ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-9295/14 от 09.02.2015 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.

тел./факс (4872) 250-800;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                          Дело № А68-9295/2014

Резолютивная часть решения объявлена «09» февраля 2015г.

Полный текст решения изготовлен «16» февраля 2015г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Косоуховой С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Родионовой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова (ОГРН 1037100331652, ИНН 7104042311)

к административной комиссии муниципального образования город Тула по Привокзальному району

об отмене постановления от 02.04.2014 № 1298,

при участии в заседании:

от заявителя: Максимова П.В.,представителя по доверенности,

от заинтересованного лица: Бурмистрова О.Н., представителя по доверенности.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова (далее – НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) об отмене постановления административной комиссии муниципального образования город Тула по Привокзальному району от 02.04.2014 № 1298.

Рассмотрев материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

28.02.2014г. сотрудниками отдела контроля в сфере благоустройства управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы выявлен факт нарушения учреждением п. 8.2.24, 8.2.25, 8.2.32 решения Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула» (далее – Правила благоустройства), установлено отсутствие информационного щита строительного объекта и сплошного ограждения строительной площадки НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова.

По результатам проверки был составлен акт от 28.02.2014г.

03.03.2014 года заместителем начальника управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы в отношении НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова составлен протокол об административном правонарушении № 164, в котором зафиксирован факт совершенного обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (далее - Закон об административных правонарушениях в Тульской области).

Протокол об административном правонарушении от 03.03.2014 № 164 и другие материалы административного дела в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) переданы по подведомственности в административную комиссию муниципального образования город Тула по Привокзальному району.

02.04.2014 года административная комиссия муниципального образования город Тула по Привокзальному району г. Тула вынесла постановление № 1298 о привлечении НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.11 Закона об административных правонарушениях в Тульской области и назначении наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Представитель административного органа просил в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.

Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат отклонению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статей 207-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо, осуществляющее предпринимательскую и иную экономическую деятельность, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

Согласно с части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 4.1 Закона Тульской области от 09.06.2003г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.5-8.6-1, 8.8-8.11 настоящего Закона, имеют право составлять руководитель отраслевого функционального органа местной администрации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и его заместители.

Статьей 2 Закона Тульской области от 07.12.2005г. № 655-ЗТО «Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий» установлено, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Тульской области. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений о назначении административного наказания осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, дело об административном правонарушении в отношении заявителя возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 8.11 Закона об административных правонарушениях в Тульской области  предусмотрена ответственность за совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территории, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Объективной стороной – совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий.

Согласно п. 8.2.24. Правил благоустройства до начала строительных, ремонтных и иных видов работ, в частности, необходимо:

- установить по всему периметру территории строительной площадки сплошное ограждение;

- обеспечить общую устойчивость, прочность, надежность, эксплуатационную безопасность ограждения строительной площадки;

- следить за надлежащим техническим состоянием ограждения строительной площадки, его чистотой, своевременной очисткой от грязи, снега, наледи, информационно-печатной продукции;

- разместить при въезде на территорию строительной площадки информационный щит строительного объекта и содержать его в надлежащем состоянии (информационный щит должен иметь информацию о наименовании организации Заказчика, генподрядчика, фамилии лица, ответственного за производство строительных работ, номерах телефонов, схеме въезда и выезда автотранспорта со строительной площадки в соответствии со строительным генпланом, строительными нормами и правилами).

В соответствии с п. 8.2.25. Правил благоустройстватерритория стройплощадки должна быть огорожена сплошным ограждением по ее границам, указанным в строительном генеральном плане. В соответствии с этим планом должны быть установлены указывающие, предупреждающие и запрещающие знаки, ограждены и отмечены опасные зоны и маршруты, отведены и обозначены зоны выполнения работ повышенной опасности.

Ограждения должны быть изготовлены из железобетонных заборных плит, оцинкованного профнастила либо деревянного настила из обрезной доски, содержаться в чистоте и исправном состоянии и не иметь дефектов, сказывающихся на их эстетическом виде или прочности.

При монтаже ограждения стройплощадки должны быть выдержаны вертикальность и устойчивость к внешним воздействиям. Конструкция ограждения строительной площадки должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23407-78. Высота ограждения территории строительных площадок должна быть - 2,0 м. На элементах и деталях ограждений не допускается наличие острых кромок, заусенцев и неровностей, которые могут стать причиной травматизма.

Запрещается наличие в ограждениях проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Согласно п. 8.2.32. Правил благоустройства, в частности, запрещается:

- нарушение всеми физическими и юридическими лицами требований в порядке, предусмотренном пунктами 8.2.23 - 8.2.35 настоящих Правил;

- установка ограждений строительных площадок с занятием под эти цели тротуаров, газонов, дорог без соответствующего согласования.

Как следует из материалов дела, 28.02.2014г. сотрудниками отдела контроля в сфере благоустройства управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы выявлен факт нарушения учреждением п. 8.2.24, 8.2.25, 8.2.32 решения Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула» (далее – Правила благоустройства), установлено отсутствие информационного щита строительного объекта и сплошного ограждения строительной площадки НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова.

Актом проверки от 28.02.2014г. и протоколом об административном правонарушении  от 03.03.2014 № 164 установлено, что НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова нарушеныпункты 8.2.24, 8.2.25, 8.2.32 Правил благоустройства.

Процессуальных нарушений при производстве по данному делу административным органом допущено не было.

Протокол об административном правонарушении от 03.03.2014 № 164 составлен в присутствии ректора учреждения Волковой Я.Ю. и представителя по доверенности Кутиян И.Н.

Постановление № 1298 от 02.04.2014г. о привлечении учреждения к административной ответственности по ч.1 ст. 8.11 Закона об административных правонарушениях в Тульской области вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова.

08.04.2014г. данное постановление было направлено административным органом по почте и получено НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова 16.04.2014г., о чем свидетельствует распечатка с официального сайта «Почта России».

С заявлением в арбитражный суд об отмене постановления административной комиссии муниципального образования город Тула по Привокзальному району от 02.04.2014 № 1298 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.11 Закона об административных правонарушениях в Тульской области НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова обратилось 12.09.2014г. (по истечении почти 5 месяцев).

Согласно ч.2 ст.208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления № 1298 по делу об административном правонарушении от 02.04.2014г. со ссылкой на отсутствие в штате юриста и невозможность квалифицированно и своевременно определить законность и обоснованность вынесенного постановления. Учреждению потребовалось время для юридического анализа постановления.

Кроме того, заявитель указал, что о получении оспариваемого постановления руководство института не было своевременно поставлено в известность проректором по капитальному строительству Вольхиным С.Н., уполномоченным представлять застройщика по объекту «Офисно-учебное здание для НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова». По результатам служебной проверки Вольхину С.Н. за халатное отношение к документам, за недоведение информации о постановлении до ректора института объявлен выговор.

Суд считает неуважительными причины пропуска процессуального срока НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова, поскольку в постановлении от 02.04.2014 № 1298 разъяснен порядок и срок его обжалования. Отсутствие в штате юриста не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока.

Кроме того, в силу общих правил юридическое лицо отвечает и несет негативные последствия за действия (бездействие) своих работников (статьи 182 - 184 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления от 02.04.2014 № 1298.

Согласно статье 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о законности постановления административной комиссии муниципального образования город Тула по Привокзальному району от 02.04.2014 № 1298 о привлечении НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.11Закон об административных правонарушениях в Тульской области.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова о признании незаконным постановления административной комиссии МО г. Тула по Привокзальному району от 02.04.2014 № 1298 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок после его принятия.

Судья                                                                                                                      С.В. Косоухова