Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
РЕШЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-8592/2017
Дата объявления резолютивной части решения «11» апреля 2018 года
Дата изготовления решения в полном объеме «18» апреля 2018 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Тажеевой Л.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чулимовой Е.К.,
рассмотрев исковое заявление
АО "ТНС ЭНЕРГО ТУЛА" ул. Каминского, д. 31А, г. Тула ИНН (7105037307) ОГРН (1067105008376)
к Жилищно-строительный кооператив № 49 ул. Ложевая, д. 129, корп. 2, кв. 47, г. Тула ИНН (7105014010) ОГРН (1127154037955)
третье лицо – АО «ТГЭС»
о взыскании основного долга за потребленную электроэнергию за январь-май 2017 в сумме 32 120 руб. 99 коп., пени по состоянию на 04.08.2017 в сумме 1 865 руб. 65 коп. и далее по день фактического исполнения обязательства
при участии:
от истца – представитель по доверенности ФИО1, паспорт;
от ответчика – представитель по доверенности ФИО2, паспорт; представитель по доверенности ФИО3, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ТНС энерго Тула» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу № 49 (ЖСК № 49) о взыскании, с учетом уточнения от 09.04.2018, основного долга за потребленную электроэнергию за январь-май 2017 в сумме 8 178 руб. 01 коп., пени по состоянию на 25.01.2018 в сумме 2 589 руб. 39 коп. и далее до момента фактического исполнения обязательства.
Истец просит взыскать с ответчика долг за январь-май 2017 за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, по показаниям общедомовых приборов учета за исключением показаний индивидуальных приборов учета.
Ответчик исковые требования истца не признал, пояснив, что на внутридомовых домовых системах отсутствует общедомовой прибор учета, установленный в соответствии с обязательными требованиями законодательства к установке таких приборов учета. Согласно акту обследования внутридомовых электрических сетей от 15.01.2015 многоквартирного дома № 129 корпус 2 по ул. Ложевой в г. Туле, установка предположительного общедомового прибора учета (к которому у истца нет доступа) проведена в нарушение норм действующего законодательства, в силу чего, показания данного прибора нельзя использовать для произведения расчетов объемов электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды. По мнению ответчика, в случае отсутствия общедомового прибора учета, расчет должен производится с учетом нормативов потребления на общедомовые нужны. Оплата электроэнергии по нормативу ответчиком оплачена.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета исковых требований, акционерное общество «Тульские городские электрические сети» исковые требования истца поддержало в полном объеме. В отзыве от 20.12.2017 третье лицо пояснило, что АО «ТГЭС», являясь сетевой организацией, устанавливало общедомовые приборы учета на границе раздела балансовой принадлежности своих сетей в рамках Инвестиционной программы АО «ТГЭС» на период 2013-2017 годов, утвержденной Распоряжением Правительства Тульской области № 568-р от 10.09.2012, поскольку ни собственники помещений в многоквартирных жилых домах, ни выбранные ими управляющие компания не исполнили предусмотренную законодательством обязанность по установке общедомовых приборов учета электроэнергии. Так как данные действия сетевой организации обусловлены требованием п. 150 Правил № 442, то согласие собственников помещений на установку общедомовых приборов учета электроэнергии, проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при принятия решения об установке общедомового прибора учета электроэнергии, с составлением соответствующих протоколов, не требуется. При проведении обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета электроэнергии, в случае выявления отсутствия такой возможности, составляется соответствующий акт. Однако, случаев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета электроэнергии выявлено не было. Кроме того, сам факт установки общедомового прибора учета свидетельствует о наличии технической возможности для его установки, если бы технической возможности не было, то общедомовой прибор учета не устанавливался. По адресу многоквартирного дома 129 корп. 2 по ул. Ложевая города Тулы прибор учета установлен, составленный по результатам установки общедомового прибора учета электроэнергии акт допуска приборов учета в эксплуатацию был направлен в адрес гарантирующего поставщика – АО «ТНС энерго Тула».
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, считает уточненные исковые требования истца к ответчику подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статус ответчика ЖСК № 49 подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, в которой в качестве основного вида деятельности указано управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; протоколом общего собрания собственников дома № 129, корпус 2 по ул. Ложевая в г. Туле, и, не оспаривается самим ответчиком.
Истцом представлены ведомости потребления, счета, счета-фактуры за январь-май 2017.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 (далее - Правила № 124) исполнителем является юридическое лицо, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющее потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом на данное лицо возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно 2.2 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 ЖК РФ.
Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, коммунальной услуги по электроснабжению помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статья 153, 155 ЖК РФ).
В пункте 14 Правил № 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из пункта 13 Правил № 354 и пунктов 10, 11 Правил № 124 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Однако, наличие договорных отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
Таким образом, отсутствие письменного договора между гарантирующим поставщиком и управляющей организацией не является основанием для освобождения последней от оплаты оставленной электроэнергии.
Довод ответчика о том, что в дом № 129, корпус 2 по ул. Ложевая в г. Туле отсутствовала техническая возможность установки общедомового прибора учета, а показания установленного прибора учета не могут применяться для определения объектов потребленной электроэнергии, опровергается материалами дела.
Сетевая организация, привлеченная в дело в качестве третьего лица, АО «ТГЭС» предоставила суду акт допуска (проверки) прибора учета в эксплуатацию от 08.10.2014 по дому № 129, корпус 2 по ул. Ложевая в г. Туле.
Кроме того, АО «ТГЭС» представил также сопроводительные письма в адрес ОАО «ТЭК», руководителей управляющих компаний, с уведомлениями о графиках приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, в частности по дому № 129, корпус 2 по ул. Ложевая в г. Туле – ЗАО «Градсервис».
Судом у ЗАО «Градсервис» был запрошен договор с ЖСК № 49, действовавший по состоянию на 08.10.2014.
Однако, в отношении ЗАО «Градсервис» решением Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-8620/2015 введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначена ФИО4
Конкурсный управляющий ФИО4 за запрос суда о предоставлении договора пояснила, что документы по деятельности ЗАО «Градсервис» ей не были переданы, в связи с чем, она не может представить документы суду.
Положениями Закона об энергосбережении на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность совершить определенные действия по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии или обеспечить допуск сетевых организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания содержатся в п. 150Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (Основных положений № 442), которым среди прочего предусмотрено, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Объем фактического потребления электроэнергии и мощности, то есть объем полезного отпуска, фиксируется приборами учета, а при отсутствии таковых рассчитывается способами, предусмотренными законодательством. Допустимость данных, полученных по прибору учета, достигается помимо прочего соблюдением требований по допуску его в эксплуатацию. (подп. "г" п. 13 Правил N 861, п. 136, 152 - 154 Основных положений N 442).
Согласно части 1 статьи 64 и статьям 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом № 129, корпус 2 по ул. Ложевая в г. Туле с 2014 года находится в управлении ЖСК № 49, как управляющей организации в спорный период, и доказательств иного не представлено.
При расчете задолженности истцом предъявлена ответчику ко взысканию стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, определенная им как разница между показаниями общедомовым приборам учета и индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях (квартирах) дома.
Суд признает расчет верным, поскольку он соответствует установленным требованиям.
Факт получения ресурса, его количество за спорный период ответчиком не опровергнуты, доказательств потребления иного количества, чем заявлено истцом в уточненном иске, ответчик не представил.
С учетом изложенного суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца о взыскании с ответчика долга в сумме 8 178 руб. 01 коп., подтвержденного расчетом.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Кроме долга, истец просит взыскать с ответчика предусмотренные абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» пени в сумме 2 589 руб. 39 коп., рассчитав их размер по состоянию на 25.01.2018 и далее по день взыскания долга.
Указанное требование подлежит удовлетворению на основании абзаца 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», в соответствии с которым товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме: с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в сумме 8 178 руб. 01 коп., пени в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» в сумме 2 589 руб. 39 коп., рассчитанные по состоянию на 25.01.2018 и далее до момента фактической оплаты долга.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из принятого по делу решения, судебные расходы истца по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб. взыскиваются с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «ТНС энерго Тула» к ЖСК №49 удовлетворить полностью.
Взыскать с ЖСК №49 в пользу АО «ТНС энерго Тула» 10764 руб. 40 коп., в т.ч. долг в сумме 8178 руб. 01 коп., пени в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» в сумме 2589 руб. 39 коп., рассчитанные по состоянию на 25.01.2018.
Взыскать с ЖСК №49 в пользу АО «ТНС энерго Тула» пени в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» с суммы долга 8178 руб. 01 коп., начиная с 26.01.2018 по дату фактического погашения долга.
Взыскать с ЖСК №49 в пользу АО «ТНС энерго Тула» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Л.Д. Тажеева