ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-8264/17 от 20.11.2017 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, г. Тула, Красноармейский пр-т, 5. Тел. (4872) 250-800 (факс)

http://www.my.arbitr.ruhttp://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

27 ноября 2017 года Дело № А68-8264/2017

город Тула

Дата объявления резолютивной части решения: 20 ноября 2017 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 27 ноября 2017 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Большакова Д. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Турченко И. А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арт Ди» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконными и отмене решения и предписания от 04.08.2017 по делу № 3/23-2017

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Арт Ди»: ФИО1 – представителя по доверенности от 30.08.2017

от управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.09.2017 № 104, ФИО3 – представителя по доверенности от 01.09.2017 № 106

от управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы: ФИО4 – представителя по доверенности от 11.11.2015

от общества с ограниченной ответственностью «Лидер»: ФИО5 – генерального директора (решение от 28.06.2017 № 1, приказ от 03.07.2017 № 1, паспорт)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Арт Ди» (далее – ООО «Арт Ди», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Тульское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 04.08.2017 по делу № 3/23-2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее – управление по административно-техническому надзору), общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер»).

Тульское УФАС России и ООО «Лидер» возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах и дополнениях к ним.

Управление по административно-техническому надзору поддержало позицию заявителя, просило удовлетворить его требования.

В судебном заседании 13.11.2017 судом объявлялся перерыв до 20.11.2017.

Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения сведений в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ № 1/32 о проведении открытого конкурса № 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Пунктами 2, 3 приказа утверждены состав конкурсной комиссии согласно распоряжению главы администрации города Тулы от 16.05.2017 № 1/135-р и состав лотов (228 мест размещения рекламных конструкций в 22 лотах), выставляемых на торги (конкурс № 1/9), установлена начальная цена лотов, сумма задатка на участие в конкурсе согласно приложению 1.

Конкурсная документация утверждена 09.06.2017 (согласована главой администрации г. Тулы).

Извещение о проведении конкурса № 1/9 (включая извещение о возобновлении конкурса № 1/9) размещено на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».

В извещении указано, что порядок проведения торгов определяется Положением об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257.

Согласно пункту 7.3 раздела 7 конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, связанные с определением победителя конкурса» оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией с использованием следующих критериев:

1. цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – основной критерий оценки. Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 50 баллов;

2. предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;

3. использование рекламной конструкции, которая будет установлена на рекламном месте по итогам конкурса, в социальных целях (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;

4. возможность размещения по итогам конкурса на рекламном месте эргономически и технологически усовершенствованных рекламных конструкций (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 10 баллов.

На странице 23 конкурсной документации указан порядок оценки заявок на участие в конкурсе № 1/9 по дополнительному критерию «Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции», аналогичный указанному в §9 извещения о возобновлении конкурса.

Предусмотрено, что конкурсной комиссией оцениваются проекты благоустройства территории, прилегающей к рекламным конструкциям, исходя из стоимости работ, предложенных претендентом. Расчет стоимости работ производится претендентом на основе сметных расчетов или калькуляции выполняемых работ. В случае использования в качестве элементов благоустройства изделий сторонних производителей, претенденту необходимо прикладывать документы о стоимости данного изделия. В случае самостоятельного изготовления элементов благоустройства, необходимо прикладывать смету выполнения работ, либо калькуляцию. Конкурсная комиссия вправе обратиться для правильности проверки расчетов в другие структурные подразделения администрации города Тулы (например, управление по организации закупок и контролю за ценообразованием администрации города Тулы) для проверки правильности расчетной цены проекта благоустройства. В случае если стоимость работ, предложенной претендентом, больше стоимости, рассчитанной специализированной организацией, для дальнейших расчетов принимается стоимость, рассчитанная специализированной организацией. В случае отсутствия цены в предложении по благоустройству претенденту присуждается 0 баллов по данному критерию. Значимость критерия «Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции» Rb рассчитывается по следующей формуле:

Rb =

Sпрет

? 20 , где:

Smax

Sпрет – цена по проекту благоустройства, предложенная претендентом.

Sмакс – максимальная предложенная цена по проекту благоустройства.

Дробное значение значимости заявки по каждому из дополнительных критериев округляется до целого согласно правилам математического округления.

Конкурсной комиссией рассмотрены заявки 7 участников торгов.

Согласно пункту 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса № 1/9) (протокол № 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 конкурсная комиссия произвела оценку и сопоставление представленных заявок на участие в конкурсе по каждому критерию по бальной системе.

Из протокола следует, что конкурсная комиссия оценила конкурсные предложения ООО «Медиа Формат» (23 100 000 руб.) и ООО «Арт Ди» (15 100 000 руб.) по основному критерию «Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» и начислила, соответственно, 50 и 32 балла; по дополнительному критерию «Предложения по благоустройству территории» предложения ООО «Медиа Формат» и ООО «Арт Ди» составили, соответственно, 6 346 200 руб. и 16 962 821 руб., и были оценены конкурсной комиссией в 5 и 15 баллов.

Как следует из заявки, ООО «Арт Ди» по дополнительному критерию «Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции» представило общий сметно-финансовый расчет к конкурсной документации (лот № 1) благоустройство. Согласно расчету общая стоимость благоустройства двухсторонних щитов 3х6м, с подсветкой в количестве 55 штук, и щитов 3х6м, с электронным воспроизведением изображения, без возможности демонстрации видео, с подсветкой в количестве 2 штук, составила 790 368 руб. 51 коп. (с учетом НДС 18%).

В качестве видов работ по благоустройству двустороннего щита 3х6м (размер рекламного поля рекламной конструкции – 36 кв.м) ООО «Арт Ди» предложены: урны, дорожные ограждения, контейнерное озеленение.

Кроме того, ООО «Арт Ди» в составе заявки представило общий сметно-финансовый расчет и график на праздничное социальное оформление города в период с 2017 года по 2024 год за счет победителя торгов. Согласно данному расчету общая стоимость праздничного оформления города в течение 8 лет составила 16 172 452 руб. 49 коп.

Из указанного расчета также следует, что ООО «Арт Ди» предлагает за счет средств победителя торгов установить следующие композиции:

– в 2017 году – композиция № 2017 – флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, иллюминация «Город»;

– в 2018 году – композиция № 2018 – флаговая мобильная конструкция «Флаг»;

– в 2019 году – композиция № 2019 – флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015 флагшток Точка 2016;

– в 2020 году – композиция к 75-летию со дня Победы в ВОВ – флагшток Линия 2016, флагшток Точка 2016, иллюминация «Город», стела «9 МАЯ»;

– в 2021 году – композиция к 875-летию города Тулы – иллюминация «Город», флаговая мобильная конструкция «Флаг», «АРКА», флагшток Линия 2016;

– в 2022 году – композиция № 2022 – флагшток Точка 2016, иллюминация «Город»;

– в 2023 году – композиция № 2023 – флаговая мобильная конструкция «Флаг»;

– в 2024 году – композиция № 2024 – флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, флагшток Точка 2016.

Конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла сумму 16 962 821 руб., являющуюся результатом сложения общей стоимости благоустройства двухсторонних щитов 3х6м, входящих в состав лота № 1 конкурса № 1/9 (790 368 руб. 51 коп.), и общей стоимости праздничного оформления города (16 172 452 руб. 49 коп.).

В то же время, как следует из заявки, ООО «Медиа Формат» по дополнительному критерию «Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции» предложило перечень работ, материалов и их стоимость, отраженные в проекте по благоустройству прилегающей территории, на общую сумму 6 346 200 руб. Общество указало, что предполагается выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающее выполнение следующих видов работ: обустройство газона, создание цветников, установка ограждения, установка бордюрного камня, восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны. Второй вариант благоустройства, предложенный обществом, предполагает выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающий выполнение следующих видов работ: мощение пешеходной зоны тротуарной плиткой и/или восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны, установку ограждения, отделяющего проезжую часть от пешеходной зоны, установку бордюрного камня.

По результатам оценки и сопоставления заявок ООО «Арт Ди» заняло первое место (рейтинг заявки – 1), а ООО «Медиа Формат» – второе (рейтинг заявки – 2).

ООО «Лидер» 18.07.2017 обратилось в Тульское УФАС России с жалобой на действия конкурсной комиссии, в которой просило признать незаконным решение об отказе в допуске к участию в конкурсе № 1/9 по лоту № 1, аннулировать результаты этого конкурса по указанному лоту. В дополнении к жалобе от 25.07.2017 общество также просило признать незаконным и аннулировать решение конкурсной комиссии по определению победителя открытого конкурса (итоговый протокол от 18.07.2017).

Тульским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы № 3/23-2017 04.08.2017 принято решение, которым жалоба признана обоснованной, а конкурсная комиссия – нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; членам конкурсной комиссии выдано предписание № 24, в котором указано в срок до 16.08.2017 совершить действия, направленные на устранение нарушений требований порядка организации и проведения открытого конкурса № 1/9, а именно: отменить пункт 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса № 1/9) (протокол № 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 в части подведения итогов по лоту № 1; провести процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1/9 по лоту № 1; разместить результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1/9 по лоту № 1 на официальном сайте, на котором было размещено извещение о проведении конкурса № 1/9; совершить иные действия, связанные с подведением итогов открытого конкурса по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте № 1/9 по лоту № 1.

ООО «Арт Ди», не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (преамбула).

В силу части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (пункт 25); утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (пункт 26.1).

На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Частью 5.1 названной статьи предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула утверждена постановлением администрации г. Тулы от 10.04.2014 № 1000.

Решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257 утверждено Положение об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула.

В соответствии с пунктом 28 названного Положения заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте осуществляется по итогам торгов, которые проводятся в форме конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании Положения «Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте» (приложение 3 к данному Положению) и административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте», утвержденного постановлением администрации города Тулы.

Положение «Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте» (далее – Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в целях определения порядка организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте (далее – конкурс) (пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 1.4 Положения «Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте» основными принципами организации и проведения конкурса являются: 1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и физических лиц; 2) добросовестная конкуренция участников конкурса; 3) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения; 4) равные условия для всех претендентов, открытость, гласность и состязательность всех участников.

В пункте 2.1 Положения даны определения следующим понятиям:

конкурс – форма проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия заключения и исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте.

конкурсная комиссия – коллегиальный орган, действующий на основании настоящего Положения и уполномоченный проводить конкурсы по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

конкурсная документация – комплект документов, содержащий информацию о предмете конкурса, условиях его проведения, разработанный организатором конкурса и утвержденный компетентным должностным лицом администрации города Тулы.

В соответствии с пунктом 10.8 Положения конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в закрытом заседании в целях выявления лучших условий исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (пункт 10.9 Положения).

Пунктом 10.13 Положения предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно пункту 96 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте», утвержденного постановлением администрации г. Тулы от 28.06.2012 № 1718, конкурсная комиссия несет ответственность за соответствие результатов рассмотрения заявок требованиям действующего законодательства и соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявок.

Как следует из материалов дела, управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ № 1/32 о проведении открытого конкурса № 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Согласно пункту 7.3 раздела 7 конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, связанные с определением победителя конкурса» оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией с использованием следующих критериев:

1. цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – основной критерий оценки. Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 50 баллов;

2. предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;

3. использование рекламной конструкции, которая будет установлена на рекламном месте по итогам конкурса, в социальных целях (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;

4. возможность размещения по итогам конкурса на рекламном месте эргономически и технологически усовершенствованных рекламных конструкций (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 10 баллов.

ООО «Арт Ди» в конкурсном предложении по дополнительному критерию «Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции» указало стоимость благоустройства прилегающей территории в размере 790 368 руб. 51 коп. и стоимость праздничного социального оформления города на срок действия разрешений в размере 16 172 452 руб. 49 коп. Таким образом, общая стоимость благоустройства и праздничного оформления города по лоту № 1 согласно заявке ООО «Арт Ди» составила 16 962 821 руб.

Конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла названную сумму (16 962 821 руб.) и начислила 15 баллов. По итогам конкурса заявке ООО «Арт Ди» присвоен первый номер.

Тульское УФАС России при рассмотрении жалобы ООО «Лидер» пришло к выводу о том, что действия конкурсной комиссии, принявшей к оценке заявки ООО «Арт Ди» суммы предложений как по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, так и по праздничному оформлению города Тулы до 2024 года по лоту № 1, не соответствуют требованиям конкурсной документации, предоставляют преимущественные условия участия в конкурсе № 1/9 по лоту № 1 ООО «Арт Ди», противоречат принципам добросовестной конкуренции участников торгов, а само предложение ООО «Арт Ди» несопоставимо с предложениями других участников торгов в целях отбора победителя, предлагающего лучшие условия по благоустройству прилегающих к рекламным конструкциям территорий.

Арбитражный суд соглашается с таким выводом антимонопольного органа в связи со следующим.

В силу пункта 3.1 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула при продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции организатор конкурса в целях обеспечения эффективного контроля исполнения условий конкурса осуществляет учет обязательств победителей конкурса, определенных договорами, и контроль их исполнения.

Приложение № 3 к конкурсной документации содержит проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте. Разделы 2, 3 проекта договора регламентируют права и обязанности сторон. Из содержания этих разделов не усматривается наличие у стороны 2 (победителя торгов) обязанности выполнить конкурсное предложение по праздничному оформлению города Тулы, а у стороны 1 (уполномоченного лица) – права потребовать исполнения такого обязательства. При этом согласно пункту 6.1 проекта договора размещение праздничного оформления на рекламной конструкции производится в соответствии с адресной программой, утвержденной администрацией города Тулы.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории городского округа – комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с пунктом 1.6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 (далее – Правила благоустройства), благоустройство территории – комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, а элементы благоустройства территории – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, используемые как составные части благоустройства. Под архитектурными объектами малых форм понимаются скамейки, лавочки, декоративные ограждения, штакетник, урны, клумбы, цветники, рабатки, декоративные скульптуры, оборудование детских площадок, столбы для сушки белья, столбы для выбивания ковров.

Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства прилегающая территория – территория общего пользования, непосредственно примыкающая к объектам, определение границ которой установлено статьей 5 Закона Тульской области от 09.12.2013 № 2040-ЗТО «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Тульской области».

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона границы прилегающей территории в целях обеспечения ее чистоты и порядка определяются для мест производства земляных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установке технических средств стабильного территориального размещения – 5 метров от объекта производства работ по всему периметру.

В соответствии с пунктом 2.8.1 Правил благоустройства размещение рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением «Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула», утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257, иными муниципальными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере распространения наружной рекламы.

Правила благоустройства в отношении общественных территорий (пространств), их участков, территорий пешеходных зон и коммуникаций, участков и специализированных зон общественной застройки, на которых возможно размещение рекламных конструкций, содержат обязательные перечни элементов благоустройства, включающие в общих случаях: твердые виды покрытия (в основном в виде плиточного мощения), озеленение, скамьи, урны или малые контейнеры для мусора, уличное техническое оборудование, осветительное оборудование, носители информации, элементы защиты участков озеленения (металлические ограждения, специальные виды покрытий и т.п.).

Раздел 8.11 Правил благоустройства устанавливает общие положения праздничного оформления территории.

В силу пункта 8.11.1 Правил благоустройства праздничное оформление территории муниципального образования город Тула на период проведения государственных и муниципальных праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями производится в соответствии с постановлениями и распоряжениями администрации города Тулы.

Согласно пункту 8.11.4 Правил благоустройства администрация города Тулы заранее организует разработку концепции праздничного оформления. Перечень работ по размещению праздничного оформления и схема размещения объектов и элементов праздничного оформления являются обязательными приложениями к концепции.

Исходя из пункта 8.11.2 Правил благоустройства работы, связанные с изготовлением, размещением, монтажом, эксплуатацией и демонтажем праздничного оформления производятся организациями самостоятельно за счет собственных средств, а также по договорам с администрацией города Тулы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Тула.

Пунктом 21 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257, предусмотрено, что оформление рекламных конструкций к праздникам производится по адресным программам в соответствии с постановлениями и распоряжениями администрации города Тулы к следующим праздникам: Новогодние каникулы и Рождество Христово; День защитника Отечества; Международный женский день; праздник Весны и Труда; День Победы; День России; День города Тулы; День обороны Тулы; День народного единства.

В силу пунктов 22-25 Положения администрация города Тулы заранее организует разработку адресной программы по размещению праздничного оформления рекламных конструкций. Перечень работ по размещению праздничного оформления рекламных конструкций является обязательным приложением к адресной программе. Утвержденная главой администрации города Тулы адресная программа обязательна для исполнения всеми владельцами рекламных конструкций и/или рекламораспространителями. Адресная программа направляется владельцам рекламных конструкций не позднее 30 календарных дней до предполагаемого срока размещения праздничной информации, которые обязаны довести ее до сведения рекламораспространителя, если эти лица не совпадают. После получения адресной программы между владельцем рекламной конструкции или рекламораспространителем и администрацией города Тулы заключается договор на размещение (монтаж), эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления.

Согласно пункту 27 Положения владельцы рекламных конструкций или рекламораспространители размещают, осуществляют монтаж, эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления собственными силами на принадлежащих им рекламных конструкциях. Объем работ по размещению, монтажу и демонтажу рекламных изображений подтверждается актом выполненных работ.

Из приведенного следует, что для размещения праздничного оформления рекламных конструкций, равно как и перечня работ по размещению праздничного оформления рекламных конструкций, являющихся обязательными для исполнения всеми владельцами рекламных конструкций и/или рекламораспространителями, предусмотрен специальный порядок.

В рассматриваемом случае доказательства наличия постановлений, распоряжений администрации г. Тулы о концепциях, адресных программах праздничного оформления территории города Тулы на период действия договоров, заключение которых предусмотрено по результатам проведения конкурса № 1/9, в материалах дела отсутствуют.

Предметом конкурса являлось право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а не праздничное оформление территории города Тулы в период с 2017 года по 2024 год, равно как и праздничное оформление города не предусматривалось в качестве критерия оценки конкурсной комиссией заявки на участие в конкурсе.

В силу характера и субъектного состава отношений конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных местах размещения таких конструкций проводится в целях предоставления равных возможностей участия лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, установления максимально четких критериев отбора победителя, обеспечивающих сопоставимость поданных участниками предложений, предотвращения коррупции при предоставлении мест.

Из материалов дела следует, что по основному критерию «Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» конкурсное предложение ООО «Медиа Формат» по лоту № 1 составило 23 100 000 руб. (начислено 50 баллов), а конкурсное предложение ООО «Арт Ди» – 15 100 000 руб. (начислено 32 балла). При этом по дополнительному критерию «Предложения по благоустройству территории» предложения ООО «Медиа Формат» и ООО «Арт Ди» составили, соответственно, 6 346 200 руб. и 16 962 821 руб., и были оценены конкурсной комиссией в 5 и 15 баллов.

Таким образом, действия конкурсной комиссии, которая учла при оценке по дополнительному критерию «Предложения по благоустройству прилегающей территории к рекламной конструкции» предложение ООО «Арт Ди» по стоимости, видам и типам праздничного оформления города Тулы, позволили этому участнику победить в конкурсе № 1/9 по лоту № 1, тогда как данные действия противоречат полномочиям конкурной комиссии, нормативным правовым актам, принятым и действующим на территории муниципального образования город Тула в сфере размещения рекламных конструкций, благоустройства, размещения праздничного оформления и объектов и элементов праздничного оформления.

Изменение конкурсной комиссией вышеуказанного специального порядка праздничного оформления территории г. Тулы по собственному усмотрению с превышением полномочий привело к нарушению порядка определения победителя торгов по лоту № 1 конкурса № 1/9 и создало преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику торгов.

Кроме того, в отсутствие концепции, адресной программы праздничного оформления территории города Тулы, утвержденной постановлениями или распоряжениями администрации города Тулы, отсутствуют основания для признания лучшими предложений ООО «Арт Ди» по праздничному оформлению города Тулы на 2020 год «Композиция к 75-летию со дня Победы в ВОВ (94 элемента)» и на 2021 год «Композиция к 875-летию города Тулы (4 элемента)». Остальные 6 композиций, предложенные ООО «Арт Ди», невозможно соотнести с праздниками, перечисленными в пункте 21 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, пунктом 1 частью 1 которой предусмотрено, что в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ определено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Закона.

В рассматриваемом случае обстоятельства дела свидетельствуют о том, что действия конкурсной комиссии по оценке конкурсного предложения ООО «Арт Ди» с учетом предложения по праздничному оформлению города Тулы создали этой организации преимущественные условия участия в конкурсе и нарушили порядок определения победителя торгов.

Следовательно, конкурсной комиссией допущены нарушения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

В силу подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статья 23 Закона № 137-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В данном случае решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание, касающиеся одного и того же факта нарушения, неразрывно связаны друг с другом. Предписание не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения, и имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений.

Довод заявителя о том, что антимонопольный орган вышел за пределы компетенции, установленной статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, арбитражным судом отклоняется, поскольку из содержания приведенных выше положений частей 17, 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ прямо следует, что обнаружение комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения поданной жалобы на действия конкурсной комиссии иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, не создает у антимонопольного органа обязанности проводить установленную главой 9 Закона № 135-ФЗ процедуру возбуждения нового дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае комиссия антимонопольного органа продолжает рассмотрение уже возбужденного дела, устанавливает в его ходе иные нарушения и, при их доказанности, принимает по данному делу решение также с учетом новых выявленных нарушений и выдачей при необходимости предписания об их устранении.

Ссылка ООО «Арт Ди» на то, что антимонопольный орган был не вправе выдавать предписание об аннулировании итогов конкурса по жалобе ООО «Лидер», не допущенного к участию в конкурсе, арбитражным судом также отклоняется в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из материалов дела следует, что ООО «Лидер» и ООО «Медиа Формат» подали заявки на участие в конкурсе № 1/9 по лоту № 1. В этой связи эти лица в силу части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ были вправе обжаловать действия (бездействие) конкурсной комиссии в антимонопольный орган. Жалобы ООО «Лидер» № 3/23-2017 и ООО «Медиа Формат» № 3/25-2017 рассматривались антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ. При этом исходя из подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статья 23 Закона № 135-ФЗ в случае признания жалобы обоснованной антимонопольный орган выдает конкурсной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, аннулировании торгов.

Иные доводы заявителя, положенные в обоснование позиции по спору, судом не принимаются, как основанные на ошибочном толковании приведенных норм действующего законодательства и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

При изложенных обстоятельствах спора арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание отсутствие совокупности условий, предусмотренных статьей 200 АПК РФ, арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. относятся на заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.

ООО «Арт Ди» в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» подлежит возврату из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.08.2017 № 24.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Арт Ди» оставить без удовлетворения.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. отнести на общество с ограниченной ответственностью «Арт Ди».

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Арт Ди» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.08.2017 № 24.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д. В. Большаков