ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-7804/13 от 05.12.2013 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-7804/2013

Резолютивная часть решения объявлена 5 декабря 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2013 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе: судьи Рыжиковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полынкиной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» (ОГРН <***>) к администрации муниципального образования Узловский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий по отзыву разрешения на строительство № RU 71520000-23 от 07.06.2013 г.; обязании признать действующим разрешение на строительство, третье лицо: Инспекция Тульской области по государственному строительному надзору, при участии в заседании: от заявителя – не явились, извещены, представителя ответчика – ФИО1 по доверенности от 01.10.2013 г., от третьего лица – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Узловский район по отзыву разрешения на строительство № RU71326000-195/10 от 11.11.2010 и разрешения на ввод в эксплуатацию № RU 71520000-23 от 07.06.2013 г. (письмо № 15-14/290 от 04.07.2013 г.), обязании признать действующим разрешение на строительство.

В обоснование заявленных требований указывает, что ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» является заказчиком-застройщиком объекта «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула» в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 г. г.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 652 от 01.09.2008 г., и федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.01.2013 г., в соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды № 239 от 16.05.2011 г. государственным заказчиком является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Действия администрации муниципального образования Узловский район по отзыву разрешения на строительство противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку разрешение было выдано на законных основаниях, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации было представлено в орган местного самоуправления. Кроме того, проектная документация на объект капитального строительства «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула» является типовой проектной документацией, поэтому не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Администрация муниципального образования Узловский район, Инспекция Тульской области по государственному строительному надзору возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, со ссылкой на нарушение заявителем статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела суд установил:

В соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16.05.2011 № 239 «О реализации мероприятий в части размещения доплеровских метеорологических радиолокаторов и создания единого метеорологического поля над территорией Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации Федеральной целевой программы «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» и Федеральной целевой программы «Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008-2015 годы» в части размещения доплеровских метеорологических радиолокаторов и создания единого метеорадиолокационного поля над территорией Российской Федерации» с 01.06.2011 г. часть функций государственного заказчика передана учреждению «Центральная аэрологическая обсерватория», в том числе, функций заказчика-застройщика в части реализации мероприятий метеорадиолокационного тематического направления по строительству позиций, установке и вводу в эксплуатацию доплеровских метеорологических локаторов (в том числе, получение разрешения на строительство).

30.03.2012 ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» заключен договор на выполнение комплекса работ по объекту «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула».

Письмом от 08.06.2012 Министерство регионального развития Российской Федерации сообщило Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о том, что проектная документация и результаты инженерных изысканий технического перевооружения позиций доплеровских метеорологических радиолокаторов, разработанная в рамках федеральных целевых программ «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» и «Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008-2015 годы» подлежит государственной экспертизе и проверке достоверности определения сметной стоимости. Государственная экспертиза и проверка достоверности определения сметной стоимости по указанным объектам может быть проведена на договорной основе в соответствии с заявлением заказчика, в том числе Государственным автономным учреждением Московской области «Московская областная государственная экспертиза»).

07.06.2013 г. администрацией муниципального образования Узловский район выдано федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральная аэрологическая обсерватория» разрешение на строительство № RU 7150000-23 объекта капитального строительства «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула» (проект шифр СПКБ-143П-И, выполнен ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод», свидетельство о допуске № П-013-7713357824-12042012-133 от 12 апреля 2012 года, СРО-П-013-15072009, положительное заключение государственной экспертизы № 50-1-5-0335-13 от 18 марта 2013 года, выполнено Государственным автономным учреждением Московской области «Московская областная государственная экспертиза».

Письмом от 04.07.2013 г администрация МО Узловский район сообщило заявителю об отзыве выданного разрешения на строительство № RU 7150000-23 от 07.06.2013 г., т. к. при проверке документов, необходимых для разрешения строительства произошла техническая ошибка, со ссылкой на часть 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория», не согласившись с действиями администрации МО УЗловский район по отзыву разрешения на строительство, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд применительно к настоящему спору приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Подпунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, реконструкцию.

По общему правилу, предусмотренному в части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи орган заявление о выдаче разрешения на строительство.

В данной части статьи также указан перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, среди которых поименовано положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса).

При этом в соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса, к которым относится: отсутствие документов, предусмотренных в частях 7 и 9 настоящей статьи; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (при наличии соответствующего разрешения).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» был представлен полный пакет документов, необходимый для получения разрешения.

Положительное заключение государственной экспертизы выполнено Государственным автономным учреждением Московской области «Московская областная государственная экспертиза» на объект капитального строительства «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула».

Представленный пакет документов проверен органом местного самоуправления на предмет соответствия требованиям градостроительного плана. Доказательства того, что представленные для выдачи разрешения документы не соответствовали градостроительному плану или архитектурно-планировочному заданию, материалы дела не содержат.

Таким образом, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство у администрации МО Узловский район не имелось, в связи с чем уполномоченным органом было выдано разрешение на строительство.

Суд считает, что при решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для выдачи разрешения орган местного самоуправления действовал в пределах своей компетенции.

Из смысла статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о возможности отзыва ранее выданного разрешения на строительство органом, выдавшим это разрешение, в случае допущения нарушений при выдаче разрешения и их неустранение на момент отзыва разрешения на строительство.

В соответствии с частью 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, не поименованных в части 4.1 статьи 49 Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство.

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Суд принимает во внимание, что ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» с заявлением о выдаче разрешения на строительство представлено положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в районе аэродрома Тула, г. Тула».

При этом, в силу статьи 51 Градостроительного кодекса, в компетенцию органа местного самоуправления, как органа, уполномоченного на выдачу разрешения, проверка вопросов, отнесенных статьей 49 Градостроительного кодекса к предмету государственной экспертизы, не входит.

Как указывалось выше, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса, перечень оснований является исчерпывающим.

При выдаче ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» разрешения на строительство администрацией МО Узловский район не было установлено оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, нарушений при выдаче разрешения на строительство судом не установлено, что свидетельствует о законности выданного разрешения на строительство от 07.06.2013 г.

При таких обстоятельствах у администрации МО Узловский район отсутствовали основания для отзыва указанного разрешения на строительство.

Проведение государственной экспертизы проектной документации не месту нахождения земельного участка в рассматриваемом случае, по мнению суда, не может являться достаточным основанием для отзыва законно выданного разрешения на строительство.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия администрации МО Узловский район по отзыву разрешения на строительство противоречат требованиям градостроительного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

Обстоятельства, указанные администрацией МО Узловский район в отзыве на заявление, которые вызвали отмену выданного разрешения на строительство, в силу приведенных выше норм градостроительного законодательства, суд не может признать необходимыми и достаточными основаниями для отмены разрешения.

В материалы дела не представлено достаточных доказательств обоснованности отмены разрешения в порядке самоконтроля в соответствии со статьей 48 Закона № 131-ФЗ, а также не соответствия разрешения на строительство, выданного ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория», действующему законодательству.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю из федерального бюджета Российской Федерации подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Узловский район по отзыву разрешения на строительство № RU 715200000-23 от 07.06.2013г. (письмо № 15-14/290 от 04.07.2013 г.), как не соответствующие статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию муниципального образования Узловский район устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория».

Взыскать с администрации муниципального образования Узловский район в пользу ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Возвратить ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория» из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Н.А. Рыжикова