператора БДПН не зарегистрировано меж операторских инцидентов, связанных с переносом данного номера.
По результатам рассмотрения указанных сведений, должностным лицом Управления Роскомнадзора по Тульской области в отношении ПАО «МТС» был составлен протокол об административном правонарушении № АП-71/3/463 от 07.06.2019 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства,считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 26.12.2012 № 1431, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно пункту 4 части 8 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Как следует из пункта 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 № 70, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Тульской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ПАО «МТС» имеет лицензию на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи от 06.10.2015 № 167215 (далее – лицензия № 167215).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ), деятельность по оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
Согласно статье 29 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В статье 64 Закона о связи установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень).
В пункте 11 Перечня предусмотрено лицензирование услуг подвижной радиотелефонной связи. В разделе XI этих Перечней содержится перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
На основании пункта 5 раздела XI Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», пункта 5 лицензий, на основании которых заявитель осуществляет деятельность, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4. ст. 44 Закона о связи абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, соответствующей ресурсу нумерации, используемому оператором-донором на территории определенного субъекта Российской Федерации.
Оператор подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент, принявший решение сохранить свой абонентский номер, заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на срок действия такого договора в порядке и на условиях, которые установлены Правилами оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывавший этому абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи абонентский номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера (п. 6. ст. 46 Закона о связи).
В соответствии с пунктом 115 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила) абонент вправе сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перенесения абонентского номера.
Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (пункту 120 Правил).
В пункте 126 Правил оказания услуг телефонной связи определено, что в заявлении о перенесении абонентского номера абонент вправе определить дату и время (час), когда оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера (далее - дата начала оказания услуг оператором-реципиентом). Оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в течение 1 часа со времени, указанного в заявлении о перенесении абонентского номера.
При этом дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом не может быть ранее 8-го дня - для абонента - физического лица и ранее 29-го дня - для абонента - юридического лица, но в любом случае не может быть позднее 6 месяцев со дня заключения с оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
В силу пункта 128 Правил оказания услуг телефонной связи в случае отсутствия технической возможности начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в момент, определяемый в соответствии с пунктами 126 и 127 настоящих Правил, момент начала оказания таких услуг может быть отложен, но не более чем на одни сутки. Информация об этом сообщается абоненту оператором-реципиентом в течение 3-го дня для абонента - физического лица и в течение 7-го дня для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом.
Бремя доказывания отсутствия технической возможности начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера с момента, указанного в заявлении абонента, лежит на операторе связи.
Оператор-реципиент обязан не позднее 24 часов 00 минут 1-го дня, следующего за днем направления оператору базы данных запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, направить оператору-донору сведения, предусмотренные пунктом 125 настоящих Правил, копию заявления о перенесении абонентского номера, а также сведения о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между абонентом и оператором-реципиентом. Направление указанных сведений и копии заявления о перенесении абонентского номера является надлежащим уведомлением оператора-донора о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, в части перенесенного номера.
Оператор-донор не вправе требовать представления иных документов и сведений, кроме заявления, а также отказывать в перенесении абонентского номера в связи с отсутствием иных документов и сведений или отсутствием в заявлении сведений, не предусмотренных пунктом 125 настоящих Правил (пункт 135 Правил).
Обмен сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров в соответствии с порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Перечень сообщений и документов и сроки обмена сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров в соответствии с Требованиями к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.01.2016 № 3.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванных Требований ПАО «МТС» (оператор-реципиент) должно было направить по системе взаимодействия в ЦНИИС сообщение (запрос) «NPCreate» (создание) на перенос абонентского номера.
Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Тульской области 06.05.2019 поступила жалоба от Климова П.А. на действия (бездействие) ПАО «МТС» относительно перенесения абонентского номера (8 920 745 30 41) из сети ПАО «МегаФон» в сеть связи ПАО «МТС» (оператор - реципиент).
Управлением Роскомнадзора по Тульской области 24.05.2019 был сделан запрос в ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» об обмене сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором по переносу абонентского номера и наличии причин возникновения инцидентов при осуществлении данной процедуры с указанием их даты и времени.
Согласно ответу ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» в базе данных перенесенных номеров (далее - БДПН) по состоянию на 30.05.2019 не зарегистрировано заявок (запросов) на перенос абонентского номера 8 920 745 30 41, а также в информационной системе технической поддержки оператора БДПН не зарегистрировано меж операторских инцидентов, связанных с переносом данного номера.
Таким образом, указанные действия (бездействия) Общества образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований лицензии, которые ответчик не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Факт совершения правонарушения и вина ответчика подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействиях) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом при рассмотрении настоящего дела, не установлено нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Срок давности к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотривает в действиях (бездействии) Общества малозначительности совершенного правонарушения.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как установлено частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Управлением не представлены доказательства причинения Обществом своими действиями вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательства причинения имущественного ущерба.
Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить ПАО «МТС» наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (расположенное по адресу: 109147, г.Москва, ул. Марксистская, д. 4, зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г.Москве 01.03.2000, ОГРН 1027700149124, ИНН7740000076) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья О.М. Заботнова