ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-933/15 от 16.11.2015 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, <...>

Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: a68.info@arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Тула                                                                                                    Дело № А68-933/2015

Дата объявления резолютивной части решения: 16 ноября 2015 года

Дата изготовления решения в полном объеме:    23 ноября 2015 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи С.В. Косоуховой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Огородниковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Туланефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (ОГРН <***>, ИНН <***>)

3-и лица: администрация города Тулы (ОГРН <***>, ИНН <***>),  правительство Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 15.08.2014 № 1523,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности,

от заинтересованного лица - представитель ФИО2 по доверенности, представитель ФИО3 по доверенности,

от администрации города Тулы – представитель ФИО4 по доверенности,

от правительства Тульской области – представитель ФИО5, по доверенности.

Открытое акционерное общество «Туланефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (далее – ИФНС России по Центральному району г. Тулы, инспекция) от 15.08.2014 № 1523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно выписке из единого реестра юридических лиц заявитель - открытое акционерное общество «Туланефтепродукт» сменило организационно-правовую форму, в связи с чем суд считает необходимым произвести замену наименования заявителя с открытого акционерного общества «Туланефтепродукт» на публичное акционерное общество «Туланефтепродукт» (далее – ПАО «Туланефтепродукт», общество).

Определением Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Тулы, правительство Тульской области.

ИФНС России по Центральному району г. Тулы заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Правительство Тульской области представило отзыв, в котором просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что ИФНС России по Центральному району г. Тулы проведена камеральная налоговая проверка ОАО «Туланефтепродукт» на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной заявителем в инспекцию 27.01.2014г.

Согласно указанной декларации ОАО «Туланефтепродукт» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:050411:8, 71:30:050215:5, 71:30:050205:25,  71:30:050202:5 и 71:30:050416:21 исчислило земельный налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы» (далее - Постановление № 715), которая установлена в общей сумме 50 938 360 руб. Сумма налога за 2013 год по данным заявителя составила 764 076 руб.

По результатам проверки декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.05.2014 № 1409 (далее - акт от 07.05.2014 № 1409), в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2013 год в размере 48 226 руб., для расчета налога применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 № 1007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области» (далее - Постановление № 1007), за участки с указанными выше кадастровыми номерами в общей сумме 54 153 438 руб.

По результатам рассмотренияакта от 07.05.2014 № 1409, материалов налоговой проверки заместителем начальника инспекции принято решение от 15.08.2014 № 1523 (далее - решение от 15.08.2014 № 1523) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 15.08.2014 № 1523 ОАО «Туланефтепродукт» доначислен земельный налог за 2013 год в размере 48 226 руб., начислены пени в размере 912, 79 руб.,                          ОАО «Туланефтепродукт» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 825, 72 руб. с учетом смягчающих обстоятельств.

Не согласившись с решением от 15.08.2014 № 1523, заявитель в порядке, установленном главой 19 НК РФ, направил в Управление ФНС по Тульской области апелляционную жалобу, в которой просил отменить указанное решение.

Решением Управления ФНС по Тульской области от 20.11.2014 № 07-15/16464 решение инспекции от 15.08.2014 № 1523 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.

Оспаривая решение от 15.08.2014 № 1523, заявитель считает, что обществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:050411:8, 71:30:050215:5, 71:30:050205:25,  71:30:050202:5 и 71:30:050416:21 правомерно исчислен и уплачен земельный налог исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 №715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы». Указанную в Постановлении № 715 кадастровую стоимость ОАО «Туланефтепродукт» считает подлежащей применению с 01.01.2013 в силу следующего.

Налоговая база по земельному налогу в силу статьи 390 Кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка     определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).

Общество указывает в жалобе, что на основании пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного правления. В связи с тем, что пункт 5 Постановления № 715 предусматривает его вступление в силу 01.01.2013, общество считает возможным применение кадастровой стоимости, установленной данным постановлением, с 01.01.2013.

При таких обстоятельствах заявитель просит требования удовлетворить.

ИФНС России по Центральному району г. Тулы считает требования заявителя необоснованными по следующим основаниям.

В ходе проведенной камеральной налоговой проверки установлено, что за                          ОАО «Туланефтепродукт» зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:050411:8, 71:30:050215:5, 71:30:050205:25,  71:30:050202:5 и 71:30:050416:21.

В налоговой декларации за 2013 год заявитель исчислил земельный налог за вышеуказанные земельные участки, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением № 715, в общей сумме 50 938 360 руб.

Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки доначислен земельный налог и применена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением № 1007, которая составляет 54 153 438  руб.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 №165-0-0 отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

Вместе с тем, для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Аналогичный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации и в Постановлении от 02.07.2013 №17-11 «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина».

Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее                  1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абз. 4 п. 1 и п. 4 ст. 5 Кодекса в редакции, действовавшей на 01.01.2013).

В силу пункта 5 статьи 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Постановление № 715 для целей налогообложения вступает в силу в порядке, определенном п. 1 ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В связи с тем, что Постановление № 715 было опубликовано 27.12.2012 в газете «Тульские известия», месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, следовательно, по общему правилу для целей налогообложения оно действует с 01.01.2014. Для иных же целей, не связанных с налогообложением. Постановление № 715 вступило в силу как это предусмотрено его пунктом 5 - с 01.01.2013.

Данный вывод подтверждается и отсутствием в Постановлении № 715 указания на то, что акт вступает в силу со дня его официального опубликования (абз. 4 пункта 1 статьи 5 Кодекса в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления № 715), что является еще одним доказательством нераспространения действия Постановления № 715 на 2013 год, т.е. на налоговый период, предшествующий вступлению акта в законную силу.

В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, т.е. дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (пункт 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256).

Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 20.05.2014 № 2868/14 по делу                  № А41-14050/2013.

Пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ определяет, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, инспекция считает, что кадастровая стоимость устанавливается не только для исчисления земельного налога, но и применяется (используется) в гражданских и иных правоотношениях.

В связи с тем, что в Постановлении № 715 отсутствует конкретное указание на то, что акт имеет обратную силу и что он распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013, налоговый орган делает вывод, что 01.01.2013 это дата вступления Постановления № 715 в силу для целей, не связанных с налогообложением.

Кроме того, в соответствии с Постановлением № 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.

Данное обстоятельство не позволяет вообще говорить о том, что Постановление №715 является нормативным правовым актом, улучшающим или же ухудшающим положение налогоплательщиков, в связи с чем, положения абзаца 4 пункта 1 и положения пункта 4 статьи 5 Кодекса не применимы при решении вопроса о моменте вступления в силу Постановления № 715. В данной ситуации подлежит применению только лишь общее правило вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренное абзацем 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса.

Таким образом, Постановление № 715 вступает в силу и применяется для целей налогообложения с 01.01.2014 в полном объеме.

При таких обстоятельствах ИФНС России по Центральному району г. Тулы просит в удовлетворении требований отказать.

Представители третьих лиц просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Проанализировав материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (без-действия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий  кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости  вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999                   № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Правительство Тульской области Постановлением от 18.12.2012 № 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям № № 1, 2, 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее Постановлением № 1007 от  28.12.2009.

В судебном заседании установлено, что за ОАО «Туланефтепродукт» зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:050411:8, 71:30:050215:5, 71:30:050205:25,  71:30:050202:5 и 71:30:050416:21.

В налоговой декларации за 2013 год общество исчислило земельный налог за вышеуказанные земельные участки исходя из кадастровой стоимости в общей сумме                        50 938 360 руб., утвержденной Постановлением № 715.

Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки доначислен земельный налог с учетом кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением № 1007, которая составляла 54 153 438 руб.

Отклоняя довод заявителя о применении Постановления № 715 к налоговым отношениям за 2013 год, суд исходит из следующего.

На основании пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции РФ).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010                        № 165-О-О отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

Вместе с тем, для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти,  направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков (к которым относится и Постановление № 715), являются комплексными нормативными правовыми актами, то есть регулирующими не только налоговые отношения, но и гражданские отношения (в частности отношения, связанные с арендой земельных участков, выкупом  земельных участков).

Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.07.2013 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина».

При этом, как следует из указанного постановления, такие нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по  правилам Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей могут вступать в силу в разное время, что и имело место с Постановлением № 715.

Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.

Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты  законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со  дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абз. 4 пункта 1 и  пункт 4 статьи 5 Кодекса в редакции, действовавшей на 01.01.2013).

В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Постановление № 715 вступает в силу в порядке, определенном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не ранее чем по истечении одного  месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В связи с тем, что Постановление № 715 было опубликовано 27.12.2012 в газете «Тульские известия», и месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, а налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, следовательно, по общему правилу для целей налогообложения оно действует с 01.01.2014.

Данный вывод подтверждается и отсутствием в Постановлении № 715 указания на то,  что акт вступает в силу со дня его официального опубликования (абз. 4 пункта 1 статьи 5 Кодекса в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления № 715), что  является еще одним доказательством нераспространения действия Постановления № 715 на  2013 год, т.е. на налоговый период, предшествующий вступлению акта в законную силу.

В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной  кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет  момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения  оценки, т.е. дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (пункт 8  Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от  20.07.2007 № 256).

Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.05.2014 № 2868/14 по делу             № А 41-14050/2013.

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость устанавливается не только для  правоотношениях, суд делает вывод, что для целей исчисления земельного налога постановление № 715 вступило в силу по правилам абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 01.01.2014, в то время как для иных целей, не связанных с налогообложением, постановление № 715 вступило в силу с 01.01.2013.

Невозможность применения в рассматриваемой ситуации положений абзаца 4 пункта 1  статьи 5 НК РФ объясняется следующим.

Правило, предусмотренное вышеуказанным абзацем, распространяется только на акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ.

По мнению общества, Постановление № 715 улучшает положение последнего в силу чего возможно применение абзаца 4 пункта 1 статьи 5 НК РФ.

Однако в соответствии с Постановлением Правительства Тульской области №715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.

Постановление № 715 всего лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, в связи с чем, предыдущие результаты, утвержденные постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 № 1007, теряют свою актуальность и не подлежат применению.

При этом утвержденная Постановлением № 715 кадастровая стоимость отличается (как  в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения) от кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением № 1007.

Пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Так, постановление № 715 вступает в силу полностью, иное в тексте постановления не указано. Поскольку постановление № 715 улучшает положение одних налогоплательщиков и ухудшает положение других, при этом акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации), постановление № 715 порождает юридически значимые последствия и подлежит применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога, начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

По общему правилу для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2014.

На основании изложенного, суд считает, что при исчислении земельного налога за 2013 год общество необоснованно применяло кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением № 715.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог за 2013 год в размере 48 226 руб. и начислены пени в размере 912 руб. 79 коп.

В силу ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Из содержания приведенной нормы права следует, что признаками налогового правонарушения являются: противоправность, виновность, наказуемость.

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Согласно п. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в бюджет при отсутствии признака виновности не влечет применения к налогоплательщику мер налоговой ответственности и не может рассматриваться как нарушение законодательства о налогах и сборах, в смысле и значении, установленном ст. 106 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 122 Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Как установлено в судебном заседании, обществом для целей исчисления земельного налога за 2013 применялась кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 715, тогда как следовало руководствоваться кадастровой стоимостью соответствующего земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от 28.12.2009 N 1007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области».

При этом суд учитывает, что заявитель применял кадастровую стоимость, установленную Постановлением N 715, ввиду наличия в нем указания на вступление в силу    1 января 2013 года, что указывает на отсутствие вины общества в совершении вменяемому ему правонарушения.

Данные обстоятельства указывают на существование в спорный период правовой неопределенности в вопросе о том, каким из названных нормативных правовых актов Правительства Тульской области надлежало руководствоваться налогоплательщику при исчислении земельного налога за рассматриваемый период.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Толкуя все сомнения в виновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности, в пользу последнего (п. 3 ст. 108 Кодекса) суд считает, что решение ИФНС России по Центральному району г. Тулы от 15 августа 2014 № 1523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения открытое акционерное общество «Туланефтепродукт» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату земельного налога, в виде штрафа в размере                                 825 руб. 72 коп. является недействительным.

Согласно статьям 101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы в пользу открытого акционерного общества «Туланефтепродукт».

Руководствуясь  ст. ст.  110, 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование публичного акционерного общества «Туланефтепродукт» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ИФНС России по Центральному району г.Тулы от 15.08.2014 № 1523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения открытого акционерного общества «Туланефтепродукт» к налоговой ответственности, предусмотренной  п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 825 руб. 72 коп., как не соответствующее требованиям п. 2 ст. 109 НК  РФ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ИФНС России по Центральному району г.Тулы в пользу публичного акционерного общества «Туланефтепродукт»  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                                С.В. Косоухова