ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-964/19 от 30.04.2019 АС Тульской области

Арбитражный суд Тульской области

300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.

тел./факс (4872) 250-800; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                              Дело № А68-964/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2019 года

Арбитражный суд Тульской области  в составе судьи Рыжиковой Н. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой Г. Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чинара» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа от 19.12.2018 от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу:                  г. Тула, Центральный районо, площадь Хлебная, д. 8; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339, третье лицо: администрация города Тулы, при участии в заседании: представителя ответчика – ФИО1 по доверенности от 22.11.2018, представителя третьего лица – ФИО2 по доверенности от 24.12.2018, от заявителя – не явились, извещены,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чинара» (далее также заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием  о признании незаконным отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее также министерство, ответчик) от 19.12.2018 от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо поддержало доводы ответчика.

Заявитель в судебное заседание представителя не направил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заявителя.

Из материалов дела суд установил, что ООО «Чинара» является собственником нежилого здания (магазин), общей площадью 198,9 кв. м, расположенного по адресу:       г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 71-АВ № 030918 от 15.02.2008.

Постановлением администрации города Тулы от 29.08.2014 № 2650 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, категория земли: земли населенных пунктов, код @67681/17.06.2014, площадью 445 кв. м, с видом разрешенного использования – магазин.

Во исполнение постановления администрации города Тулы от 29.08.2014 № 2650 обществом проведены кадастровые работы и земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет; земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:050203:3339. 

06.11.2018 ООО «Чинара» обратилось в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:3339, по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, на котором расположен нежилое здание, принадлежащее обществу.

Письмом от 19.12.2018 № 29-01-17/19404 министерство отказало в предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок частично располагается за красной линией со стороны ул. Колетвинова более чем на 4м. Красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образованные) границы территории общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов. Таким образом, испрашиваемый земельный участок кадастровым номером 71:30:050203:3339 частично расположен на землях общего пользования муниципального образования город Тула. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

Не согласившись с отказом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Оценив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на вынесший решение орган. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса.

В силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаю федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки (территории) общего пользования предназначены для размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3). На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 3).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

По сведениям ИСОГД от 04.03.2019 № 3977-IV-2.03 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), зоне Н-13 (зона обеспечения безопасности полетов), в зоне с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со сведениями ИСОГД испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.

В силу части 1 статьи 56, частей 1, 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 Положения о порядке создания и ведения дополнительных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением администрации от 06.07.2011 № 1699, информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования город Тула.

Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности на территории города Тулы. Отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, уполномоченным осуществлять ведение Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, является управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (пункты 1.6, 1.9 Положения).

Постановлением администрации от 29.08.2013 № 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле, которое определяет порядок установления, изменения или отмены линий градостроительного регулирования, в том числе порядок разработки, согласования и утверждения проектов линий градостроительного регулирования, порядок формирования и актуализации сводного плана линий градостроительного регулирования, а также порядок предоставления информации по линиям градостроительного регулирования субъектам градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений (пункт 1.1).

Постановлением администрации от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (приложение в составе: проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Зареченский район); проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Привокзальный и Советский районы), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Пролетарский район), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Центральный район).

Таким образом, информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии с проектом линий градостроительного регулирования в городе Туле, утвержденным постановлением администрации от 13.10.2014 № 3204 и генеральным планом.

Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339 находится за красной линией. При этом не имеет правового значения, являются ли красные линии установленными, либо планируемыми.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд считает представленные в материалы дела доказательства достаточными и достоверными, свидетельствующими о расположения спорного участка в границах территории общего пользования, которая не может предоставляться в собственность гражданам и юридическим лицам.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.12.2016 № 305-КГ16-10498, от 13.06.2017 № 307-КГ16-18929, от 22.06.2017 № 308-КГ17-2697, от 03.10.2017 № 307-КГ17-5121, от 01.11.2018 № 307-КГ18-17224, а также в пунктах 18, 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 № 4 (2017).

Ссылка заявителя на то, что ООО «Чинара» - собственник нежилого здания (магазин), общей площадью 198,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, реализовало свое право на приватизацию земельного участка после утверждения постановлением администрации города Тулы от 29.08.2014 № 2650 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, не имеет правового значения для разрешения вопроса о законности оспариваемого по данному делу отказа министерства в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339.

При таких обстоятельствах суд считает отказ министерства в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.  

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей относятся на заявителя.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей, перечисленная платежным поручением № 161 от 18.09.2018, подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Чинара» из федерального бюджета с учетом положений статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Чинара» отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Чинара» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 рублей, перечисленную платежным поручением № 161 от 18.09.2018.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                        Н. А. Рыжикова