ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-928/07 от 04.06.2007 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула

4 июня 2007 г. Дело А68-928/07-53/15

Резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2007г.

Решение в полном объеме изготовлено 7 июня 2007г.

Арбитражный суд Тульской области

в составе судьи Андреевой Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Эко-Сервис» к Администрации

г. Тулы о признании недействительным постановления от 24.11.2006г. № 3013

3-и лица - Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Тулы; МУП «Центр градостроительства и землеустройства», ООО «Тулапассажиртранс», ООО «Пик»

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, директор, ФИО2, по доверенности;

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности;

от Комитета – ФИО4, по доверенности;

от ООО «Пик» – ФИО5, по доверенности;

МУП «Центр Г и З»- не явился, извещен;

Архитектура - не явился, организация ликвидирована (свидетельство 71 № 001645246 от 03.05.2007г.);

Тулапассажиртранс- ФИО6, по доверенности

установил:

Постановлением Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. № 172 «О предоставлении ООО «Эко-Сервис» в аренду земельных участков, расположенных на пл. Московского вокзала в Привокзальном районе г. Тулы, для временного размещения круглосуточных автопарковок» ООО «Эко-Сервис» были предоставлены земельные участки (код 22817, площадью 503 кв.м.; код 22818, площадью 900 кв.м.; код 22832 площадью 2383 кв.м.), расположенные на пл. Московского вокзала г. Тулы в аренду на пять лет для временного размещения некапитальных объектов: круглосуточной автопарковки без права их государственной регистрации в качестве объекта недвижимости, в связи с чем 20.04.2006г. были заключены договора аренды земельных участков № 06В1095 и № 06В1106 с Комитетом по управлению имуществом г. Тулы.

Постановлением Главы администрации г. Тулы от 24.11.2006г. № 3013 на основании служебной записки комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы было признано утратившим силу постановление Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. № 172 «О предоставлении ООО «Эко-Сервис» в аренду земельных участков, расположенных на пл. Московского вокзала в Привокзальном районе г. Тулы, для временного размещения круглосуточных автопарковок».

Считая, что принятое постановление не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности ООО «Эко-Сервис» обратился в Арбитражный суд с требованием о признании недействительным постановления Главы администрации г. Тулы от 24.11.2006г. № 3013 по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзывах.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что требование ООО «Эко-Сервис» подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Статьей 11 Устава МО город Тула к компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления города отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 14 п.20, ст. 15 п.15 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В части 4 ст. 21 Устава МО город Тула указано, что порядок и условия распоряжения объектами муниципальной собственности устанавливает Тульская городская Дума, а распоряжение ими (в рамках установленного порядка и условий) осуществляет администрация города.

Статьей 22 ч.1 Устава МО город Тула предусмотрено, что в муниципальной собственности города состоят находящиеся в пределах территории города земельные участки. По ч. 3 данной статьи органы и должностные лица местного самоуправления в пределах своих полномочий могут предоставлять в бессрочное и временное пользование, сдавать в аренду, отчуждать в собственность и производить изъятие земельных участков и природных объектов в соответствии с действующим земельным законодательством.

Статья 79-1 ч.5 Устава МО город Тула, ст. 43 ч.6 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ предусматривает, что Глава администрации города в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города.

Таким образом, постановление Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. № 172 принято уполномоченным органом.

Согласно ст. 198 ч.1 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ст. 200 ч.4 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 ч.2 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 48 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Принимая решение по вопросам местного значения, административный орган в постановлении обосновывает свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов, в связи с чем, суд считает, что принятие решения об отмене ранее изданного муниципального правового акта должно быть аргументировано.

В качестве единственного основания для признания утратившим силу постановления Главы администрации города Тулы от 28.02.2006г. № 172 «О предоставлении ООО «Эко-Сервис» в аренду земельных участков, расположенных на пл. Московского вокзала в Привокзальном районе г. Тулы для временного размещения круглосуточных автопарковок» указана служебная записка комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы. В постановлении не указан ни номер, ни дата данного документа, что затрудняло бы процесс ее идентификации, однако ни представитель администрации г. Тулы, ни представитель комитета имущественных и земельных отношений не представил данный документ, т.к. у данных органов он отсутствует и не указан в числе исходящей и входящей корреспонденции.

Таким образом, установить что было указано в служебной записке в качестве основания для отмены ранее принятого постановления на данный момент не представляется возможным.

Требования ст. 34 ч.1 ЗК РФ обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В целях реализации постановления Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. №172 ООО «Эко-Сервис» в установленный срок надлежало выполнить межевание земельных участков и осуществить постановку их на кадастровый учет; заключить с Комитетом по управлению имуществом г. Тулы договора аренды земельных участков; обеспечить разработку проектной документации на объекты и согласовать ее с соответствующими государственными органами; получить в Главархитектуре администрации г. Тулы разрешения на временное размещение объектов в течение шести месяцев с момента заключения договоров аренды земельных участков (по п. 4 постановления).

Заявителем требования постановления были выполнены, о чем свидетельствуют следующие документы: землеустроительные дела инв. № МУПД – 3573 и 3574, эскизный проект благоустройства и размещения круглосуточных автопарковок на площади Московского вокзала в Привокзальном районе г. Тулы, кадастровый план земельных участков. Договора аренды земельных участков заключены 20.04.2006г., представлены для регистрации 08.08.2006г. и прошли государственную регистрацию 08.09.2006г.

В соответствии с п.3.4 договора аренды договор считается заключенным и вступает в силу со дня его государственной регистрации, т. е. разрешение на размещение объекта ООО «Эко-Сервис» должен был получить до 08.03.2007г.

Ссылки представителя администрации на нарушения ООО «Эко-Сервис» требований законодательства, изложенные в дополнении к отзыву от 04.06.2007г., являются несостоятельными, т.к. не подтверждены соответствующими документами ввиду их отсутствия.

На основании изложенного, суд считает, что у Главы Администрации г. Тулы отсутствовали законные основания для принятия постановления от 24.11.2006г. № 3013 «Опризнании утратившим силу постановления Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. № 172», которое соответствовало требованиям ст. 7, 19 Устава МО Алексинский район, ст. 30-32 ЗК РФ.

Руководствуясь ст. 170-176, 197-201АПК РФ арбитражный суд

решил:

Требование ООО «Эко-Сервис» удовлетворить.

Признать недействительным постановление Главы администрации г. Тула от 24.11.2006г. № 3013 «О признании утратившим силу постановления Главы администрации г. Тулы от 28.02.2006г. № 172», как несоответствующее ст. 30-32, 34 Земельного Кодекса РФ, ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Взыскать с Администрации г. Тулы в пользу ООО «Эко-Сервис» уплаченную госпошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Андреева Е.В.