Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
Дело А68-7662/09
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 3 ноября 2009г.
Арбитражный суд Тульской области
в составе судьи Андреевой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, ОАО «Эффект» о признании незаконным распоряжения от 25.08.2006г. № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект»
3-и лица - Администрация Тульской области, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, ФИО2, по доверенности;
от Терруправления – ФИО3, по доверенности;
от ОАО «Эффект» – ФИО4, по доверенности;
от Департамента – ФИО5, по доверенности;
от Администрации – не явился, извещен.
Арбитражный суд установил:
Государственное унитарное предприятие Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» было создано в соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области № 526 от 27.04.1993г.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 10.11.1993г. № 1067 Государственному унитарному предприятию Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 872,9 кв.м., для закрепления территории, фактически занимаемой административным зданием по адресу: <...>, о чем указано в государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
23.10.2000г. между Комитетом по управлению имуществом Тульской области (собственник) и Государственным унитарным предприятием Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» (пользователь) был заключен договор о передаче на праве безвозмездного владения и пользования пользователю недвижимого имущества в виде одноэтажного здания, площадью 250 кв.м., расположенного по адресу: <...>, являющегося государственной собственностью Российской Федерации.
25.08.2006г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области издает распоряжение № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект», согласно которого за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект» закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное недвижимое имущество – административное здание, расположенное по адресу: <...>.
29.12.2007г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области издает распоряжение № 406-р «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Эффект», согласно которого было принято решение о приватизации ФГУП «Эффект» путем преобразования в ОАО «Эффект» и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ «Эффект» (Приложение № 1 к распоряжению), где в п.1.3 указано – административное здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 289,2 кв.м. одноэтажное, со ссылкой на распоряжение № 147-р от 25.08.2006г.
19.02.2008г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области заключило договор № 71/04-01-001/0-08 о передаче в аренду ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью - административного здания площадью 289,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
29.12.2008г., на основании передаточного акта от 17.04.2008г. и распоряжения № 406-р, за ОАО «Эффект» было зарегистрировано право собственности на нежилое здание административного назначения, общей площадью 289,2 кв.м., расположенное по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации 71-АВ 214583) и земельный участок, общей площадью 872,9 кв.м., разрешенное использование: для закрепления территории, фактически занимаемой административным зданием, расположенный по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации 71-АВ 214582).
Письмом № 3/09 от 21.01.2009г. ОАО «Эффект» известило ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» о проведении государственной регистрации права собственности на административное здание и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, в связи с чем предложило заявителю заключить дополнительное соглашение к договору аренды о смене стороны и перечислении арендных платежей на банковский счет общества с приложением свидетельств о государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
Считая, что сделка приватизации ОАО «Эффект» административного здания и земельного участка, на котором располагается гараж, являющийся собственностью Администрации Тульской области, является незаконной, ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» обратился 28.04.2009г. в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании недействительной сделки приватизации.
05.08.2009г. Государственное унитарное предприятие Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» (далее по тексту решения ГУП) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области (далее по тексту решения - Росимущество), ОАО «Эффект» о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области от 25.08.2006г. № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект». Заявленное требование ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» обосновал тем, что в результате принятия Росимуществом оспариваемого распоряжения стала возможным приватизация административного здания и земельного участка по адресу: <...> на котором также располагаются гаражи, находящиеся в собственности Тульской области, что может нарушить право хозяйственном ведении заявителя. Документов, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение», заявитель не предоставил. ОАО «Эффект» возражал против удовлетворения заявленного требования, т.к. заявитель продолжает владеть и пользоваться административным зданием на основании договора аренды и гаражами на основании права хозяйственного ведения. Препятствий в пользовании указанным имуществом никто не чинит. Изменения в договор аренды в связи со сменой собственника не внесены, заявлений о расторжении договорных отношений не подавалось. Кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, т.к. письмом № 3/09 от 21.01.2009г. ОАО «Эффект» извещало ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» о проведении государственной регистрации права собственности на административное здание и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, с приложением свидетельств о государственной регистрации права собственности на указанные объекты, где содержалась ссылка на распоряжение Росимущества № 406-р от 29.12.2007г., которое в свою очередь на оспариваемое распоряжение.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области поддержал требование заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Тульской области в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (заказное уведомление № 30000019833843от 22.10.2009г.).
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 198 ч.1 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя необходимо наличие двух условий – нарушение прав и законных интересов заявителя и несоответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральном Агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 (утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом») Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Статьей 4 данного Положения установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В статье 5 Положения указано, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет, в том числе, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице его территориального органа в Тульской области осуществляет полномочия собственника по отношению к федеральному имуществу.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г., выписки из реестра федерального имущества от 04.09.2008г. № 1758, свидетельству о регистрации права собственности РФ от 04.12.2007г. 71-АВ № 000486 на административное здание и земельный участок, площадью 872,9 кв.м., согласно свидетельству о государственной регистрации права 71-АВ № 114388 от 14.08.2008г., расположенные по адресу: <...>, являются собственностью Российской Федерации. Данный факт заявитель не оспаривает.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области от 25.08.2006г. № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект» в хозяйственное ведение ФГУП «Эффект» было передано административное здание, площадью 290,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>. На дату принятия данного распоряжения административное здание находилось во владении и пользовании заявителя на основании договора безвозмездного пользования № 96-2000 от 23.10.2000г. Право хозяйственного ведения на данное здание (свидетельство о государственной регистрации от 04.10.2007г.), зарегистрированное на основании договора о передаче в пользование государственного недвижимого имущества Российской Федерации ГУП ТРЦ «Энергосбережение» на праве владения и пользования от 23.10.2000г. № 96-2000, признано решением арбитражного суда от 24.10.2008г. недействительным по делу №А68-4969/08-249/17.
Таким образом, уполномоченный орган закрепил за федеральным унитарным предприятием недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, на праве хозяйственного ведения. После принятия оспариваемого распоряжения никаких действий с переданным имуществом не производилось, заявитель продолжал владеть и пользоваться административным зданием на основании ранее заключенного договора о безвозмездном пользовании.
19.02.2008г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области заключило договор № 71/04-01-001/0-08 о передаче в аренду ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью - административного здания, площадью 289,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
На основании передаточного акта от 17.04.2008г. и распоряжения № 406-р 29.12.2008г. за ОАО «Эффект» было зарегистрировано право собственности на нежилое здание административного назначения, общей площадью 289,2 кв.м., расположенное по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации 71-АВ 214583) и земельный участок, общей площадью 872,9 кв.м., разрешенное использование: для закрепления территории, фактически занимаемой административным зданием, расположенный по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации 71-АВ 214582).
Письмом № 3/09 от 21.01.2009г. ОАО «Эффект» известило ГУП ТО «ТРЦ «Энергоснабжение» о проведении государственной регистрации права собственности на административное здание и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, в связи с чем предложило заявителю заключить дополнительное соглашение к договору аренды о смене стороны и перечислении арендных платежей на банковский счет общества с приложением свидетельств о государственной регистрации права собственности.
На момент рассмотрения заявления договор аренды административного здания действует, документов, свидетельствующих об изменении условий или расторжении договора аренды здания, заявитель не предоставил.
Земельный участок был оформлен ОАО «Эффект» в собственность по результатам приватизации, решение о проведении которой было принято на основании распоряжения Росимущества от 29.12.2007г. № 406-р. Смена собственника административного здания и земельного участка не нарушила прав арендатора и хозяйственного ведения заявителя, т.к. он продолжает беспрепятственно пользоваться недвижимым имуществом – административным зданием и гаражами. Доказательств, свидетельствующих о нарушении данных прав не предоставил. Судебная защита возможности возникновения таких нарушений законодательством не предусмотрена.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд считает, что заявитель пропустил процессуальный срок для оспаривания распоряжения Росимущества от 25.08.2006г. № 147-р по неуважительной причине, т.к. имел возможность ознакомиться с распоряжением Росимущества от 29.12.2007г. № 406-р о приватизации ФГУП «Эффект» содержащим ссылку на оспариваемое распоряжение после получения информации от ОАО «Эффект» о государственной регистрации права собственности (письмо № 3/09 от 21.0.2009г.).
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд отказывает в удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям:
- имущество, являющееся федеральной собственностью, передано в хозяйственное ведение федерального унитарного предприятия уполномоченным органом;
-оспариваемым распоряжением в хозяйственное ведение ФГУП передано только административное здание, тогда как заявитель ссылается на возможное нарушение его права хозяйственного ведения в результате приватизации земельного участка;
- на момент принятия оспариваемого распоряжения заявитель пользовался недвижимым имуществом на основании договора безвозмездного пользования, с февраля 2008г. на основании договора аренды и является арендатором по настоящее время;
- доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением не предоставил.
Руководствуясь ст. 170-176,197-201АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Государственного унитарного предприятия Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области от 25.08.2006г. № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект» отказать.
В удовлетворении требования Государственного унитарного предприятия Тульской области «Тульский региональный центр «Энергосбережение» к ОАО «Эффект» о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области от 25.08.2006г. № 147-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Эффект» отказать.
Затраты по уплате госпошлины отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е.В.