ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-8113/14 от 15.01.2015 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, <...>

Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: a68.info@arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Тула Дело № А68-8113/2014

Дата объявления резолютивной части решения: 15 января 2015 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 22 января 2015 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Паршиковой О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ронекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 21 950 руб., зачисленного в федеральный бюджет; излишне уплаченного налога на прибыль в размере 114 028 руб., зачисленного в бюджет субъектов РФ,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 - по доверенности, ФИО2 - по доверенности,

от ответчика: ФИО3 - по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ронекс» (далее - ООО «Ронекс») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области) возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 21 950 рублей., зачисленный в федеральный бюджет; и излишне уплаченный налог на прибыль в размере 114 028 рублей, зачисленный в бюджет субъектов Российской Федерации.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства и нормы. 28.03.2014 года ООО «Ронекс» в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в адрес Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области с заявлением № 14 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 21 950 рублей, зачисленного в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110), и в размере 114 028 рублей, зачисленного в бюджет субъектов РФ (КБК 18210101012021000110) (штамп о получении от 28.03.2014 года). О наличии данной переплаты ООО «Ронекс» узнало из Справки о состоянии расчетов № 10600 от 01.03.2014 года.

Установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ для вынесения налоговым органом решения о возврате излишне уплаченной суммы налога по заявлению ООО «Ронекс» от 28.03.2014 года истек 11.04.2014 года.

Лишь 11.06.2014 года ООО «Ронекс» были получены решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 28.04.2014 года № 927 и № 928 об отказе в осуществлении зачета (возврата) ООО «Ронекс» переплаты по налогу на прибыль по причине того, что заявление о возврате подано налогоплательщиком по истечении 3-х лет со дня уплаты налогов (пункт 7 статьи 78 НК РФ). Инспекция нарушила пункты 8 и 9 статьи 78 НК РФ, не приняв в установленный срок решения и не сообщив ООО «Ронекс» об их вынесении в течение 5 рабочих дней со дня их принятия, то есть в срок до 07.05.2014 года включительно.

Заявитель полагает, что им не пропущен трехлетний срок на возврат налога в указанной сумме. Моментом, с которого ООО «Ронекс» узнало о наличии требуемой к возврату суммы излишне уплаченного налога, заявитель называл дату выдачи Справки о состоянии расчетов № 10600 от 01.03.2014 года.

Впоследствии заявитель, ссылаясь на отзыв на заявление, в котором налоговым органом указана дата, с которой ООО «Ронекс» узнал об имеющейся переплате (10.05.2011 года - дата выдачи справки о состоянии расчетов по налогам и сборам в ответ на заявление № 3 от 06.05.2011 года), заявил о том, что, обратившись 28.03.2014 года с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 152 000 рублей, не пропустил трехлетний срок.

Кроме того, право налогоплательщика на возмещение налога путем возврата суммы на его расчетный счет должно быть подтверждено результатами камеральной налоговой проверки в сроки, предусмотренные статьями 88,100, 101 НК РФ. Извещение о принятом налоговым органом решении о зачете № 13226 от 30.03.2011 года вручено ООО «Ронекс» по расписку 01.04.2011 года, и, таким образом, срок для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога должен исчисляться не ранее 01.04.2011 года.

Суммы в акте сверки № 1747 от 17.08.2009 года и взыскиваемые в судебном порядке суммы, указанные в Справке о состоянии расчетов № 10600 от 01.03.2014 года, различны. При этом спорная сумма переплаты ООО «Ронекс» образовалась не единовременно, размер налоговых обязательств налогоплательщика перед бюджетом постоянно менялся, происходили как начисление и уплата текущих платежей, так и уменьшение налоговых обязательств. 22.11.2011 года ООО «Ронекс» представило в налоговый орган корректирующую налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, последнее списание произведено 30.11.2011 года в счет зачета по уточненной декларации; таким образом, 30.11.2011 года был окончательно установлен размер переплаты в сумме 152 000 рубля.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области требования ООО «Ронекс» не признала, считая, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о возврате налога. При этом инспекция, представив карточки расчета с бюджетом (КРСБ) по налогу на прибыль организаций, документы по уплате налога, считает, что о факте излишней уплаты указанного налога за 2009 год ООО «Ронекс» должно было узнать не позднее 28.03.2010 года (срока, установленного для представления в налоговый орган первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2009 год).

Оценив имеющиеся доказательства, доводы сторон арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов регламентирован статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Согласно пункту 5 названной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

Исходя из пункта 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно норме пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Исходя из позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, указанная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует ему в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Из представленных материалов следует, что 28 марта 2014 года ООО «Ронекс» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 8 по Тульской области с заявлением №14 от 28.03.2014 года о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 21 950 рублей и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 114 028 рублей.

28.04.2014 года инспекцией принято решение № 927 об отказе в осуществлении возврата ООО «Ронекс» переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 21 950 рублей и решение № 928 об отказе в осуществление возврата переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 114 028 рублей. Решения вручены налогоплательщику 11.06.2014 года.

Не получив ответа на заявление в установленный законом срок, ООО «Ронекс» 30.05.2014 года (№ 20) обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области с жалобой, в которой просило обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Тульской области произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль и уплатить проценты за нарушение сроков его возврата (штамп получения УФНС от 30.05.2014 года). Жалоба оставлена без удовлетворения.

Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области решением от 24.06.2014 года № 07-15/08243 признало незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области в части несвоевременного сообщения ООО «Ронекс» о принятии решений об отказе в осуществлении возврата налога на прибыль от 28.04.2014 года № 927 и № 928, в остальной части жалоба ООО «Ронекс» оставлена без удовлетворения.

Согласно представленной налоговым органом карточке расчета с бюджетом (КРСБ) по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, установлено, что последние самостоятельные платежи ООО «Ронекс» были произведены в 2009 году:

20 705 рублей (платежное поручение от 27.01.2009 года № 26, назначение
 платежа: налог на прибыль организации, зачисляемый в федеральный бюджет
 авансовый платеж по сроку 28.01.2009 г.);

34 748 рублей (платежное поручение от 17.03.2009 года № 107, назначение платежа: налог на прибыль организации, зачисляемый в федеральный бюджет по декларации за 2008 год);

20 706 рублей (платежное поручение от 17.03.2009 года № 105,
  назначение платежа: налог на прибыль организации зачисляемый в федеральный бюджет, авансовый платеж по сроку 28.03.2009 г.);

5 992 рубля (платежное поручение от 27.04.2009 года № 151, назначение платежа: налог на прибыль организации зачисляемый в федеральный бюджет, авансовый платеж по сроку 28.04.2009 г.);

5 992 рубля (платежное поручение от 26.05.2009 года № 191, назначение платежа: налог на прибыль организации, зачисляемый в федеральный бюджет авансовый платеж по сроку 28.05.2009 г.);

5 992 рубля (платежное поручение от 10.06.2009 года № 218, назначение платежа: налог на прибыль организации зачисляемый в федеральный бюджет авансовый платеж по сроку 28.06.2009 г.).

При анализе карточки расчета с бюджетом (далее - КРСБ) по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, установлено, что последние самостоятельные платежи ООО «Ронекс» произведены в 2009 году:

55 746 рублей (платежное поручение от 27.01.2009 года № 27, назначение платежа: налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.01.2009 г.);

55 745 рублей (платежное поручение от 26.02.2009 года № 73, назначение платежа: налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку (налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.01.2009 г.);

-   93  550 рублей (платежное поручение от 17.03.2009 года № 108, назначение платежа - налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ по декларации за 2008 год);

55 745 рублей (платежное поручение от 17.03.2009 года № 106, назначение платежа - налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.03.2009 г.);

53 928 рублей (платежное поручение от 24.04.2009 года № 152, назначение платежа - налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.04.2009 г.);

53 928 рублей (платежное поручение от 26.05.2009 года № 192, назначение платежа - налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.05.2009 г.);

53 929 рублей (платежное поручение от 10.06.2009 года № 219, назначение платежа - налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, авансовый платеж по сроку 28.06.2009 г.).

23.04.2009 года инспекцией на основании заявления ООО «Ронекс» вх. №5969 от 23.04.2009 года приняты: решение № 3749 о зачете переплаты из налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1 919,57 рублей, а также решение № 3748 о зачете переплаты из налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 46 281 рубль.

ООО «Ронекс» на основании статьи 289 НК РФ 17.02.2010 года подало в инспекцию первичную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2009 год. Сумма исчисленного налога на прибыль организаций составила: в федеральный бюджет РФ - 21 604 рубля, в бюджет субъекта РФ - 194 437 рублей.

Обществом фактически в 2009 году уплачен налог на прибыль организаций: в федеральный бюджет - 80 092 рубля, в бюджет субъектов РФ - 329 021 рубль.

Итого переплата по налогу на прибыль организаций за 2009 год составила: в федеральный бюджет РФ - 60 407,57 рублей ((80 092 + 1 919,57) - 21 604); в бюджет субъекта РФ - 180 865,00 рублей ((329 021 + 46 281)-194 437).

Кроме того, частично излишняя уплата налога на прибыль возникла у ООО "Ронекс" в связи с подачей им 04.03.2011 года уточненных налоговых деклараций за 2007, 2009 годы с уменьшенной исчисленной суммой налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет.

Уточненные декларации поданы налогоплательщиком после проведения инспекцией выездной налоговой проверки и принятия по ее результатам решения № 4 от 13.03.2011 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением налоговым органом произведены доначисления, в том числе по налогу на прибыль организаций, а кроме того, предложено ООО "Ронекс" представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 и за 2009 годы.

Данное предложение вызвано тем, что ООО "Ронекс" завысило налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль: за 2007 год на сумму 130 076 рублей (с учетом спонсорской помощи), за 2009 год - на сумму 233 047 рублей (с учетом спонсорской помощи). Завышение налоговой базы в указанные периоды и занижение налоговой базы за 2008 год произошло то той причине, что у ООО "Ронекс" выявлено несоответствие количественного учета ГСМ, а также расхождения по приобретению ГСМ у поставщиков; средняя цена реализованных покупных товаров, рассчитанная налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, отличалась от средней цены, реализованных покупных товаров, рассчитанной налогоплательщиком, соответственно, стоимость этих товаров, рассчитанная в ходе проверки, отличается от стоимости реализованных покупных товаров, рассчитанной налогоплательщиком.

В связи с изложенным 04.03.2011 года ООО «Ронекс» представлена уточненная декларация по налогу на прибыль организаций на за 2007 год с уменьшенной суммой налога. Излишне уплаченным оказался налог за 2007 год: в федеральный бюджет в сумме 8 455 рублей, в бюджет субъекта РФ в сумме 22 763 рубля.

Переплата по налогу на прибыль организаций составила: в федеральный бюджет - 68 862,57 рублей, в бюджет субъекта РФ - 203 628 рублей.

04.03.2011 года обществом представлена уточненная декларация по налогу на прибыль организаций за 2009 год с уменьшенной суммой налога. Излишне уплаченным оказался налог за 2009 год: в федеральный бюджет еще в сумме 4 661 рубль, в бюджет субъекта РФ - в сумме 41 948 рубля.

Итого, переплата по налогу на прибыль организаций составила: в федеральный бюджет - 73 523,57 рублей, в бюджет субъекта РФ - 245 576 рублей.

28.03.2011 года из имеющейся переплаты налога на прибыль инспекцией были произведены зачеты в счет погашения недоимки:

№ 6999 от 28.03.2011 года на сумму 12 887,57 рублей из переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в уплату налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ;

№ 6794 от 28.03.2011 года на сумму 34 344 рубля из переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в уплату налога на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленному по акту налоговой проверки.

№ 6797 от 28.03.2011 года на сумму 92 466 рубля из переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - в уплату налога на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, начисленному по акту налоговой проверки.

Извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 28.03.2011 № 13226 (в котором сообщалось, в частности, о принятых решениях о зачетах № 6999, № 6794, № 6797) вручено ООО «Ронекс» 01.04.2014 года, о чем имеется расписка на извещении.

В результате излишняя уплата налога на прибыль организаций составила: в федеральный бюджет - 26 292 рубля, в бюджет субъекта РФ - 153 110 рублей.

Далее 12.04.2011 года обществом представлена первичная декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год. Сумма исчисленного налога на прибыль составила 0 рублей.

30.11.2011 года ООО «Ронекс» представлена в инспекцию уточненная декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год с исчисленной суммой налога. Недоимка по налогу на прибыль организаций за 2010 год составила: в федеральный бюджет в сумме 4 342 рубля, в бюджет субъекта РФ в сумме 39 081 рубль.

В результате зачета переплата по налогу на прибыль организаций уменьшилась и составила: в федеральный бюджет - 21 950 рублей,  в бюджет субъекта РФ - 114 029 рублей, которую заявитель и просит возвратить.

Решение по выездной налоговой проверке, все указанные выше зачеты (извещения о которых ООО «Ронекс» получило) налогоплательщиком не оспаривались.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 28.02.2006 N 11074/05, излишне уплаченной суммой налога может быть признана определенная денежная сумма, зачисленная на счета соответствующего бюджета в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенный налоговый период, а наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

При этом сами по себе платежные документы, так же как и акты сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом, в отрыве от документов, характеризующих налоговую обязанность налогоплательщика перед бюджетом, не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет налогоплательщика сумм налога в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.

Факт излишней уплаты налога в бюджет доказывается совокупностью ряда документов: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций установлен статьей 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом - пункт 4 статьи 289 Кодекса.

Указанные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года № 17750/10.

Разрешая вопрос о начале течения срока, а именно о моменте, в которого общество должно было узнать о факте излишней уплаты налога, суд приходит к выводу о том, что ООО "Ронекс" должно было узнать о возникшей у него переплате по налогу на прибыль организаций за 2007 год - не позднее 28.03.2014 года (при подаче первичной декларации за 2007 год), за 2009 год - 17.02.2010 года (при подаче первичной декларации за 2009 год), во всяком случае, не позднее 28.03.2010 года (последнего срока подачи декларации за 2009 год), независимо от проведения сверок с налоговым органом.

Налоговый орган в своем отзыве указал, что ООО «Ронекс» знало о возникшей переплате по налогу на прибыль, образовавшейся в 2009 году с 2011 года, что подтверждается: заявлением № 3 от 06.05.2011 года на выдачу справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, получением ответа главным бухгалтером ООО «Ронекс» 10.05.2011 года.

Вместе с тем, налоговый орган одновременно указывает на то, что о факте излишней уплаты указанного налога за 2009 год ООО «Ронекс» не могло не узнать в момент подачи первоначальной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, но не позднее 28.03.2010 года, и заявителем пропущен срок на подачу заявления о возврате налога.

Пунктом 3 статьи 78 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по представлению налогоплательщику сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, однако положения статьи 78 НК РФ не связывают начало течения трехлетнего срока с обязанностью направления такого сообщения.

В отношении увеличения суммы излишне уплаченного налога в результате подачи уточненных налоговых деклараций за 2007, 2009 годы суд учитывает следующее.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что из положений Кодекса следует: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Доводы заявителя о том, что подача уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 20017, 2009 годы с уменьшением исчисленной суммы налога была вызвана изменением кадастровой стоимости земельных участков и увеличением за указанные годы суммы исчисленного земельного налога, относимого на расходы, не подтверждены. Документы в отношении какого-либо земельного участка, а также документы, свидетельствующие об изменении его кадастровой стоимости, измененной сумме земельного налога, не представлены. Впоследствии заявитель пояснил, что уточненные налоговые декларации поданы на основании решения от 13.03.2011 года № 4 по результатам выездной налоговой проверки.

Однако изложенные в решении инспекции от 13.03.2011 года № 4 обстоятельства, вызвавшие неправильное исчисление налога на прибыль за 2007, 2009 годы (исчисление в завышенном размере, приведшее к увеличению переплаты), могли быть выявлены самим налогоплательщиком при составлении первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за данные налоговые периоды. ООО "Ронекс" имело возможность для правильного исчисления налога в указанных периодах, и, соответственно, могло узнать об излишней уплате налога ранее (за 2007 год - не позднее 29.03.2008 года, за 2009 год - не позднее 28.03.2010 года).

В рассматриваемом случае уменьшение исчисленного за 2007, 2009 годы налога на прибыль не вызвано последующими изменениями в законах в отношении льгот, которые распространяли бы свое действие на ранее возникшие правоотношения (и привели бы к уменьшению налоговой обязанности), а также не вызвано иными причинами, объективно не зависящими от налогоплательщика. Сам по себе факт неверной оценки предприятием своих налоговых обязанностей не может рассматриваться как основание для увеличения срока на возврат излишне уплаченной суммы налога.

Предложение налоговым органом в решении № 4 от 13.03.2011 года (по результатам выездной налоговой проверки) представить уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой налога не может быть признано тем моментом, с которого следует исчислять срок на возврат излишне уплаченного налога.

По этой же причине не может являться началом исчисления срока, установленного статьей 78 НК РФ, момент окончания камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2007, 2009 годы, поданных налогоплательщиком 04.03.2011 года, поскольку при изложенных выше обстоятельствах этот факт не имеет значения.

Зачеты, произведенные налоговым органом 28.03.2011 года из переплаты по налогу на прибыль в счет недоимки, выявленной в результате выездной налоговой проверки (№ 6999 от 28.03.2011 года на сумму 12 887,57 рублей, № 6794 от 28.03.2011 года на сумму 34 344 рубля, № 6797 от 28.03.2011 года на сумму 92 466 рубля), а также в счет уплаты налога за 2010 год в данном случае не влияют на определение момента, с которого налогоплательщик узнал (должен был узнать) о наличии переплаты по налогу на прибыль, поскольку ООО "Ронекс" не могло не быть известно о том, что последний платеж по налогу на прибыль организаций был произведен налогоплательщиком 10.06.2009 года (платежное поручение от 10.06.2009 года № 219) и впоследствии денежные суммы в уплату налога на прибыль не перечислялись, а зачеты налоговым органом осуществлялись все из той же излишне уплаченной суммы налога на прибыль за 2009 год.

В результате осуществления указанных зачетов, которые ООО "Ронекс" не оспаривало, сумма излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет уменьшилась до 21 950 рублей, сумма излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта Федерации уменьшилась до 114 028 рублей. Переплата в указанной сумме числится в карточке лицевого счета налогоплательщика (не является спорной), и эту переплату ООО "Ронекс" просит возвратить.

Однако, несмотря на доводы заявителя, что о наличии излишне уплаченного налога на прибыль именно в таком размере ООО "Ронекс" узнало из Справки о состоянии расчетов № 10600 от 01.03.2014 года, данный момент не может являться началом исчисления срока поскольку указанная сумма представляет собой лишь остаток ранее излишне уплаченного налога за 2009 год, а о факте излишней уплаты налога на прибыль должно быть известно налогоплательщику с момента подачи первоначальной налоговой декларации за 2009 год (не позднее даты фактической подачи декларации в налоговый орган 17.02.2010 года, во всяком случае - не позднее 28.03.2010 года).

ООО "Ронекс" обратилось в Межрайоную ИФНС России № 8 по Тульской области с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 21 950 руб., излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъектов Российской Федерации в размере 114 028 руб. - 28 марта 2014 года, в арбитражный суд ООО "Ронекс" обратилось с настоящим заявлением - 08 августа 2014 года (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть по истечении трех лет с того момент, когда узнало об излишней уплате налога на прибыль организаций (с пропуском установленного статьей 78 НК РФ срока).

С учетом изложенных обстоятельств требования ООО "Ронекс" удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ООО "Ронекс".

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Ронекс" в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на общество с ограниченной ответственностью "Ронекс".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Н. И. Чубарова