300041, Россия, <...>
тел./факс <***>;
e-mail: a68.info@arbitr.ru;
http://www.tula.arbitr.ru
г. Тула Дело № А68-9284/2021
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2021 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Андреевой Е.В.при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих М. В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Чертановского ОСП ГУФССП России по г. Москве к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения от 06.04.2021 об отказе в проведении регистрации права собственности на имущество должника ФИО1, а именно: 146 земельных участков, расположенных по адресу: Тульская область, Дубенский район по постановлению от 03.03.2021; обязав провести государственную регистрацию права собственности и наложить запрет на регистрационные действия в отношении имущества должника на основании решения от 07.07.2015 по делу № 2-597/2015 и постановления от 03.03.2021,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2021, диплом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 ОСП ГУФССП России по г. Москве (далее – ОСП, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Росреестр, ответчик) о признании незаконным решения от 06.04.2021 об отказе проведения государственной регистрации права собственности на имущество должника ФИО1 (далее – должник), а именно: 146 земельных участков, расположенных по адресу: Тульская область, Дубенский район по постановлению от 03.03.2021; обязав провести государственную регистрацию права собственности и наложить запрет на регистрационные действия в отношении имущества должника на основании решения от 07.07.2015 по делу № 2-597/2015 и постановления от 03.03.2021.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Спор рассмотрен в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие заявителя.
Суд установил, что на исполнении в Чертановском ОСП ГУФФСП России по г. Москва находится сводное исполнительное производство от 31.03.2017 № 56038/17/77024-СД в отношении должника ФИО1, в состав которого входят 158 исполнительных производств о взыскании задолженности в общем размере 69 131 227 руб. 96 коп. В ходе совершения исполнительских действий судебным приставом – исполнителем было установлено, что в соответствии с договорами купли – продажи от 07.07.2014, заключенными между ФИО1 (покупатель) и ООО «Солнечный берег» (продавец), должник приобрел 146 земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 07.07.2015 по делу № 2-597/2015 исковые требования ФИО1 к ООО «Солнечный берег» о регистрации перехода права собственности от ООО Инвестиционная компания «Солнечный берег» к ФИО1 на указанные земельные участки удовлетворены. Суд обязал произвести государственную регистрацию перехода права собственности от ООО Инвестиционная компания «Солнечный берег» к ФИО1 на земельные участки. Чертановским ОСП ГУФФСП России по г. Москва вынесено постановление от 03.03.2021 о проведение государственной регистрации права собственности на имущество должника и наложении запрета на регистрационные действия в отношении имущества, которое было направлено для исполнения в Управление Росреестра по Тульской области.
Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области от 06.04.2021 № 02-07-04672СК заявителю отказано в регистрации перехода права собственности на земельные участки со ссылкой на нарушения ч. 4 ст. 66 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: не представлены два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, а так же ОСП был разъяснен порядок проведения государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, способы подачи документов для осуществления государственной регистрации прав, установленные ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, так как постановление от 03.03.2021 поступило в Управление в порядке, установленным ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Не согласившись с письмом и расценив его в качестве отказа в совершении действий, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя ответчика, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ и п.6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации, Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Пунктом 4 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.
На основании ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ст. 14 Закона № 218-ФЗ.
В силу п.2,5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации также являются вступившие в законную силу судебные акты, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из п. 7 ст. 15 Закона № 218 следует, что при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 66 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы (ч. 4 ст. 66 Закона № 128-ФЗ).
При этом в силу ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 , наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 - ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).
Как следует из материалов дела, заявитель не представил установленные документы: два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество. На основании ч. 7 с.15 Закона о регистрации, представленное решение Одоевского районного суда от 07.06.2015 не является правоустанавливающим документом, а является основанием для регистрации перехода права собственности.
Довод заявителя о том, что ответчиком не была возвращена государственная пошлина за государственную регистрацию отклоняется судом, в связи со следующим.
Статьей 17 Закона № 218-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Письмом ФССП России от 30.10.2015 № 00012/15/85488-СВ «О порядке оплаты государственной пошлины при регистрации права собственности должника» госпошлина может быть оплачена самим правообладателем или судебным приставом-исполнителем за счет средств федерального бюджета, средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением лицам, понесшим указанные расходы.
Таким образом, оплата государственной пошлины при проведении государственной регистрации права собственности должника в порядке ст. 66 Закона не может быть произведена напрямую в Росреестр взыскателем или иными лицами, участвующими в исполнительном производстве.
В данном случае оплата государственной пошлины может быть произведена за счет средств взыскателя в следующем порядке.
Судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю разъяснение его права оплаты расходов по совершению исполнительных действий, к которым в силу ст. 116 Закона №229-ФЗ относится госпошлина на проведение принудительной регистрации права собственности должника на объекты недвижимого имущества и в связи с недостаточностью иного имущества, предлагает оплатить расходы на проведение государственной регистрации права собственности должника в установленном порядке с целью последующего обращения на него взыскания, указывая реквизиты для перечисления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, в котором на исполнении находится исполнительное производство, и предлагает взыскателю уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении.
При получении согласия взыскателя авансировать указанные расходы и перечислении им денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов судебный пристав-исполнитель в установленном порядке производит оплату госпошлины и направляет в Росреестр необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности должника на объекты недвижимого имущества.
Возмещение расходов по совершению исполнительных действий, понесенных взыскателем, производится в установленном Законом № 229-ФЗ порядке.
Судом установлено, что из приложенного к обращению документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, получателем денежных средств является УФК по г. Москве (управление Росреестра по г. Москва), в связи с чем в оспариваемом письме ответчик дал разъяснения заявителю о возможности обращения с данным вопросом в Управление Росреестра по г. Москва.
Кроме того, между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии заключено Соглашении о взаимодействии от 10.07.2015 № 0007/20/25.
Пунктами 4.1, 4.3.1 Соглашения установлено, что судебный пристав-исполнитель обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении.
В случае направления почтовым отправлением заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным п.2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратил силу с 01.01.2017, аналогичная норма - ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Суд установил, что заявителю ответчик неоднократно разъяснял порядок обращения за проведением государственной регистрации. В установленном порядке (соответствующие документы, госпошлина) судебный пристав-исполнитель Чертановского ОСП в Управление Росреестра по Тульской области не обращался, иного в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд расценивает данное письмо в качестве разъяснения заявителю порядка подачи документов в органы госрегистрации, а не отказ в проведении государственной регистрации перехода права собственности.
Представителем ответчика в материалы дела представлены выписки из ЕГРН на спорные земельные участки от 07.10.2021г., согласно которых постановлением Даниловского ОСП от 16.11.2020г. наложен запрет на совершение действий по регистрации в отношении спорного имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Чертановского ОСП ГУФССП России по г. Москве отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Е.В.Андреева