АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041 Россия, <...>
Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru
город Тула Дело № А68-9585/2015
Дата объявления резолютивной части решения: 29 января 2016 года
Дата изготовления решения в полном объеме: 05 февраля 2016 года
Арбитражный суд в составе судьи Чубаровой Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Паршиковой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***>, ОГРН <***>
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области
о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2015г. № 69-Пр/15,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 - по доверенности от 29.09.2015,
от ответчика: ФИО3 - по доверенности от 18.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.09.2015 по делу № 69-Пр/15.
Из материалов дела следует, что Алексинской межрайонной прокуратурой 14.09.2015 проведена проверка в отношении ИП ФИО1, которая является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344 площадью 79 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, с. Бунырево, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок 04.10.2007 г. с ним сделана запись регистрации №71-71-02/027/2007-166.
По результатам камеральной обработки результатов, полученных в ходе проведенных ГЗНГиК Управления Росреестра по Тульской области контрольных геодезических измерений земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344 по границам имеющихся нежилых, некапитальных сооружений, расположенных на указанном земельном участке, Управлением Росреестра по Тульской области была подготовлена схема контрольных измерений от 07.09.2015, из которой следует, что на указанном земельном участке частично расположен продовольственный павильон «Столичный гриль», часть данного павильона площадью 6 кв. м расположена на другом земельном участке, граничащем с земельным участком с кадастровым номером 71:01:010402:344 с востока, другая часть продовольственного павильона расположена на земельном участке с кадастровым номером 71:01:010402:344.
Данный продовольственный павильон принадлежит ИП ФИО1, в котором осуществляется продажа продуктов питания.
Правоустанавливающих документов на используемый земельный участок площадью 6 кв. м у ФИО1 не имеется, в связи с чем прокуратура пришла к выводу о том, что земельный участок площадью 6 кв. используется индивидуальным предпринимателем ФИО1 без прав на указанный земельный участок.
Усматривая в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, Алексинская межрайонная прокуратура при участии ФИО1 вынесла 14.09.2015 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
28.09.2015 Главным государственным инспектором в Алексинском и Дубенском районах по использованию земель вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 69-Пр/15, в соответствии с которым ИП ФИО1 признана виновной в совершении М.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Из постановления следует, что земельный участок площадью 6 кв., граничащий с земельным участком с кадастровым номером 71:01:010402:344 с востока, расположенным по адресу Тульская область, Алексинский район, с. Бунырево,, не состоит на государственном кадастровом учете, какие-либо сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В государственном фонде данных,получаемых в результате проведения землеустройства, и в архиве межмуниципального отделапо г. Алексин, Дубенскому районуи р.п. Новогуровский отсутствуют как землеустроительные иземлеотводные документына земельный так и правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на данный земельный участок.
ИП ФИО1 обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - административный орган) от 28.09.2015г. № 69-Пр/15 по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, возражая против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 заявила ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения дела № А68-9585/2015, мотивируя его тем, что в качестве основания для отмены оспариваемого постановления ФИО1 указала на незаконность проведенной в отношении нее 03.09.2015 проверки органами прокуратуры земельного законодательства, а 14.12.2015 ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий помощника Алексинской межрайонной прокуратуры по проведению 03.09.2015 выездной проверки исполнения земельного законодательства. Определением Арбитражного суда Тульской области данное заявление принято к производству (дело № А68-9585/2015).
Арбитражный суд, рассмотрев данное ходатайство, не усматривает оснований, предусмотренных статьями 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считая, что рассмотрение настоящего дела № А68-2211/2015 возможно до рассмотрения дела № А68-9585/2015.
Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При квалификации административного правонарушения суд исходит из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлено, что самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Как установлено пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344.
В ходе проверки выявлено, что часть принадлежащего ей продовольственного павильона «Столичный гриль» площадью 6 кв. м расположена на другом земельном участке (граничащем с ее земельным участком), не который ФИО1 не имеет правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.
Суд не соглашается с доводом заявителя об отсутствии у прокуратуры оснований для проведения проверки ИП ФИО1 по данному основанию.
Основанием для проверки, как усматривается из представленных материалов, явилось письмо администрации муниципального образования город Алексин от 14.07.2015 № 4113, направленное в Алексинскую межрайонную прокуратуру (вх. № ВСО 365 от 27.07.2015). Из указанного письма следует, что при обращении граждан к главе администрации муниципального образования город Алексин на сходе с жителями с.Бунырево был поднят вопрос о законности размещения ИП ФИО1 шатровой конструкции, расположенной в <...>. Кроме того, поступали неоднократные телефонные обращения граждан по данному вопросу. Администрации муниципального образования город Алексин сообщает, что договор аренды на земельный участок, расположенный в <...> не заключался.
Как указывает заявитель, фактически земельный участок с кадастровым номером 71:01:010402:344 расположен по ул. Приокской в с. Бунырево, что усматривается из плана границ земельного участка, составленного кадастровым инженером ФИО4
В связи с указанными выше жалобами и обращением администрации муниципального образования город Алексин Алексинской межрайонной прокуратурой была назначена проверка, которая не могла быть проведена без изучения документов, позволяющих установить наличие или отсутствие у ИП ФИО1 земельных участков на каком-либо праве.
Согласно положениям абзаца 2 части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Поскольку обращение администрации МО г. Алексин от 14.07.2015 № 4113 содержало указание на лицо, в отношении которого необходимо провести проверку, а также учитывая, что в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФИО1 на праве собственности в с. Бунырево принадлежит единственный объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 71:01:010402:344, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира нежилое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тульская область, Алексинский район, МО Буныревское, с.Бунырево, то прокурор вправе проверку в отношении места расположения всех находящихся на земельном участке объектов. Иное ограничивало бы права и возможности прокурора по полному, всестороннему установлению обстоятельств, изложенных в жалобе.
Поскольку указанная шатровая конструкция (а также торговая палатка) являются единственными торговыми объектами ИП ФИО1 в с. Бунырево, то неверное указание местоположения проверяемого объекта в части указания улицы в обращении администрации МО г. Алексин не может рассматриваться как нарушение норм действующего законодательства, а также прав ИП ФИО1
Кроме того, суд учитывает тот факт, что адрес земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344 - Тульская область, Алексинский район, МО Буныревское, с.Бунырево. В адресе данного участка вообще не имеется указания на улицу, на которой он расположен.
В ходе проведения прокурорской проверки в отношении шатровой конструкции и рассмотрения материалов дела было установлено местоположение и кадастровый номер земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве собственности.
Правила организации и проведения проверок, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не распространяются на деятельность органов прокуратуры.
По общему правилу в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 этой статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Письмо администрации муниципального образования город Алексин от 14.07.2015 № 4113 (о наличии жалоб) поступило в Алексинскую межрайонную прокуратур 27.07.2015 (вх. № ВСО 365). 28.09.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 69-Пр/15 (27.09.09.2015 - выходной день).
Нарушений сроков привлечения к административной ответственности, установленных КоАП РФ, судом не установлено.
Вместе с тем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ. Суд учитывает следующее.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в ГКН изменены сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344 в связи с исправлением кадастровой ошибки, установленной при проведении кадастровых работ по межеванию соседнего земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:343.
Административный орган считает, что представленные заявителем межевой план от 23.11.2015, заключение кадастрового инженера ФИО4 о наличии кадастровой ошибки, внесение новых сведений в ГКН могут только свидетельствовать о принятии мер к устранению нарушения, допущенного ИП ФИО5, но не являться доказательством отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения. Указанные материалы не представлялись в органы прокуратуры или орган государственного земельного надзора в рамках производства по делу об административном правонарушении в виду того, что они были созданы позже.
При этом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области указывает, что фактически имела место не кадастровая ошибка, учитывая следующее.
Согласно данным ГКН и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) земельный участок с кадастровым № 71:01:010402:344 образован путем раздела земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:99 на два: № 71:01:010402:343 (принадлежит на праве собственности Алексинскому районному потребительскому обществу) и № 71:01:010402:344 (принадлежит на праве собственности ФИО1). При данном разделе образовалась граница, ставшая смежной для земельных участков с кадастровыми № 71:01:010402:343 и 71:01:010402:344, при этом внешние границы этих участков, т.е. исходные границы земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:99 остались неизменны.
В границах земельного участка № 71:01:010402:343 располагается нежилое здание (объект недвижимого имущества), занимающее почти полностью данный земельный участок. Частично расположенный в границах земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:344 (принадлежащий ФИО1) продовольственный павильон «Столичный гриль» является некапитальным объектом, часть которого площадью 6 кв.м., расположена на другом земельном участке, граничащем с земельным участком с кадастровым № 71:01:010402:344 с востока.
Согласно данным землеустроительного дела земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:99 указанный продовольственный павильон на момент формирования указанного землеустроительного дела не существовал, так как на карте (плане) земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:99 имеется нежилое строение рядом с магазином, но по конфигурации абсолютно не соответствует конфигурации продовольственного павильона «Столичный гриль» ИП ФИО1
По мнению, административного органа, данный факт подтверждает установку продовольственного павильона «Столичный гриль» позже (возможно после демонтажа расположенного там ранее нежилого строения), что свидетельствует об отсутствии принятия мер по привязке торгового павильона к границам земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:344. Поскольку нежилое здание, расположенное в границах земельного участка № 71:01:010402:343, является объектом недвижимого имущества, то границы данного земельного участка не могли измениться, так как его невозможно переместить без его ущерба в отличие от павильона, который не является объектом капитального строительства. Данный факт в совокупности с отсутствием ограждения земельного участка № 71:01:010402:344 подтверждает частичное расположение торгового павильона за пределами его границам.
Между тем, доводы административного органа о том, что, возможно, установка продовольственного павильона «Столичный гриль» была произведена позже - после демонтажа расположенного там ранее нежилого строения (что, по мнению органа, свидетельствует о непринятии мер по привязке торгового павильона к границам земельного участка с кадастровым № 71:01:010402:344), являются только предположениями.
Фактически, как следует из представленных впоследствии материалов в ГКН сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:344 изменены в связи с исправлением кадастровой ошибки (установленной при проведении кадастровых работ по межеванию соседнего земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:343).
Из части 1 статьи 1.5 Кодекса следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ИП ФИО1 в допущенной кадастровой ошибке, установленной при проведении кадастровых работ по межеванию соседнего земельного участка с кадастровым номером 71:01:010402:343, не доказана.
При изложенных обстоятельствах не имеется оснований для вменения в вину ИП ФИО1 правонарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка или в использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, если впоследствии такая кадастровая ошибка была устранена, площадь земельного участка не изменилась, и лицо стало являться правообладателем спорной части земельного участка.
Тот факт, что указанное обстоятельство (наличие кадастровой ошибки) выяснилось после проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, не дает оснований для вывода о виновности лица в совершении вменяемого ему в вину правонарушения.
На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности постановления о назначении административного наказания от 28.09.2015г. по делу № 69-Пр/15 и наличии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленное требование индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного государственного инспектора в Алексинском и Дубенском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о назначении административного наказания от 28.09.2015 по делу №69-Пр/15.
На решение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И. Чубарова