ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-796/08 от 01.04.2008 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, <...>

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

Дело А68-796/08-62/15

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2008г.

Решение в полном объеме изготовлено 04 апреля 2008г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Андреевой Е. В.

протокол судебного заседания вела помощник судьи Горькова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «ТНБ» о признании незаконным и отмене постановления №215-3УВД от 11.02.2008г. Центрального Межрегионального территориального управления по Тульской области Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, директор

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности

ООО «ТНБ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №215-3УВД от 11.02.2008г., вынесенного Центральным Межрегиональным территориальным управлением по Тульской области Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ЦМТУ Ростехрегулирования по Тульской области) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования.

Арбитражный суд установил.

19.12.2007г. сотрудниками Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Тульской области (далее – УМ БППР и ИАЗ УВД Тульской области) на основании постановления начальника УМ БППР и ИАЗ УВД Тульской области №2342 от 19.12.2007г. осуществлена проверка на АЗС №18 ООО «ТНБ», расположенной по адресу: <...>, в ходе которой установлен факт нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерения, а именно: на АЗС №18 используются неповеренные средства измерения: мерник эталонный №1650, метрошток, о чем составлен акт №1517 от 19.12.2007г.

По результатам проверки должностным лицом УМ БППР и ИАЗ УВД Тульской области составлен протокол об административном правонарушении №386 от 25.01.2008г., совершенном ООО «ТНБ» по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в отсутствии законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

11.02.2008г. начальник ЦМТУ Ростехрегулирования по Тульской области в присутствии законного представителя ООО «ТНБ» вынес постановление №215-3УВД о назначении ООО «ТНБ» административного наказания по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб.

20.02.2008г. ООО «ТНБ» обратилось в арбитражный суд с заявление о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления №215-3УВД от 11.02.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ, ссылаясь на следующее: указанный в постановления №215-3УВД от 11.02.2008г. мерник эталонный №1650 поверен, что подтверждается свидетельством о поверке №195/13 от 21.06.2007г., действительным до 21.06.2008г.

Требование о проведении государственной поверки метроштока не соответствует нормам Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993г. №4871-1. Согласно ст.15 указанного Закона обязательной поверке средств измерений подвергаются средства измерений, подлежащие государственному метрологическому надзору и контролю. Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора определены в ст.13 Закона и включают, в частности, торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, а также государственные учетные операции.

На АЗС к средствам измерения, участвующим в торговых операциях и взаимных расчетах между покупателем и продавцом относятся мерники образцовые и топливно-раздаточные колонки. Все остальные средства измерений, применяемые на АЗС, участвуют только во внутреннем учете, а значит, обязательной поверке не подлежат.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать. При этом суд исходит из следующего.

Часть 3 статья 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений.

В соответствии с преамбулой и ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" законодательство об обеспечении единства измерений направлено прежде всего на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Согласно ст. 7 Закона при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.

В соответствии со ст. 11 Закона весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерения.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" учетные операции входят в сферу государственного метрологического контроля, а, следовательно, средства измерений, эксплуатируемые в данной сфере, подлежат поверке.

На основании положений п. 2.1, 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 15-39.2-080-01, утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 (в редакции Приказа от 17.06.2003 N 226), следует, что на АЗС осуществляется прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Средства измерения, находящиеся на АЗС, подлежат государственной поверке.

В силу статьи 12 Закона N 4871-1 государственный метрологический контроль включает утверждение типа средств измерений и поверку средств измерений. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Следовательно, обязательность государственного учета установлена на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 1 Закона N 4871-1 под метрологическим контролем и надзором понимается деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 «О Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии» предусмотрено отнесение функций по государственному метрологическому контролю и надзору к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические лица, использующие средства измерения в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять их на поверку. Положительные результаты поверки средств измерений оформляются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

Из пункта 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, следует, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на автозаправочной станции, подлежат государственной поверке.

Согласно Государственному реестру средств измерений, изданному Федеральным агентством по технологическому регулированию и метрологии, мерник эталонный и метрошток отнесены к средствам измерения.

Довод заявителя о том, что метрошток не подлежит обязательной поверке в связи с тем, что используется только во внутреннем учете, а не в торговых операциях и взаимных расчетах между покупателем и продавцом, судом отклоняется в силу следующего.

Средство измерений представляет собой техническое устройство, предназначенное для измерений (статья 1 Закона N 4871-1). Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России (статья 8 Закона N 4871-1).

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.

В государственном стандарте ГОСТ 8.247-2004 "Метроштоки для измерения уровня нефтепродуктов в горизонтальных резервуарах" установлено, что металлические метроштоки типов МШС-3,5; МШС-4,0; МШС-4,5; МШС; МША-А; МША-К; МШТ, предназначенные для измерения уровня нефтепродуктов в горизонтальных резервуарах, подлежат первичной и периодическим поверкам. Межповерочный интервал для метроштоков – не более одного года.

В силу пункта 6.1 названного ГОСТа поверку должны проводить органы Государственной метрологической службы или аккредитованные на право проверки метрологические службы юридических лиц. Пунктом 6.2 установлено, что поверку должно проводить физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.

Таким образом, Госстандарт России отнес такое техническое средство, как метрошток к средству измерений и установил обязательность проведения поверок и интервал между ними.

Общим термином «средства измерений» называют технические устройства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические характеристики, то есть характеристики, влияющие на результаты и на точность измерений и позволяющие произвести оценку погрешностей измерений, выполненных в известных условиях. Если же метрологические характеристики средства измерения неизвестны, его применение становится бессмысленным, поскольку невозможно оценить погрешность измерения.

Согласно пункту 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений (ПР 50.2.006-94), утвержденного Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 N 125, юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно предоставлять средства измерений на поверку.

Таким образом, довод заявителя о том, что метрошток, используемый на АЗС для внутреннего учета, не подлежит поверке является необоснованным, т.к. противоречит действующему законодательству, устанавливающему обязательность проведения поверки для всех средств измерения, находящихся в эксплуатации на автозаправочных станциях.

Опрошенный в судебном заседании начальник отдела контроля качества нефтепродуктов ОАО «Туланефтепродукт» ФИО3 пояснил, что метрошток используется для того, чтобы определить количество нефтепродукта в резервуаре и используется в совокупности с калибровочными таблицами на резервуар. Фактическое наличие топлива в резервуаре без метроштока установить нельзя. При выходе с производства метрошток подлежит обязательной поверке, а в паспорте устанавливается межповерочный период.

Опрошенный в судебном заседании руководитель группы консультационно-методического обслуживания по метрологии ФГУ «Калужский центр стандартизации, метрологии и сертификации» пояснил, что все средства, используемые на АЗС для учета, должны быть поверены. Метрошток представляет собой меру геометрической длины. Его применение обусловлено, в совокупности с резервуаром, определением действительного объема находящейся в резервуаре жидкости. На АЗС метрошток применяется для измерения длины или наполнения резервуара, следовательно, применять нужно поверенное средство измерений.

Таким образом, суд считает, что метрошток, используемый на АЗС, должен быть поверен в соответствии с действующим законодательством в сфере метрологии, а также должен соблюдаться, указанный в паспорте изделия, межповерочный интервал.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что ООО «ТНБ» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области метрологии, т.к. юридическое лицо знало о необходимости использования при эксплуатации АЗС поверенного метроштока, о межповерочном периоде метроштока, указанном в паспорте средства измерения.

В судебное заседание заявителем было представлено свидетельство о поверке №195/13 от 21.06.2007г. на мерник эталонный №1650.

Однако, ни при проведении проверки на АЗС ООО «ТНБ», ни при составлении, а в дальнейшем рассмотрении протокола об административном правонарушении, данное свидетельство административному органу представлено не было.

Таким образом, в действиях ООО «ТНБ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.19 КоАП РФ, выразившейся в применении неповеренных средств измерений при эксплуатации АЗС.

Процессуальных нарушений при производстве по данному делу суд не установил.

Руководствуясь ст. ст. 19.19, 29.10, 30.1, 30.3, 30.7 КоАП РФ; ст. ст. 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ООО «ТНБ» о признании незаконным и отмене постановления №215-3УВД от 11.02.2008г., вынесенного Центральным Межрегиональным территориальным управлением по Тульской области Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Андреева Е. В.