Арбитражный суд Тульской области
300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.
тел./факс (4872) 250-800; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-7661/2015
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Рыжиковой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Н., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Арбитражным судом Владимирской области, дело по заявлению Прокуратуры Тульской области к Администрации муниципального образования город Тула (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным разрешения от 19.07.2011 № 2530-щб администрации города Тулы на установку рекламной конструкции; обязании ООО «АПР-Сити/ТВД» произвести демонтаж отдельно стоящей рекламной конструкции, третье лицо: УМВД России по Тульской области в лице УГИБДД УМВД РФ по Тульской области, при участии в заседании: представителя заявителя – ФИО1, удостоверение, представителя ООО «АПР-Сити/ТВД» - ФИО2 по доверенности от 14.03.2015, представителя Администрации – ФИО3 по доверенности от 23.12.2014, от третьего лица – не явились, извещены,
Установил:
Прокуратура Тульской области обратилась в Арбитражный суд Тульской области с требованием к Администрации муниципального образования город Тула, обществу с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» о признании недействительным разрешения от 19.07.2011 № 2530-щб администрации города Тулы на установку рекламной конструкции с местоположением: г. Тула, ул. Советская/Староникитская, выданное обществу с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД»; обязании ООО «АПР-Сити/ТВД» произвести демонтаж отдельно стоящей рекламной конструкции.
Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
УМВД России по Тульской области в лице УГИБДД УМВД РФ по Тульской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица.
Из материалов дела суд установил, что 19.07.2011 администрацией города Тулы выдано ООО «АПР-Сити/ТВД» разрешение № 2530-щб на установку рекламной конструкции с местоположением: <...> со сроком действия с 01.07.2011 до 30.06.2016.
Проверкой, проведенной 21.05.2015 прокуратурой Центрального района г. Тулы, установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: <...> установлена на краю проезжей части и на расстоянии 8,8 м от пешеходного перехода, что менее минимальных расстояний, предусмотренных пунктом 6.1. ГОСТ Р 52044-2003.
Согласно информации заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тульской области от 02.06.2015, данная рекламная конструкция установлена с нарушением требований пункта 6.1. ГОСТ Р 52044-2003 и ограничивает видимость пешеходного перехода.
Прокуратурой Тульской области направлено письмо от 30.06.2015 в Инспекцию Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору с просьбой дать пояснения на соответствие требованиям ГОСТа Р 5244-2003 схемы размещения рекламной конструкции, которая является неотъемлемой частью разрешения № 2530-щб на установку рекламной конструкции, а именно: масштаб топографического плана, на котором выполнена схема размещения рекламного места; что отображено на схеме размещения: рекламное поле или фундамент рекламной конструкции; кратчайшее расстояние от края проезжей части дороги до края указанной на схеме рекламной конструкции (указать до фундамента и до рекламного поля) с пояснениями инструментального замера по схеме.
Из ответа начальника инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору от 06.07.2015 № 46-01-21/1482 следует, что предоставленная топографическая съемка соответствует масштабу М 1:500, то есть 1 мм на карте - 50 см (0.5 метра) на местности.
Двухсторонняя отдельностоящая щитовая рекламная конструкция с площадью информационного поля 36,0 кв.м, расположенная по адресу: <...> не содержится в схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула, утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 10.04.2014 № 1000 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула».
На предоставленной топографической карте не соблюдено расстояние 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) до ближайшего края средства наружной рекламы, которое на схеме составляет 1 м. Расстояние от рекламной конструкции до наземного пешеходного перехода и пересечения автомобильных дорог в одном уровне должно составлять 50 м в населенных пунктах, на схеме данное расстояние равняется 16,3 м.
Поскольку схема размещения рекламной конструкции, являющаяся неотъемлемой частью разрешения № 2530-щб на установку рекламной конструкции, составлена и согласована с нарушением ГОСТ Р 52044-2003, установка рекламной конструкции в соответствии с местом, указанным в плане рекламного места, угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан, Прокуратура Тульской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 15, 21, части 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор субъекта Российской Федерации при осуществлении возложенных на него функций в случае установления факта нарушения закона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании недействительными правовых актов, противоречащих закону.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются, в числе прочего, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе).
Общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, определяется статьей 19 Закона № 38-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Нормами Закона о рекламе определено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности, автомобильного (пункт 3 части 4 статьи 5); рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (часть 4 статьи 19).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В настоящее время технический регламент не принят.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ).
На основании статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения регулируются ГОСТом Р 52044-2003 «Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Установленные ГОСТом Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических государственного или муниципального имущества и являются обязательными для исполнения.
Факт обязательности применения и законности раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № АКПИ14-518, а также вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.10.2010 об отказе в удовлетворении требования о признании недействующим раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003.
Довод ответчиков о том, что ГОСТ Р 52044-2003 применяется исключительно на добровольной основе отклоняется судом по вышеуказанным основаниям.
Требованиями ГОСТа Р 52044-2003 установлено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах (пункт 6.1); средства наружной рекламы не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах (абзац 11 пункта 6.1); расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 м (пункт 6.6).
В пункте 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также закреплено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Согласно части 13 статьи 19 Закона № 38-ФЗ орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются: владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257 утверждено Положение «Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула» (далее – Положение о рекламе).
В подпункте 6 пункта 4 Положения о рекламе (в редакции, действовавшей в на момент выдачи спорного разрешения) установлено, что паспорт рекламной конструкции - документ, содержащий сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам конструкции, включающий в себя: чертежи и расчет конструкции (паспорт изготовителя для изделий заводского производства); вид (фасад) средства в цвете с указанием отделки, технологии размещения рекламной информации, подсветки в темное время суток (при ее наличии); цветные фотомонтажи средства в городской среде с визуальных сторон размещения рекламной информации (размером не менее 10 x 15 см); план размещения, выполненный на топографической съемке (М 1:500), для средств, устанавливаемых на земле; схему размещения (М 1:500 - 1:2000) для средств, устанавливаемых на здании (сооружении).
В соответствии с пунктом 14 Положения о рекламе рекламная конструкция должна соответствовать техническим нормам и требованиям по безопасности, проектированию, изготовлению и установке, существующим строительным нормам и правилам, ГОСТам, ПУЭ, техническим регламентам и другим нормативным актам, содержащим требования для конструкций определенного типа.
Согласно пункту 3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Тулы, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения), утвержденного Постановлением администрации города Тулы от 02.03.2011 № 454 (далее – Административный регламент), паспорт рекламной конструкции - документ, содержащий сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам конструкции, включающий в себя: чертежи и расчет конструкции (паспорт изготовителя для изделий заводского производства); вид (фасад) средства в цвете с указанием отделки, технологии размещения рекламной информации, подсветки в темное время суток (при ее наличии); цветные фотомонтажи средства в городской среде с визуальных сторон размещения рекламной информации (размером не менее 10 x 15 см); план размещения, выполненный на топографической съемке М 1:500 для средств, устанавливаемых на земле; схему размещения (М 1:500 - 1:2000) для средств, устанавливаемых на здании (сооружении).
В соответствии с пунктом 3 подраздела 3 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель, вместе с документами, указанными в пункте 2 подраздела 3 раздела 2 Административного регламента, обязан представить сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам конструкции.
Согласно пункту 1 подраздела 1 раздела 3 предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) подача заявления с пакетом документов в администрацию города Тулы;
2) прием и регистрация заявления с пакетом документов на оказание муниципальной услуги от заявителя;
3) рассмотрение поданных заявителем документов на оказание муниципальной услуги, установление отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги оформление и выдача такого отказа;
4) принятие решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, отказе в выдаче Разрешения, аннулировании Разрешения;
5) оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции, отказа в выдаче Разрешения, решения об аннулировании Разрешения.
Исходя из приложения 4 к Положению о рекламе неотъемлемой частью разрешения является план рекламного места.
В соответствии с пунктами 3, 4 подраздела 3 раздела 3 Административного регламента решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято администрацией, в том числе по следующим основаниям: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; нарушение требований по безопасности движения транспорта.
Из материалов дела следует, что 19.07.2011 администрацией города Тулы выдано ООО «АПР-Сити/ТВД» разрешение № 2530-щб со сроком действия с 01.07.2011 до 30.06.2016 на установку двухсторонней отдельностоящей щитовой рекламной конструкции, площадь информационного поля рекламной конструкции 36,00 кв. м, с местоположением: <...>
Проверкой, проведенной 21.05.2015 прокуратурой Центрального района г. Тулы, установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: <...> владельцем которой является ООО «АПР-Сити/ТВД», установлена на краю проезжей части и на расстоянии 8,8 м от пешеходного перехода, то есть с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003.
Согласно информации заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тульской области от 02.06.2015, данная рекламная конструкция установлена с нарушением требований пункта 6.1. ГОСТ Р 52044-2003 и ограничивает видимость пешеходного перехода.
Из ответа начальника инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору от 06.07.2015 № 46-01-21/1482 на обращение Прокуратуры Тульской области от 30.06.2015 с просьбой дать пояснения на соответствие требованиям ГОСТа Р 5244-2003 схемы размещения рекламной конструкции, которая является неотъемлемой частью разрешения № 2530-щб на установку рекламной конструкции, следует, что предоставленная топографическая съемка соответствует масштабу М 1:500, то есть 1 мм на карте - 50 см (0.5 метра) на местности.
Двухсторонняя отдельностоящая щитовая рекламная конструкция с площадью информационного поля 36,0 кв. м, расположенная по адресу: <...> не содержится в схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула, утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 10.04.2014 № 1000 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула».
На предоставленной топографической карте не соблюдено расстояние 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) до ближайшего края средства наружной рекламы, которое на схеме составляет 1 м. Расстояние от рекламной конструкции до наземного пешеходного перехода и пересечения автомобильных дорог в одном уровне должно составлять 50 м в населенных пунктах, на схеме данное расстояние равняется 16,3 м.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что схема размещения рекламных конструкций, являющаяся неотъемлемой частью оспариваемого разрешения, составлена и согласована с нарушениями ГОСТа Р 52044-2003, рекламная конструкция, размещенная на основании разрешения от 19.07.2011 № 2530-щб, не соответствует требованиям ГОСТа Р 52044-2003 и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Нарушения требований нормативных актов по безопасности движения транспорта являются основанием к решению об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
При выдаче разрешения на установку рекламной конструкции орган местного самоуправления в лице администрации г. Тулы не учел требования ГОСТа Р 52044-2003.
Доводы ответчиков о том, что размещение рекламной конструкции согласовывалось органом ГИБДД, о чем имеется соответствующее письмо от 30.03.2011, судом не принимается во внимание, поскольку из указанного письма следует, что Управление ГИБДД УВД по Тульской области подтверждает ранее выданные согласования (письма 8/3-711 от 10.03.2005, 8/3-630 от 02.03.2005, 8/3-628 от 02.03.2005) на установку рекламных конструкций, при этом доказательств, подтверждающих место размещение рекламной конструкции в 2005 г., в материалы дела не представлено. Кроме того, наличие данного письма само по себе не свидетельствует о законности выданного разрешения на установку рекламной конструкции.
При этом, как следует из письма заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тульской области от 02.06.2015, Управление ГИБДД УМВД России по Тульской области не согласовывает места размещения рекламных конструкций с момента вступления в силу с 01.03.2011 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции».
Иные доводы ответчиков, приведенные в обоснование возражений, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и противоречащие обстоятельствам дела.
На основании части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке, в том числе, в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Выявленные нарушения в размещении рекламной конструкции являются основанием для признания недействительным разрешения на установку рекламных конструкций.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, арбитражный суд, руководствуясь подпунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным обязать ООО «АПР-Сити/ТВД» произвести демонтаж рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Тула, ул. Советская/Староникитская.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование прокуратуры Тульской области удовлетворить.
Признать недействительным разрешение от 19.07.2011 № 2530-щб администрации города Тулы на установку рекламной конструкции с местоположением: г. Тула, ул. Советская/Староникитская, выданное обществу с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» осуществить демонтаж отдельно стоящей рекламной конструкции (тип рекламоносителя – отдельная щитовая установка), расположенную по адресу: г. Тула, ул. Советская/Староникитская.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья Н.А. Рыжикова