Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, г.Тула, Красноармейский проспект, д.5
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
12 декабря 2007г. Дело А68-9078/07-566/15
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2007г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2007г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е. В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Зареченского района г. Тулы о привлечении к административной ответственности ООО «Арум» по статье 14.1 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя – Чебоксарова О.В., удостоверение
от заинтересованного лица – Корниенко В.Г., генеральный директор
установил: Сотрудником прокуратуры Зареченского района г. Тулы была проведена проверка соблюдения требований лицензирования при осуществлении медицинской деятельности ООО «Арум», расположенным по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д.77, оф.510, в результате которой был выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности ООО «Арум» без специального разрешения (лицензии), а именно: ООО «Арум осуществлял транспортировку донорской крови и ее компонентов, не имея лицензии на право осуществления деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов.
07.11.2007г. прокурор Зареченского района г. Тулы вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ООО «Арум» за осуществление деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентом при отсутствии лицензии.
08.11.2007г. Прокурор Зареченского района г. Тулы обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении ООО «Арум» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. В обоснование заявленного требования заявитель предоставил государственные контракты, заключенные с ГУ «Главный клинический госпиталь МВД РФ» № 67/т 07 от 12.03.2007г. на поставку медицинского оборудования, расходного медицинского имущества и/или лекарственных средств и компонентов крови, ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр Росздрава» № 64 от 03.04.2007г. на закупку компонентов и препаратов крови, ФГУ «Институт хирургии им. А.В.Вишневского Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» № АД/05-029 от 07.05.2007г. на поставку компонентов донорской крови с ООО «Арум» (Поставщик по договорам), в которых указывалось на осуществление поставки товара транспортом Поставщика, товарная накладная № 31 от 07.09.2007г. на поставку эритроцитной массы.
ООО «Арум» возражал против удовлетворения требования заявителя по следующим основаниям:
- ООО «Арум» не осуществляет деятельность по транспортировке донорской крови и ее компонентов;
-отсутствует нормативной базы для получения лицензии для осуществления данного вида деятельности.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что в удовлетворении требования заявителю следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
Часть 2 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с п.1 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г., настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (п. 2 Положения).
Пунктом 4 определено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по транспортировке донорской крови и ее компонентов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007г. № 323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2007г. № 9613), в действии с 01.07.2007г., транспортировка крови и ее компонентов выделена отдельной работой (услугой).
В соответствии с п.2.2 Устава ООО «Арум», зарегистрированного Тульской городской регистрационной палатой от 02.06.1999г. № 0000288-1, общество осуществляет следующие виды деятельности: лечебно-профилактическая; хранение и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская; заготовка крови и ее компонентов; организация донорства крови; производство препаратов крови.
ООО «Арум» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии А469706 №0211/00760 от 11.07.2003г. Срок действия лицензии до 11.07.2008г. Согласно приложению к лицензии ООО «Арум» разрешается осуществлять следующие виды медицинской деятельности:
амбулаторно-поликлиническая помощь;
работы и услуги по специальности терапия;
работы и услуги по специальности педиатрия;
работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности первого уровня.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства повторил доводы, изложенные в заявлении, и поддержал их. Других документов, обосновывающих заявленное требование, не представил.
Заинтересованное лицо возражало против заявленного требования по следующим основаниям: ООО «Арум» не осуществляет деятельность по транспортировке донорской крови и ее компонентов. Транспортировку донорской крови и ее компонентов осуществляют специализированные организации – станции переливания крови.
В обоснование своего довода ООО «Арум» было предоставлено и приобщено к материалам дела: товарная накладная № 191 от 06.11.2007г. на поставку эритроцитной массы и плазмы свежезамороженной, где в качестве грузоотправителя указана ГУП Архангельской области «Котласская станция переливания крови», а грузополучателем – ФГУ «Институт хирургии им. А.В.Вишневского». ООО «Арум» указан в данной накладной в качестве плательщика (счет № 191 от 06.11.2007г.). В судебное заседание ООО «Арум» предоставил другие товарные документы на поставку донорской крови и ее компонентов, в которых он указан только в качестве плательщика. В качестве грузоотправителя и поставщика указаны станции переливания крови, грузополучателя – лечебно-профилактические учреждения.
Заявитель возражая, сослался также на отсутствие нормативной базы для получения лицензии на право осуществления деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов.
Заявленный довод подтвердил письмом от 10.08.2007г. № 1008/1, с которым ООО «Арум» обратился в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Управление здравоохранения по Тульской области с просьбой о даче разъяснений по набору, составу, размерам площадей; необходимых материальных и трудовых ресурсах и обязательных требований, предъявляемых к ним для осуществления деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов, а также перечень документов, прилагаемый к заявлению соискателя лицензии на осуществление вышеназванной деятельности. Данное письмо было оставлено без ответа.
Для анализа данного довода в судебное заседание 12.12.2007г. был приглашен и заслушан в качестве специалиста начальник отдела госконтроля и надзора лицензирования Управления здравоохранения по Тульской области Мамчев Г.Г. (аудиодиск опроса приложен к протоколу судебного заседания 12.12.2007г.), который пояснил следующее.
Ранее транспортировка донорской крови и ее компонентов входило в единый цикл, который осуществляли станции переливания крови при заготовке, переработке, хранении и обеспечении безопасности донорской крови. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007г. № 323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2007г. № 9613) в действии с 01.07.2007г., изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» транспортировка крови и ее компонентов выделена отдельной работой (услугой). Отдельного документа, регламентирующего только порядок осуществления транспортировки крови и ее компонентов, а также отражающего требования, предъявляемые к помещениям, оборудованию, медицинской технике и специалистам, необходимым для выполнения данной работы, нет, в связи с чем, необходимо обращаться к общим документам, регулирующим деятельность в сфере заготовки, переработки, хранении и обеспечении безопасности донорской крови. Так документом, говорящем о транспортировке крови, является Инструкция по заготовке и консервированию донорской крови от 29.05.1995г., утвержденная Минздравом России (регистрация в Минюсте отсутствует), где в п. 8.6 указано, что выдача крови (ее компонентов) разрешается станциям и отделениям переливания крови только медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений. Транспортировка крови и ее компонентов допускается исключительно в термоизоляционных контейнерах с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Согласно п. 3.2 Приказа Минздрава СССР от 15.09.1987г. № 1035 «Об утверждении Инструкции по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения» (официально не был опубликован) выдача крови в лечебно - профилактические учреждения производится по предъявлении доверенности (разовой или постоянной) по ф. М-2а. В отношении требований к помещению, оборудованию для осуществления транспортировки донорской крови необходимо обращаться к санитарным правилам, предусмотренным для станций переливания крови.
На предложение суда - дать нормативное определения понятия «транспортировка донорской крови и ее компонентов», специалист ответил, что транспортировка донорской крови начинается от экспедиции станции переливания крови до экспедиции лечебно-профилактического учреждения. Требования к экспедиции указаны в Сан П и Н е для станций переливания крови.
Согласно п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям .
Таким образом, суд отмечает, что конкретных документов, устанавливающих требования к зданиям, помещениям, оборудованию и медицинской технике, а также специалистам, необходимым для осуществления деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется Положение о лицензировании медицинской деятельности, кроме станций переливания крови, заявитель не назвал и не предоставил.
Суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о привлечении ООО «Арум» к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, транспортировка донорской крови и ее компонентов включена в перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении медицинской деятельности. ООО «Арум» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности , однако в перечне разрешенных ему видов медицинской деятельности (приложение к лицензии) отсутствует указание на вид деятельности – транспортировка донорской крови и ее компонентов.
Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Суд считает, что в данном случае имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, т.к. ООО «Арум» имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности, однако в разрешенных видах деятельности транспортировка донорской крови и ее компонентов отсутствует.
Суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о привлечении ООО «Арум» к административной ответственности за осуществление деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих об осуществлении ООО «Арум» деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов.
Заключение государственных контрактов с ГУ «Главный клинический госпиталь МВД РФ» № 67/т 07 от 12.03.2007г. на поставку медицинского оборудования, расходного медицинского имущества и/или лекарственных средств и компонентов крови, ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр Росздрава» № 64 от 03.04.2007г. на закупку компонентов и препаратов крови, ФГУ «Институт хирургии им. А.В.Вишневского Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» № АД/05-029 от 07.05.2007г. на поставку компонентов донорской крови само по себе не может свидетельствовать об осуществлении предприятием транспортировки донорской крови.
Товарная накладная № 31 от 07.09.2007г. на поставку эритроцитной массы, предоставленная заявителем в качестве обоснования заявленного требования, не может быть принята судом в качестве доказательства осуществления ООО «Арум» лицензируемой деятельности по транспортировки донорской крови и ее компонентов, т.к. в ней Тульский межрегиональный банк компонентов и препаратов крови ООО «Арум» указан в качестве грузополучателя и плательщика . В качестве грузоотправителя и поставщика указана ОГУЗ «Железногорская станция переливания крови».
В постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении отсутствует указание на место и время совершения административного правонарушения, что не соответствует ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ и не позволяет определить срок давности для привлечения к административной ответственности. Проверка прокуратурой Зареченского района г. Тулы была проведена на основании письма Прокуратуры Тульской области от 02.10.2007г. № ВПС-93 для проверки информации, поступившей из прокуратуры г. Москвы письмом от 19.09.2007г. № 7/32-8-9-07, по факту осуществления ООО «Арум» незаконной деятельности по транспортировке донорской крови и ее компонентов. Дату проведения проверки предприятия прокуратурой Зареченского района г. Тулы также установить не представилось возможным, т.к. заявитель указать дату не смог, соответствующие документы не представил.
Кроме того, суд отмечает, что письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.08.2007г. № 03И-621/07 «О лицензировании медицинской деятельности по транспортировке крови и ее компонентов» отмечено, что предоставление лицензии на осуществление медицинской деятельности на работу (услугу) – транспортировка крови и ее компонентов возможно только государственным и муниципальным организациям здравоохранения. При таких обстоятельствах, ООО «Арум» вообще не может осуществлять деятельность по транспортировке донорской крови и ее компонентов, согласно п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, и факт отсутствия или наличия у него лицензии не имеет значения.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора Зареченского района г. Тулы о привлечении ООО «Арум» к административной ответственности по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 14.1, 29.9, 29.10, 30.1. 30.3, 30.5 КоАП РФ, ст.ст. 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования прокурора Зареченского района г. Тулы о привлечении к административной ответственности ООО «Арум» по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е. В.