ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-8398/11 от 26.12.2011 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула

Дело № А68-8398/11

Резолютивная часть решения объявлена «26» декабря 2011 года

Полный текст решения изготовлен «30» декабря 2011 года

Арбитражный суд Тульской области

в составе  :

председательствующего   Елисеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Д.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению)   Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) в лице Тульского филиала (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

ГУ МЧС России по Тульской области

о

признании предписания недействительным

При участии в заседании  :

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 27.12.2010г. № 1852

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 29.11.2011г.

Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) в лице Тульского филиала (далее – АКБ «Банк Москвы» (ОАО), Банк) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 122/4/91-13 от 29.07.2011г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, выданное Акционерному коммерческому банку «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тульской области.

Определением суда от 13.10.2011г. суд в порядке ст. 47 АПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика по делу – Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Тульской области – на надлежащего ответчика – ГУ МЧС России по Тульской области.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав сторон и изучив материалы дела, установил:

На основании распоряжения от 15.06.2011г. № 122-ГОЧС в отношении Тульского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» была проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением Банком установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведенной проверки заявителю было выдано предписание от 29.07.2011г. № 122/4/91-13 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий.

Согласно данному предписанию АКБ «Банк Москвы» предписано:

- разработать положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. 5 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794);

- разработать персональные обязанности членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Тульском филиале ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. 24, 28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

- обучить в области защиты от чрезвычайных ситуаций членов комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) Тульского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы», а именно: председателя КЧС и ОПБ – заместителя директора филиала ФИО3, заместителя председателя КЧС и ОПБ – главного бухгалтера филиала ФИО4, членов КЧС и ОПБ: начальника сектора экономической безопасности ФИО5, начальника отдела информационных технологий ФИО6, начальника хозяйственного отдела ФИО7, начальника отдела по обслуживанию юридических лиц ФИО8, начальника сектора кассовых операций ФИО9, управляющего Дополнительным офисом – Отделение № 2 «Пушкинское» ФИО10, управляющего дополнительным офисом – отделение «Тулачермет» ФИО11, управляющего Дополнительным офисом – Отделение № 4 «Красноармейское» ФИО12, управляющего Дополнительным офисом – Отделение № 5 «Рязанское» ФИО13 (пп. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 2 постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 9 приказа МЧС России от 19.01.2004г. № 19 «Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований»);

- создать орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – дежурно-диспетчерскую службу в ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

- согласовать План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с приложениями ОАО «АКБ «Банк Москвы» (п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

- переработать План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с приложениями ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» в соответствии с методическими рекомендациями по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Методические рекомендации по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Москва, 2003);

- разработать обязательные приложения к Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «АКБ «Банк Москвы»:

1. Карта возможной обстановки при возникновении ЧС;

2. Календарный план основных мероприятий звена территориальной подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий;

3. Решение председателя КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС;

4. Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема)

(п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Методические рекомендации по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Москва, 2003);

- разработать порядок проведения эвакуационных мероприятий (План эвакуации) в чрезвычайных ситуациях мирного времени ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. 6, 15, 27 постановления Правительства РФ от 22.06.2004г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»);

- обучить в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера руководителей дополнительных офисов Тульского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» в учебно-методическом центе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по субъекту РФ (п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп. «г» п. 2, пп. «б» п. 6 постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

- организовать подготовку персонала, не включенного в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тульском филиале ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

- организовать проведение командно-штабных учений или штабных тренировок в целях совершенствования знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в Тульском филиале ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения» и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 8 постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

- для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» заблаговременно в мирное время создать эвакуационную комиссию (п. 2, 25 постановления Правительства РФ от 22.06.2004г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»);

- разработать Положение об эвакуационной комиссии ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы», утверждаемое соответствующим руководителем гражданской обороны (п. 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организация, утв. приказом МЧС России от 14.11.2008г. № 687).

Будучи не согласным с данным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания данной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и

нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

В силу ч.1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьей 14 Федерального закона № 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 Федерального закона №68-ФЗ).

Норма ст. 25 данного Федерального закона предусматривает, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Согласно статье 27 Федерального закона № 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005г. № 712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Положение о государственном надзоре).

Пункт 4 Положения о государственном надзоре предусматривает, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.08.2011г. Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (ОАО) является кредитной организацией, основным видом деятельности которой является осуществление банковский операций.

Таким образом, вид деятельности, осуществляемый заявителем, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в Приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», из чего следует, что Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (ОАО) в лице Тульского филиала не является потенциально опасным объектом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение вышеуказанной статьи и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. №794 утверждено Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Положение о единой государственной системе).

Пункт 1 Положения о единой государственной системе определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 2 указанного Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых в ходит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельности в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 4 Положения о единой государственной системе).

Согласно п. 6 данного Положения на каждом уровне системы создаются координационные орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с п. 10 Положения о единой государственной системе к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Из изложенного следует, что в единую систему включены организации, наделенные полномочиями решения вопросов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

При этом оспариваемым предписанием на Банк возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом в оспариваемом предписании государственным органом не указаны положения нормативного или ненормативного акта, в силу которого заявитель является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, оспариваемым предписанием на Банк возложено исполнение обязанностей, которые могут быть возложены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, Приказом МЧС России от 09.08.2010г. № 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 5 Административного регламента, предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является:

а) для федеральных органов исполнительной власти и его территориальных органов  :

выполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создание координационных органов, постоянно действующих органов управления, органов повседневного управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

готовность должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

б) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления  :

исполнение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных отдельными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создание координационных органов, постоянно действующих органов управления, органов повседневного управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

готовность должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

в) для организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения)  :

выполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выполнение основных требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, а именно:

разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;

сбор, обработка и выдача ин формации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

декларирование безопасности, лицензирование и страхование за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления  , - выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения),

а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 4 Административного регламента).

Из буквального содержания вышеуказанных норм и исходя из деятельности, осуществляемой заявителем, суд приходит к выводу о том, что заявитель не является надлежащим объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживши х основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Доказательства того, что Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (ОАО) относится к объектам надзора, перечисленным в Административном регламенте, заинтересованным лицом не представлены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности вынесенного Управлением надзорной деятельности ГУ МСЧ России по Тульской области в отношении Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» предписания от 29.07.2011г. № 122/4/91-13 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как со стороны по делу о признании действий и решений государственного органа незаконными.

Учитывая изложенное, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат отнесению на ГУ МЧС России по Тульской области и, соответственно, возмещению АКБ «Банк Москвы» (ОАО).

В пользу АКБ «Банк Москвы» из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р е ш и л:

Признать недействительным полностью предписание от 29.07.2011г. № 122/4/91-13 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий, выданное Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тульской области Акционерному коммерческому банку «Банк Москвы» (Открытое акционерное общество).

Взыскать с Главного управления МЧС России по Тульской области в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (Открытое акционерное общество) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 000 руб.

Возвратить в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (Открытое акционерное общество) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья

Л.В.Елисеева