300041, Россия, <...>
тел./факс <***>;
e-mail: a68.info@arbitr.ru;
http://www.tula.arbitr.ru
г. Тула Дело № А68-7474/2012
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е.В.
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Коликова А.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к правительству Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия правительства Тульской области, выраженное в непринятии решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта по адресу: <...>, обязав ответчика принять решение по заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта
3- и лица: администрация г. Тулы (ОГРН <***>, ИНН <***>), ИП ФИО2, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, паспорт; ФИО3, по доверенности от 03.04.2013г.;
от ответчика – ФИО4, по доверенности от 27.03.2013г.;
от министерства – ФИО4, по доверенности от 07.03.2013г.;
от ФИО2 – ФИО2, паспорт;
от администрации – не явился, извещен
Суд установил.
Предприниматели ФИО1 и ФИО5 обратились с заявлением от 01.07.2009 г. на имя губернатора Тульской области о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: <...> в Зареченском районе в связи с реконструкцией существующего здания.
Письмом от 02.09.2009 г. департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил предпринимателям, что в администрацию города Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства здания магазина.
Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы письмом от 14.09.2009 г. сообщило ФИО1 и ФИО2 о том, что приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина по ул. Октябрьской, 7-а в Зареченском районе г. Тулы.
Предпринимателями были получены согласования с департаментом социального развития Тульской области от 25.02.2009 г., с Управлением Роспотребнадзора по Тульской области от 19.06.2009 г., заключение государственного учреждения культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» от 21.01.2009г., экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» от 08.06.2009 г.
19.11.2009 г. предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д.7, участок 1.
Постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010г. № 2032 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 131 кв. м., расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Октябрьской для строительства предприятия розничной торговли; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства; управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
06.12.2011г. министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом № 35-01-14/10220 запросило дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта в их отсутствии.
12.03.2012г. заявителем были представлены необходимые документы, однако решения о предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
На заседании Градостроительно-земельного совета Тульской области от 27.06.2012 г. было решено отказать ИП ФИО1 в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьская в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; рекомендовать администрации города Тулы отменить постановление от 22.06.2010г. №2032.
Выполнив решение совета, администрация города Тулы приняла 25.09.2012г. за №2742 постановление «О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы», в том числе о признании утратившим силу постановление администрации города Тулы от 22.06.2010г. № 2032 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)». Предприниматель ФИО1 обжаловала данное постановление, которое решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012г. по делу № А68-9037/12 признано незаконным, как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поскольку решения о предварительном согласовании места размещения объекта правительством Тульской области не было принято 20.08.2012г. ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правительство Тульской области возражало против удовлетворения требования заявителя.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области возражало против удовлетворения требования заявителя.
ФИО2 поддержал требование заявителя.
Администрация г. Тулы правовой позиции по данному заявлению не высказала.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных норм права следует, что для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010г. № 430 утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее – Положение).
Согласно пункту 2 Положения решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются правительством Тульской области.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство).
Разделом IV указанного Положения определен порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
В соответствии с пунктом 18 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта.
Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует настоящему Положению.
Министерство направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 19).
В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории министерство осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае невозможности размещения объекта на земельном участке министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ (п. 20).
Таким образом, в случае соответствия поданного заинтересованным лицом заявления установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заявлением предпринимателя ФИО1 от 01.07.2009г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по обращению департамента имущественных и земельных отношений Тульской области администрацией города Тулы была осуществлена процедура выбора земельного участка, и постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010г. № 2032 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли).
06.12.2011г. министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом № 35-01-14/10220 запросило дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта в их отсутствии.
12.03.2012г. заявителем были представлены необходимые документы, однако решения о предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
На заседании Градостроительно-земельного совета Тульской области от 27.06.2012 г. было решено отказать ИП ФИО1 в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьская в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; рекомендовать администрации города Тулы отменить постановление от 22.06.2010г. №2032.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется правительством Тульской области.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимает исполнительный орган государственной власти, то есть, правительство Тульской области.
Градостроительно-земельный совет Тульской области, созданный правительством Тульской области на основании постановления № 27 от 26.01.2012г., не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, а также отсутствует нормативный документ, подтверждающий правовую значимость и обязательность принятых на данном совете решений.
На момент подачи в суд настоящего заявления правительство Тульской области не приняло решения о предварительном согласовании места размещения объекта, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, что в свою очередь, что повлекло нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному спору является правительство Тульской области, поскольку заявление предпринимателей ФИО1 и ФИО2 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: <...> в Зареченском районе было подано на имя губернатора Тульской области 01.07.2009 г., и в соответствии с Земельным кодексом РФ должно быть рассмотрено до принятия документов, устанавливающих порядок рассмотрения указанных заявлений, на которые ссылается ответчик, а именно: постановление администрации Тульской области от 01.06.2010г. № 430 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявления и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» и постановление Правительства Тульской области от 26.06.2012г. № 284 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта».
В п. 3 ч. 5 ст.201 АПК РФ указано, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный кодекс) уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.
То обстоятельство, что ответчиком является орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, не может быть основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с правительства Тульской области в пользу ФИО6 судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 200 руб. излишне уплаченная госпошлина в размере 3 800 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие правительства Тульской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Обязать правительство Тульской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ИП ФИО1 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта от 01.07.2009г. и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: <...> или об отказе в размещении объекта.
Взыскать с правительства Тульской области в пользу ИП ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 200 рублей.
Возвратить из федерального бюджета ФИО1 излишне уплаченную госпошлину в размере 3 800 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.