ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(300041 Россия, <...>)
РЕШЕНИЕ
город Тула Дело NА68-8342/09
дата объявления резолютивной части решения: 1 декабря 2009 года
дата изготовления решения в полном объеме: 2 декабря 2009 года
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Чубаровой Н.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Арматурно-Изоляторный завод»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области
о признании недействительным решения от 22.06.2009 года № 2110.
Протокол вела секретарь судебного заседания Щурова О.И.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности;
от ответчика: ФИО2, по доверенности.
У С Т А Н О В И Л :
Первоначально Закрытое акционерное общество «Арматурно-изоляторный завод» (ЗАО «АИЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 30.07.2009 года.
Определением от 17.08.2009 года заявление ЗАО «АИЗ" было оставлено без движения.
После устранения недостатков, вызвавших оставление заявления без движения, ЗАО «АИЗ» подало в арбитражный суд заявление, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 22 июня 2009 года № 2110 о привлечении ЗАО «Арматурно-Изоляторный завод» к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявлением от 16.10.2009 года ОАО «АИЗ» уточнило заявленные требования и просит признать недействительным решение от 22.06.2009 года № 2110 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 1 (за исключением привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 17 350 руб.), 2, 3 (в том числе подпункты 3.1, 3.2 (за исключением штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ) , 3.3) решения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области) заявленные требования не признала.
Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО «АИЗ» 20.01.2009 года уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, в которой заявлен к возмещению налог в сумме 2 394 790 руб.; по результатам проверки составлен акт 05.05.2009 года № 2595.
После рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области было принято решение от 22.06.2009 года № 2110 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением в пункте 1 ЗАО «АИЗ» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной:
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 77 421 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость за январь, февраль, март 2009 года;
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 17 350 руб. за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов.
Начислены пени по состоянию на 22.06.2009 года в сумме 19 727 руб. (пункт 2 решения).
ЗАО «АИЗ» в пункте 3 решения предложено уплатить:
3.1 - недоимку по налогу на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.01.2009 года – в сумме 129 558 руб., по сроку 20.02.2009 года – в сумме 129 558 руб., по сроку – 20.03.2009 года – в сумме 129 559 руб.,
3.2 - штраф,
3.3 - пени.
В решении от 22.06.2009 года № 2110 указано, что ЗАО «АИЗ» неправомерно занижена сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 1 052 233 руб.
Из представленных для проверки документов усматривается, что в книгу продаж в 4 квартале 2008 года включены счета-фактуры, выставленные ЗАО «АИЗ» в адрес покупателя ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY» ИНН <***>, 100047, <...>:
- счет-фактура №46 от 07.10.2008 г., стоимость товаров 2 323 454,84 руб., сумма НДС не выделена,
- счет-фактура №61 от 08.12.2008 г., стоимость товаров 3 522 283,10 руб., сумма НДС не выделена.
Инспекция указала, что из данных счетов-фактур следует, что ЗАО «АИЗ» заявляет право на применение в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 164 НК РФ налоговой ставки 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта. Однако налогоплательщиком-продавцом не соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 165 НК РФ: в представленном пакете документов имеется лишь контракт с иностранным покупателем. Таким образом, ЗАО «АИЗ» не подтвердило свое право на применение налоговой ставки 0%, следовательно, товары, реализованные по вышеуказанным счетам-фактурам, подлежат налогообложению по ставке 18% в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ (2 323 454,84 руб. х 18% = 418 222 руб.; 3 522 283,10 руб. х 18% = 634 011 руб.).
Кроме того, инспекция установила неправомерное применение налоговых вычетов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 1 731 232 руб.
Ссылаясь на приказ Минфина РФ от 07.11.2006 года № 136н, утвердивший форму налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения, налоговый орган указал, что сумма налога в графе 4 по строкам 280 и 290 налоговой декларации должна соответствовать показателю графы 4 строки 270.
В представленной налоговой декларации заполнена графа 4 строки 290, то есть, предъявлена к вычету сумма налога 18 752 руб., фактически уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Графа 4 строки 280 декларации налогоплательщиком не заполнена. Вместе с тем, в графе 4 строки 270 декларации отражен налог на добавленную стоимость в размере 1 749 984 руб. Таким образом, к вычету может быть предъявлен налог только в сумме 18 752 руб.
Привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, заявитель не оспаривает.
Одновременно Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области принято решение от 22.06.2009 года № 180 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением признано необоснованным применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 731 232 руб., сделан вывод о занижении налоговой базы на сумму 5 845 73 8 руб., неправомерном занижении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет в размере 1 052 233 руб. и отказано ЗАО «АИЗ» в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 394 790 руб.
ЗАО «АИЗ» подало апелляционную жалобу на решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 22.06.2009 года № 2110. Решением УФНС России по Тульской области от 30.07.2009 года № 190-А апелляционная жалоба ЗАО «АИЗ» оставлена без удовлетворения.
ЗАО «АИЗ» оспаривает только решение от 22.06.2009 года № 2110 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части и считает его незаконным по следующим основаниям.
В 4 квартале 2008 года ЗАО «АИЗ» была отгружена продукция на экспорт:
- 07.10.2008 года произведена отгрузка изоляторов ПС-70Е, по контракту № 0901-К от 26.09.08 г. в количестве 8 207 штук по цене за единицу 283 руб. 21 коп., налоговая ставка - 0%, стоимость товаров с учетом НДС составляет 2 323 454 руб. 84 коп. Грузополучатель: ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY» ИНН <***>,100047, <...>.
- 08.12.2008 года ЗАО произведена отгрузка продукции по контракту № 0901-К от 26.09.08 г по ставке 0% стоимость товаров с учетом НДС составляет 3 522 283 руб. 10 коп. Грузополучатель: ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY», ИНН <***>,100047, <...>.
Заявитель утверждает, что в представленной 20.01.2009 года уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года ЗАО «АИЗ» не заявлена реализация на экспорт. Предприятием в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость от 20.01.2009 года не заполнялся раздел 5 декларации и иные разделы, предназначенные для экспорта. Не предоставлялся в инспекцию и полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, так как предприятие по состоянию на 20 января 2009 года не собрало необходимых документов.
Для товаров, помещенных под таможенный режим экспорта в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года, срок для подтверждения экспорта составляет 270 дней (статья 27.3 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ).
В грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) имеются отметки «Выпуск разрешен», проставленные соответственно 17.10.08 года и 28.12.08 года. Следовательно, датами помещения товаров под таможенный режим экспорта являются соответственно 17.10.08 года и 28.12.08 года.
Таким образом, у ЗАО «АИЗ» еще оставалось время для сбора необходимых документов по экспорту, поскольку срок представления документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, истекает не ранее 3 квартала 2009 года.
ЗАО «АИЗ» собрало необходимые документы по экспорту и заявило их в налоговой декларации за 1-е полугодие 2009 года.
В 4 квартале 2008 года у ЗАО «АИЗ» не возникло обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость по ставке 18% по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в адрес ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY».
Доказательством невключения в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года выручки от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, является сопоставление данных по строке 020 налоговой декларации и данных граф 5а и 7 книги продаж за 4 квартал 2008 года.
Налоговая база, указанная по строке 020 налоговой декларации, составляет 6 276 413 руб. Продажи, облагаемые по ставке 18%, указанные в графе 5а книги продаж за 4 квартал 2008 года, составляют 6 276 413, 24 руб. Продажи, облагаемые по ставке 0%, указанные в графе 7 книги продаж за 4 квартал 2008 года, составляют 0 руб.
Таким образом, налогоплательщик:
- не заявлял право на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
- у налогоплательщика не возникло обязанности по представлению документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость;
- срок, по истечении которого налогоплательщик обязан исчислить налог на добавленную стоимость по ставке 18%, не наступил.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для исчисления налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, по ставке 18% вообще, и до истечения 270-дневного срока для представления документов в обоснование применения нулевой ставки, в частности.
В отношении второго эпизода, по которому доначислен налог на добавленную стоимость, заявитель указал, что документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, были представлены и в налоговый орган и в суд.
Доказательством представления документов, подтверждающих уплату налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в налоговый орган является то обстоятельство, что налоговый орган ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не ссылается на отсутствие документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.
Основанием для отказа налогоплательщику в праве использовать налоговый вычет послужило отсутствие расшифровки строке 270 налоговой декларации. Однако такое основание для отказа в праве применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт З статьи 88 НК РФ).
Налоговый орган, выявив отсутствие расшифровки данных по строке 270 НК РФ, не исполнил обязанность, возложенную на него пунктом З статьи 88 НК РФ. В результате неправомерного бездействия налогового органа было нарушено право налогоплательщика внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из акта камеральной проверки следует, что заявителем несвоевременно представлены 10 ГТД. Вместе с тем, 2 ГТД (№10116030/221208/007744 и №10116030/161008/0006459) были представлены налоговому органу почтовым отправлением ценным письмом с описью вложения, 8 ГТД (№10116030/301008/006760, №10116030/301008/006763, №10116030/141108/0007054, №10116030/141108/0007055, №10116030/181108/0007096, №10116030/191108/0007134, №10116030/191108/0007134, №10116030/211108/0007186) -заказным письмом.
Данное обстоятельство подтверждается также и указанием в акте камеральной налоговой проверки на представление заявителем документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов по товарам, ввезенным на территорию РФ (последний абзац листа 1 на странице 2), т.е. грузовых таможенных деклараций.
Кроме того, в случае, если бы заявителем налоговому органу ГТД до составления акта проверки представлены бы не были, то налоговый орган самостоятельно не смог бы определить количество несвоевременно представленных ГТД (10 штук) и размер штрафа, примененного по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Отказ налогового органа в праве на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, незаконно увеличивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за 4 квартал 2008 года.
Таким образом, отсутствовали основания для предложения налогоплательщику уплатить налог на добавленную стоимость, начисления пени, а также привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области заявленные требования ЗАО «АИЗ» не признала по тем же основаниям, по которым в оспариваемом решении сделан вывод о занижении налога на сумму 1 052 233 руб. и признано необоснованным применение налоговых вычетов в сумме 1 731 232 руб. Инспекция утверждает в отзыве на заявление и в судебном заседании, что стоимость по счетам-фактурам, выставленным в адрес «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY», отражена в уточненной налоговой декларации от 20.01.2009 года за 4 квартал 2008 года как реализация на территории Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования (уточненные) ЗАО АИЗ» подлежащими удовлетворению. Суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), в частности тех, которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 1статьи 166 НК РФ, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Согласно пункту 2 статьи 166 НК РФ общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Пункт 6 статьи 166 НК РФ определяет, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 167 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Пунктом 9 статьи 167 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Статья 165 НК РФ определяет порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и предусматривает перечень документов, которые должны быть представлены в налоговый орган при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 10 статьи 165 НК РФ, документы, указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Статьей 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что предусмотренный пунктом 9 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1 - 4 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года (статья 27.3 введена Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утвержден Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 года № 136н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения».
Согласно пункту 4 раздела 1 названного Порядка декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных Кодексом, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).
Как следует из копии книги продаж за 4 квартал 2008 года, представленной ЗАО «АИЗ» в Межрайонную ИФНС России № 8 по Тульской области (имеется в деле), налогоплательщик включил в графу 4 «Всего продаж, включая НДС» сумму 2 323 454,84 руб. по счету-фактуре № 46 от 07.10.2008г. (покупатель – ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY» ) и сумму 2 522 283,10 руб. по счету-фактуре № 61 от 08.12.2008г. (покупатель – ДП «DOMINANTA-CENTRAS-ENERGY»), указанным в графе 1 «Дата и номер счета-фактуры».
Из представленных ГТД № 10116030/161008/0006459 и № 10116030/221208/0007744 усматривается, что товар отгружен на экспорт в Республику Узбекистан (за пределы таможенной территории Российской Федерации).
Из этой же копии книги продаж далее следует, что в графе 5а «стоимость продаж без НДС» графы 5 «18 процентов» итоговая сумма за 4 квартал 2008 года - 6 276 413,24 руб. определена ОАО «АИЗ» без включения сумм из счетов-фактур № 46 от 07.10.2008г. и № 61 от 08.12.200 г. В графе 5б «сумма НДС» графы 5 итоговая сумма налога 1 814 130 руб. определена также без включения в нее налога на добавленную стоимость со стоимости указанных экспортных отгрузок. Данные факты были установлены в судебном заседании при арифметическом подсчете всех заполненных строк графы 5 копии книги продаж.
В графе 7 «продажи, облагаемые налогом по ставке 0 процентов» суммы продаж по счетам-фактурам № 46 от 07.10.2008г. и № 61 от 08.12.2008г. также не включены.
В уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, поданной 20.01.2009 года, отражены эти же итоговые суммы из книги продаж: стоимость продаж - 6276413,34 руб. и сумма НДС - 1 814 130,52 руб.
В этой уточненной декларации раздел, в котором отражается реализация на экспорт, налогоплательщиком не заполнялся.
Таким образом, указанные документы подтверждают тот факт, что налогоплательщик не включал в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года выручку от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и не заявлял право на применение ставки 0 процентов по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, не- смотря на то, что включил счета-фактуры в книгу продаж за 4 квартал 2008 года.
Само по себе ошибочное включение сумм из указанных счетов-фактур в книгу продаж за соответствующий период не повлекло дальнейшее включение этих сумм в налоговую декларацию и не привело к занижению налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет.
ОАО «АИЗ» вправе был еще не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость по указанным отгрузкам на экспорт, поскольку еще не истек срок, в течение которого налогоплательщик должен представить документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, и по истечении которого обязан исчислить налог на добавленную стоимость по ставке 18%.
В грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) имеются отметки таможни «Выпуск разрешен», проставленные соответственно 17.10.08 года и 28.12.08 года. Следовательно, датами помещения товаров под таможенный режим экспорта являются соответственно 17.10.08 года и 28.12.08 года. Таким образом, срок представления документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, истекает не ранее 3 квартала 2009 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, по ставке 18%.
Разрешая спор в части применения налоговых вычетов в сумме 1 749 984 руб., арбитражный суд, исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 34 НК РФ установлено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме (подпункт 1 в редакции Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как установлено пунктом 2 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации…
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из оспариваемого заявителем решения от 22.06.2009 года № 2110 усматривается, что налоговым органом сделан вывод о том, что неправомерно применены вычеты по налогу на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию РФ в сумме 1 731 232 руб. на том основании, что в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года заполнена графа 4 строки 290 (сумма налога 18 752 руб.), графа 4 строки 280 не заполнена, а вместе с тем в графе 4 строки 270, которая должна отражать сумму налога по графе 4 строк 280 и 290, отражен налог в размере 1 749 984 руб.
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 07.11.2006 г. № 136н.
В соответствии с этим Порядком при заполнении раздела 3 в графе 4 по строкам 270 - 290 отражаются суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением товаров, используемых для изготовления товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, операции по реализации которых отражены по строке 080 настоящего раздела.
В графе 4 по строке 280 отражаются суммы налога, уплаченные налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежащие вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса.
В графе 4 по строке 290 отражаются суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, подлежащие вычету на основании пункта 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
Сумма налога по графе 4 строк 280 и 290 должна соответствовать показателю графы 4 строки 270.
Действительно, в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года ОАО «АИЗ» в графе 4 строки 270 раздела 3 указана сумма 1749984 руб., графа 4 строки 280 не заполнена, в графе 4 строки 290 указана сумма - 18 752 руб.
Вместе с тем незаполнение в разделе 3 графы 4 строки 280 налоговой декларации не может влечь вывода о неправомерности применения налоговых вычетов, поскольку заполнена графа 4 строки 270, в которой отражена вся сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. (1 749 984 руб.), а также заполнена графа 4 строки 290 (18 752 руб.). Соответственно, в графе 4 строки 280 сумма налога на добавленную стоимость должна равняться 1 731 232 руб. (1 749 984 – 18 752).
Суд считает, что сам по себе факт незаполнения тех показателей налоговой декларации, которые могут быть определены на основании имеющихся в декларации данных арифметическим путем (в частности, данные графы 4 строки 280 как разница между данными графы 4 строки 270 и графы 4 строки 290), не может являться основанием для вывода о неправомерности применения налоговых вычетов (в данном случае - в сумме 1 749 984 руб.).
Кроме того, суд учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пункт 3 названной статьи предусматривает, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно пункту 4 статьи 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
В силу пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Из материалов дела не усматривается, что налоговый орган сообщил налогоплательщику о выявлении того факта, что в разделе 3 при заполненных строках 270 и 290 не заполнена графа 4 строки 280 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года. Представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления не предлагалось.
Как следует из оспариваемого решения, факт незаполнения графы 4 строки 280 раздела 3 в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, поданной в инспекцию 20.01.2009 года, является единственным основанием для признания неправомерности применения налоговых вычетов в сумме 1 749 984 руб. и доначисления инспекцией налога на добавленную стоимость из-за их непринятия. Никаких иных оснований применительно к сумме 1 749 984 руб. ни в акте камеральной налоговой проверки, ни в оспариваемом решении не указано.
При таких обстоятельствах Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области необоснованно не приняла налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 749 984 руб., уплаченному при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
В судебном заседании налоговый орган указал, что, кроме того, ОАО «АИЗ» не представило для камеральной налоговой проверки в инспекцию по ее требованию о представлении документов (информации) от 31.01.2009 года № 163 документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Однако такой факт не указан в решении в качестве основания для признания неправомерности примененных вычетов на сумму 1 748 984 руб.
Более того, в акте камеральной налоговой проверки № 2595 от 05.05.2009 года, составленном по результатам проверки уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года, прямо указано, что на требование о представлении документов (информации) от 31.01.2009 года № 163 представлен 12.03.2009 года пакет документов по реестру, в том числе документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов по товарам, ввезенным на территорию РФ.
ОАО «АИЗ» в подтверждение факта уплаты в 4 квартале 2008 года налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (сумма которого должна быть указана в графе 4 строки 280 уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года) представило в судебное заседание отчет Тульской таможни о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, а также 8 ГТД (№10116030/301008/006760, №10116030/301008/006763, №10116030/141108/0007054, №10116030/141108/0007055, №10116030/181108/0007096, №10116030/191108/0007134, №10116030/191108/0007134, №10116030/211108/0007186) с заполненной графой 47 «Исчисление платежей», в которой (графе) суммы налога на добавленную стоимость указаны под кодом («вид») 30, и со штампом таможни о разрешении выпуска с датой – 20.11.2008 года. Представлены также 4 платежных поручения на перечисление авансовых платежей в Тульскую таможню в общей сумме 2 650 000 руб.
Из отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года следует, что в 4 квартале 2008 года по указанным 8 ГТД израсходована на уплату налога на добавленную стоимость сумма 1 737 537,75 руб. (вид 30).
Из указанных ГТД также усматривается, что по ним уплачена общая сумма налога на добавленную стоимость - 1 737 526,75 руб. (немного большая, чем должна быть указана в графе 4 строки 280 налоговой декларации).
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 93 НК РФ налоговым органом в адрес ОАО «АИЗ» было направлено требование о представлении документов (информации) от 31.01.2009 года № 163. В данном требовании было указано, что налогоплательщик должен в течение 10 дней со дня вручения требования представить, кроме прочих, документы, подтверждающие уплату суммы налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 6 требования), документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов, отраженных в графе 4 строки 270 раздела 3 декларации (контракт с иностранным контрагентом со всеми приложениями, являющимися основанием для приобретения товаров, сумма налога на добавленную стоимость по которым отражена в графе 4 строки 270 раздела 3 декларации за 4 квартал 2008 года, паспорт сделки, товаросопроводительные документы, грузовая таможенная декларация на товары, сумма налога на добавленную стоимость по которым отражена в графе 4 строки 270 раздела 3 декларации за 4 квартал 2008 года, платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу сумм налога на добавленную стоимость, документы аналитического и синтетического учета, подтверждающие принятие на учет приобретенного товара, расчеты с поставщиками, а также перечисление суммы налога на добавленную стоимость в бюджетную систему (пункт 15 требования).
Указанное требование было получено ОАО «АИЗ» 11.02.2009 года.
В ответ на требование ОАО «АИЗ» 12.03.2009 года представило в налоговый орган документы на 858 листах по перечню, указанному в письме от 12.03.2009 года № 30. Кроме прочих документов, перечисленных в 10 пунктах перечня, представлены (как указано в письме) документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов (контракт с иностранным контрагентом со всеми приложениями, ГТД) на 225 листах (пункт 10 перечня). Платежные поручения, подтверждающие уплату НДС (пункт 4), вычеркнуты из перечня.
Заявитель указывает, что доказательством представления этих ГТД в количестве 8 штук является тот факт, что налоговый орган, привлекая ОАО «АИЗ» к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов, запрашиваемых при проведении проверки, вменил в вину налогоплательщику непредставление в установленный срок ГТД в количестве 10 штук. Номера этих ГТД не указаны. Заявитель утверждает, что в инспекцию были представлены по требованию 2 ГТД, подтверждающие отгрузку товаров в Узбекистан в 4 квартале 2008 года, и еще те ГТД в количестве 8 штук (сумма налога на добавленную стоимость – 1 737 526,75 руб.), копии которых представлены в судебное заседание в подтверждение уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Заявитель указывает, что ГТД могут являться доказательством фактической уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, поскольку на этих ГТД имеются отметки таможенного органа о разрешении выпуска товара, а такое разрешение не может быть получено, пока не будут уплачены таможенные платежи и налог на добавленную стоимость.
Инспектор, производивший проверку, в судебном заседании пояснил, что количество представленных с нарушением срока ГТД – 10 штук он определил путем подсчета, но в настоящее не помнит конкретно, какие ГТД имеются в виду.
Перечень тех документов в количестве 347 штук, которые представлены с нарушением срока (в том числе ГТД – 10 штук), и за несвоевременное представление которых ОАО «АИЗ» привлечено к налоговой ответственности, к решению от 22.06.2009 года № 2110 не приложен, не представлен он налоговым органом и впоследствии.
При таких обстоятельствах факт непредставления по требованию в инспекцию для проверки 8 ГТД (№10116030/301008/006760, №10116030/301008/006763, №10116030/141108/0007054, №10116030/141108/0007055, №10116030/181108/0007096, №10116030/191108/0007134, №10116030/191108/0007134, №10116030/211108/0007186) на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации в 4 квартале 2008 года налоговым органом не доказан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Таможенного Кодекса РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенным.
Все указанные выше 8 ГТД на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации имеют штамп Тульской таможни «Выпуск разрешен». Отметок таможни об условном выпуске товаров не имеется.
При таких обстоятельствах эти ГТД являются подтверждением уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 1731 232 руб. в 4 квартале 2008 года.
В случае, если налоговому органу требовался отчет таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа, он мог бы запросить конкретно этот документ у налогоплательщика в порядке пункта 8 статьи 88 НК РФ.
Кроме того, в отношении суммы налога на добавленную стоимость 18 752 руб., уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Беларусь (указанной в графе 4 строки 290 уточненной налоговой декларации), у налогового органа имелись документы, подтверждающие уплату этой суммы налога.
Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» утверждено Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь».
Пунктом 6 раздела 1 «Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров» названного Положения предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, указанные в пункте 6 Положения.
Все необходимые документы были представлены с соответствующей налоговой декларацией до подачи ЗАО «АИЗ» 20.01.2009 года уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года. Данный факт налоговый орган подтверждает.
В любом случае, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
При таких обстоятельствах необоснован вывод инспекции о неправомерности применения ЗАО «АИЗ» налоговых вычетов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 1 731 232 руб.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган заявил о том, что ОАО «АИЗ» после окончания проверки уточненной налоговой декларации от 20.01.2009 года (после составления акта камеральной налоговой проверки № 2595 от 05.05.2009 года) подал еще одну уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года по тем же основаниям. Эта декларация в настоящее время проверяется инспекцией.
Однако данное обстоятельство не может являться препятствием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 22.06.2009г. № 2110 и для разрешения спора в отношении указанного ненормативного акта по существу. Решением от 22.06.2009г. № 2110 не только отказано в возмещении налога на добавленную стоимость; данное решение породило для ЗАО «АИЗ» неблагоприятные последствия в виде доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость, начислены пени за несвоевременную уплату доначисленного налога, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату налога. Заявитель вправе обжаловать решение в судебном порядке в силу статьи 198АПК РФ. Указанное решение не отменено налоговым органом, оно будет действовать и после принятия решения по второй уточненной налоговой декларации. При разрешении спора по настоящему делу в пользу ЗАО «АИЗ» и одновременном принятии налоговым органом решения о возмещении налога на добавленную стоимость по второй уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2008 года не произойдет возмещения налога в двойном размере, поскольку ЗАО «АИЗ» не оспаривало в судебном порядке решение от 22.06.2009г. № 180 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (принятое по результатам проверки уточненной налоговой декларации от 20.01.2009 года за 4 квартал 2008 года).
Учитывая все изложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у налогового орган не имелось оснований для начисления и предложения уплатить налога на добавленную стоимость в сумме 388 675 руб., начисления пени и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решение от 22.06.2009г. № 2110 является недействительным в оспариваемой части, заявленные требования ЗАО «АИЗ» (с учетом уточнений) подлежат удовлетворению.
С Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области подлежат взысканию в пользу ЗАО «АИФ» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 22.06.2009 года № 2110 в части:
пункта 1 - привлечения Закрытого акционерного общества «Арматурно-Изоляторный завод» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 77 421 рублей за неполную уплату налога на добавленную стоимость,
пункта 2 - начисления пени по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 22.06.2009 года в сумме 19 727 рублей,
пункта 3 - предложения Закрытому акционерному обществу «Арматурно-Изоляторный завод»:
подпункта 3.1 - уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 388 675 рублей,
подпункта 3.2 - уплатить штраф в сумме 77 421 рубль,
подпункта 3.3 - уплатить пени, указанные в пункте 2 решения,
как не соответствующее статьям 154, 165, 171, 172 НК РФ.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области в пользу Закрытого акционерного общества «Арматурно-Изоляторный завод» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в указанный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И.Чубарова