ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-9041/18 от 22.10.2018 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                        Дело № А68-9041/2018

Резолютивная часть решения объявлена: «22» октября 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «29» октября 2018 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Косоуховой С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чапча А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и отмене решения от 01.06.2018 № 25776,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности,

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» (далее – ООО  «ПСП «Кимовскгазстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области, инспекция) от 01.06.2018 № 25776 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

17 января 2018 ООО «ПСП «Кимовскгазстрой» представило в инспекцию налоговую декларация по земельному налогу за 2017г. (регистрационный номер 64571517). Согласно указанной декларации общество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:11:10201:382, 71:25:30203:8, 71:25:30201:4, 71:25:30101:70,71:25:30201:12,  71:25:000000:5, 71:08:20112:9 исчислило налог за 2017 год исходя из кадастровой стоимости, равной, соответственно, 6 846 000 руб., 10 064 460 руб., 283 000 руб.,                    305 262 руб., 2 739 149 руб., 2 637 000 руб., 1 603 175 руб. Сумма налога за 2017 год по данным общества составила 408 684 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной                         ООО «ПСП «Кимовскгазстрой» налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, в ходе которой установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2017 год в размере 93 142 руб., для расчета налога инспекцией применена кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 №546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», в размере                           11 787 929 руб. (71:11:10201:382), 10 496 430 руб. (71:25:30203:8), 1 052 843 руб. (71:25:30201:4), 312 200 руб. (71:25:30101:70), 2 801 400 руб. (71:25:30201:12),                        3 194 103 руб. (71:25:000000:5), 1 701 525 руб. (71:08:20112:9).

По результатам проверки составлен акт проверки № 43096 от 24.04.2018г. и вынесено решение от 01.06.2018 № 25776 о привлечении ООО «ПСП «Кимовскгазстрой» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2017 год в размере 93 142 руб., начислены пени в размере 6 502, 73 руб. и общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде штрафа в размере 4 657, 40 руб.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области от 01.06.2018 № 25776, общество обжаловало его в Управление ФНС России по Тульской области.

Решением УФНС России по Тульской области от 11.07.2018 № 07-15/16381@ жалоба ООО «ПСП «Кимовскгазстрой» на решение Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области от 01.06.2018 № 25776 была оставлена без удовлетворения.

Считая решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области незаконным и нарушающим его права и интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что исходя из положений ст. 5 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 №546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», должна применяться с 01.01.2018г., поскольку датой официального опубликования Постановления от 30.11.2016 №546 является дата его опубликования на утвержденном указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 06.12.2016.

Также заявитель указал, что опубликование постановления от 30.11.2016 № 546 в день его подписания (30.11.2016) в иных источниках, кроме официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) нарушает конституционное право налогоплательщиков на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а, следовательно, не может являться датой его официального опубликования.

В связи с этим, общество полагает, что налоговая база земельных участков по состоянию на 01.01.2017 определена верно.

Выслушав доводы сторон, оценив представленные ими доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как I кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного - года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Правительство Тульской области постановлением от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» (опубликовано в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации (http://npatula.ru) 30.11.2016) утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением 09.12.2013 № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы).

В налоговой декларации за 2017 годООО «ПСП «Кимовскгазстрой» исчислило земельный налог за спорные земельные участки, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением от 09.12.2013 № 740, в том числе:

- №71:11:10201:382 исходя из кадастровой стоимости, равной 6 846 000 руб.|;

- №71:25:30203:8 исходя из кадастровой стоимости, равной 10 064 460 руб.;|

- № 71:25:30201:4 исходя из кадастровой стоимости, равной 283 000 руб.;

- № 71:25:30101:70 исходя из кадастровой стоимости, равной 305 262 руб.;

- № 71:25:30201:12 исходя из кадастровой стоимости, равной 2 739 149 руб.;

- №71:25:000000:5 исходя из кадастровой стоимости, равной 2 637 000 руб.;

- №71:08:20112:9 исходя из кадастровой стоимости, равной 83 142 руб.

Инспекцией для исчисления земельного налога за 2017 год по указанным земельным участкам применена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением от 30.11.2016 № 546, в  том числе:

- №71:11:10201:382 кадастровая стоимость в размере 1 1 787 929 руб.;

- №71:25:30203:8 кадастровая стоимость в размере 10 496 430 руб.;

- № 71:25:30201:4 кадастровая стоимость в размере 1 052 843 руб.;

- № 71:25:30101:70 кадастровая стоимость в размере 312 200 руб.;

- № 71:25:30201:12 кадастровая стоимость в размере 2 801 400 руб.;

- №71:25:000000:5 кадастровая стоимость в размере 3 194 103 руб.;

- №71:08:20112:9 кадастровая стоимость в размере 1 701 525 руб.

По мнению ООО «ПСП «Кимовскгазстрой»кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 №546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», должна применяться с 01.01.2018г., поскольку датой официального опубликования Постановления от 30.11.2016 №546 является дата его опубликования на утвержденном указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 06.12.2016.

Исходя из этого, заявитель полагает, что кадастровая стоимость при исчислении земельного налога применена им верно, основания для доначисления налога у инспекции отсутствовали.

Суд не может согласиться с мнением заявителя, исходя из следующего.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен Кодексом, в части вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016               № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Согласно п.п. 1,2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014                  № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области»источниками официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области являются: газета «Тульские известия»; сетевое издание «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru; сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Днем официального опубликования нормативных правовых актов правительства и органов исполнительной власти Тульской области является дата первой публикации их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Таким образом, наиболее ранняя из дат опубликования полного текста закона в газете «Тульские известия» и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru. и будет считаться днем официального опубликования.

Постановление правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» опубликовано в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru 30.11.2016.

В силу п.1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 21 постановления от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Опубликование 30.11.2016 постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru обеспечило возможность неопределенному кругу лиц возможность ознакомиться с данным постановлением непосредственно в день его подписания.

Таким образом, постановление правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 вступило в силу 31.12.2016, соответственно, кадастровая стоимость земельного участка, установленная указанным постановлением, должна применяться при исчислении земельного налога начиная с 01.01.2017.

С учетом изложенного, доводы заявителя о возможности применения кадастровой стоимости, установленной Постановлением от 09.12.2013 №740, при исчислении земельного налога за 2017 год нельзя признать обоснованными, следовательно, вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу является верным.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку в ходе камеральной проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по земельному налогу за 2017 год, начисление пени и штрафа по ст. 122 НК РФ является обоснованным.

Согласно статьям 101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. отнести на заявителя.

Руководствуясь  ст. ст. 110, 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области от 01.06.2018 № 25776 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                        С.В. Косоухова