ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-9515/17 от 01.02.2018 АС Тульской области

Арбитражный суд Тульской области

300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.

тел./факс (4872) 250-800; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-9515/2017

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2018 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Рыжиковой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Красильникова Максима Владимировича (ИНН 711400173781, ОГРНИП 304714930800075) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоГазИнвест-Тула» (ИНН 7107500552, ОГРН 1077154002111) о признании незаконным отказа от 04.07.2017 в выдаче технических условий для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии; обязании предоставить технические условия, третье лицо: ООО «Строй Союз», при участии в заседании: представителя заявителя – Козлова А. А. по доверенности от 05.12.2017, представителя ответчика – Бабкиной Е. А. по доверенности от 01.09.2016, от третьего лица – не явился, извещен,

установил:

индивидуальный предприниматель Красильников Максим Владимирович (далее также заявитель, предприниматель, ИП Красильников М. В.) обратился в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным отказа общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоГазИнвест-Тула» (далее также ответчик, общество, ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула») от 04.07.2017 в выдаче технических условий для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии; обязании предоставить технические условия.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица.

Из материалов дела суд установил, что ИП Красильников М. В. является собственником нежилого помещения, площадью 129,60 кв. м, расположенного по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2006 серии 71АВ № 158354.

12.06.2017 между ООО «Строй Союз» (подрядчик) и ИП Красильниковым М. В. (заказчик) заключен договор № 12/06/2017/1 ПРОЕКТ УУТЭ, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика проектные работы по установке узла учета тепловой энергии (далее УУТЭ) в здании, расположенном по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5, а заказчик обязался принять и оплатить эти работы (пункт 1.1).

Подрядчик обязался, в том числе, выполнить необходимые согласования с тепловой организацией; запросить технические условия на установку узла учета тепловой энергии (пункты 2.1.3, 2.1.4 договора).

В соответствии с условиями договора от 12.06.2017 № 12/06/2017/1 ПРОЕКТ УУТЭ, ООО «Строй Союз» обратилось в адрес ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» с заявлением от 21.06.2017 № 46 о выдаче технического условия на монтаж квартирного теплосчетчика отопления по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5.

Письмом № 594/07-2017 от 04.07.217 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» отказало ООО «Строй Союз» в выдаче технического условия на монтаж квартирного теплосчетчика в связи с тем, что по запрашиваемым адресам установлены и приняты в коммерческую эксплуатацию общедомовые узлы учета тепловой энергии, а также квартирные теплосчетчики не могут быть приняты в эксплуатацию, так как не соответствуют требованиям ПП РФ 1034 от 18.11.2013 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Не согласившись с отказом ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» о выдаче технического условия на монтаж квартирного теплосчетчика, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Частью 7 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергий при наличии технической возможности их установки.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Исходя из изложенного с 01.01.2012 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.

Из материалов дела следует, что ИП Красильников М. В. является собственником нежилого помещения, площадью 129,60 кв. м, расположенного по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2006 серии 71АВ № 158354.

12.06.2017 между ООО «Строй Союз» (подрядчик) и ИП Красильниковым М. В. (заказчик) заключен договор № 12/06/2017/1 ПРОЕКТ УУТЭ, в соответствии с которым подрядчик обязался, в том числе, выполнить необходимые согласования с тепловой организацией; запросить технические условия на установку узла учета тепловой энергии (пункты 2.1.3, 2.1.4 договора).

В соответствии с условиями договора от 12.06.2017 № 12/06/2017/1 ПРОЕКТ УУТЭ, ООО «Строй Союз» обратилось в адрес ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» с заявлением от 21.06.2017 № 46 о выдаче технического условия на монтаж квартирного теплосчетчика отопления по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5.

Письмом № 594/07-2017 от 04.07.217 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» отказало ООО «Строй Союз» в выдаче технического условия на монтаж квартирного теплосчетчика.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 81 Правил № 354).

ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула», возражая против заявленных требований, указало, в том числе, что при наличии в доме вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления не имеется технической возможности для установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии, на установке которого настаивает заявитель.

Как следует из материалов дела, в подтверждение своих доводов, 23.01.2018 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» обратилось в адрес ООО Управляющая компания «Управдом» с заявлением, в котором просило подтвердить факт наличия в многоквартирном доме по адресу: Тульская обл., г.Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5, вертикальной системы разводки отопления.

Письмом от 26.01.2018 № 130 ООО Управляющая компания «Управдом» подтвердила факт вертикальной системы разводки отопления в многоквартирном доме по адресу: Тульская обл., г. Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 5.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 индивидуальный прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом помещении в многоквартирном доме, распределитель - это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению.

Судом установлено, что в рассматриваемом споре, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 № АКПИ 13-540 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил № 354 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).

Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 названного документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3 Критериев).

Из материалов дела следует, что внутридомовые инженерные системы отопления дома, в котором расположено спорное нежилое помещение, имеют вертикальный характер разводки, в связи с чем техническая возможность для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» правомерно отказало в выдаче технического условия на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Принимая во внимание вышеизложенное, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований предпринимателя Красильникова Максима Владимировича отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Н. А. Рыжикова