Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
Р Е Ш Е Н И Е
15 апреля 2008 года Дело № А68-9713/07-428/20
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Глазковой Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Энергия-1»
к Муниципальному образованию «Суворовский район», Финансовому управлению Муниципального образования «Суворовский район», Администрации Муниципального образования «Суворовский район»
о взыскании 4 296 720 руб.
при участии в заседании от истца: ФИО1 (дов. от 23.08.07)
от МО: ФИО2 (дов. от 11.02.08)
от Адм.МО: ФИО3 (дов. от 11.02.08)
от Фин.упр.: ФИО3 начальник, удост.
установил: ОАО «Энергия-1» обратилось с иском к Муниципальному образованию «Суворовский район», Финансовому управлению Муниципального образования «Суворовский район», Администрации Муниципального образования «Суворовский район» о взыскании убытков, составляющих межтарифную разницу, в сумме 4 296 720 руб. за период с июня по декабрь 2006 года.
После уточнения требований истец просил взыскать убытки от межтарифной разницы за период с июля по декабрь 2006 года в сумме 3 531 833 руб. 33 коп., возникшие от поставки 38 473,13 Гкал.
Ответчики с иском не согласны, свои возражения изложили в отзывах.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд установил, что в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 № 65 «О департаменте Тульской области по тарифам» Департаментом Тульской области по тарифам было принято постановление от 29.06.06 № 11/1 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую организациями Тульской области ОАО «Энергия-1», которым был утвержден тариф на тепловую энергию в сумме 790 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
Решением Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 21.06.06 № 9-73 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования Суворовский район» с 01.07.06 были установлены нормативы потребления и тариф. При этом указано, что плата рассчитана из средневзвешенной цены 823 руб. 88 коп. за 1 Гкал с учетом НДС, а норматив потребления теплоэнергии на отопление взят из расчета 0,03 Гкал на 1 кв.м. в месяц или 0,2 Гкал на 1 кв.м. в год за отопительный сезон.
Этим же постановлением Администрации муниципального образования Суворовский район было поручено определить порядок возмещения из бюджета муниципального образования Суворовский район межтарифной разницы за оказанные услуги по отоплению, не покрываемой платой населения.Предусмотреть средства на возмещение межтарифной разницы в бюджете муниципального образования Суворовский район 2007 года.
Данное постановление не обжаловано, незаконным в установленном порядке не признано.
Как было установлено в суде, порядок возмещения межтарифной разницы определен не был, в бюджет средства не закладывались и истцу не возмещались, что привело к тому, что последний обратился в суд с иском.
Заявленная сумма представляют собой разницу между тарифом на тепловую энергию, установленным ОАО «Энергия-1» постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 29.06.06 № 11/1 и тарифом для населения, установленным решением Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 21.06.06 № 9-73.
Ответчиками был представлен расчет разницы в тарифах, согласно которому эта разница составляет 3 350 971 руб. 38 коп.
При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии с п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 26.08.04 № 441 «О Федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» в целях обеспечения бездотационного режима финансирования жилищно-коммунального хозяйства, перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению установить федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
То есть граждане с 2005 года оплачивают 100% стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем, постановлением предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Иными словами орган местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должен был решить вопрос возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 (в редакции постановления от 23.05.06 № 306) «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» Государственному комитету РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу вменено в обязанность разработать и утвердить методические рекомендации по установлению тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, имея в виду необходимость обеспечения возмещения затрат на предоставление указанных услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. Также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные акты по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с настоящим Постановлением.
Муниципальное образование, в лице представительного органа, наделенное полномочиями по формированию тарифов на коммунальные услуги (в том числе и на отопление), приняв Решение от 21.06.06 № 9-73 , содержащее указание о возмещении межтарифной разницы за оказанные услуги по отоплению, не покрываемой платой населения, предусмотрев средства на возмещение межтарифной разницы в бюджете на 2007 год, приняло на себя это обязательство. Оно должно было предусмотреть в местном бюджете денежные средства, необходимые и достаточные для возмещения ОАО «Энергия-1» разницы между утвержденным тарифом для всех потребителей и тарифом, утвержденным для населения.
Согласно ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
То обстоятельство, что в план бюджета 2007 года не были включены компенсационные выплаты в виде межтарифной разницы, не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательства, поскольку глава 26 ГК РФ не предусматривает такого основания прекращения обязательства.
Из представленных истцом документов видно, что между ним и ООО «Информационно-расчетный центр Суворовского района» 22.06.06 заключен агентский договор, в соответствии с п. 1.1 которого Центр взял на себя обязательства по начислению, сбору и перечислению платежей за отопление и горячее водоснабжение от физических и юридических лиц. Начисления при отсутствии приборов учета производятся по утвержденным нормам расхода тепла из расчета на 1 человека (п. 2.1.2 договора).
В спорный период Центр занимался начислениями платежей населению и расчетами с истцом по мере поступления средств от населения, представляя последнему ежемесячно сальдовые ведомости, показывая в них начисления и оплату. Кроме этого, Центром представлялись сведения о потреблении льготниками оказанных ОАО «Энергия-1» услуг. Из ведомостей видно, в какой сумме населению начислена плата за отопление и горячее водоснабжение, следовательно, можно вывести, какое количество энергии было потреблено. Все сведения сведены истцом в таблицу реализации и расчете.
Тариф на тепловую энергию, утвержденный истцу Постановлением Департамента области по тарифам от 29.06.2006 № 11/1, составлял 790 руб. (без НДС ) - 932 руб. 20 коп. (с НДС). Тариф для населения с 01.07.2006 составлял 698 руб. 20 коп. (без НДС) - 823 руб. 88 коп. (с НДС), Межтарифная разница составляет 91 руб. 80 коп. (без НДС) - 108 руб. 32 коп. (с НДС).
Межтарифная разница по своей правовой природе является дотациями на покрытие разницы в тарифах.
В соответствии с п/п 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу Постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» в редакции, действовавшей в спорный период, тепловая энергия входила в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Бюджетные денежные средства, выделяемые на покрытие разницы в тарифах, имеют целевое назначение и, использованные по прямому назначению, не увеличивают финансовых результатов и не включаются в оборот, облагаемый НДС.
По смыслу п/п 2 п. 1 ст. 162 НК РФ обязанность общества включать эти суммы в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 № 11708/04).
С учетом вышеназванных правовых норм суд считает, что истец обоснованно уменьшил сумму по межтарифной разнице на величину НДС.
Поэтому суд согласен с истцом с тем, что при расчете убытков необходимо исходить из межтарифной разницы 91 руб. 80 коп. (без НДС).
Как видно из материалов дела, населением потреблено тепловой энергии в июле 2 294,2 Гкал, в августе – 1 908,56 Гкал, в сентябре – 679,32 Гкал, в октябре – 8 561,32 Гкал, в ноябре – 12 868,31 Гкал, в декабре – 12 161,42 Гкал, всего 38 473,13 Гкал. Следовательно, убытки в виде межтарифной разницы подлежащие взысканию в пользу истца составляют 3 531 833 руб. 33 коп. (38 473,13 * 91,80)
Своим расчетом ответчики фактически признали наличие межтарифной разницы в сумме 3 350 971 руб. 38 коп. Разногласия связаны с применением цифровых значений, а именно, ответчики произвели перерасчет норм потребления и платы, которые были установлены решением Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 21.06.06 № 9-73. В Решении цифры были округлены, сейчас ответчики пытаются пересмотреть уже утвержденные значения, что суд считает неправомерным.
Суд считает требование истца обоснованным, т.к. согласно п/п 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления.
На основании ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования .
Госпошлина распределена судом пропорционально удовлетворенным требованиям, с учетом уточнений истца.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
Взыскать с казны Муниципального образования Суворовский район в лице Финансового управления в пользу ОАО «Энергия-1» убытки в сумме 3 531 833 руб. 33 коп. и в возмещение расходов по уплате госпошлины 29 159 руб. 17 коп.
Возвратить ОАО «Энергия-1» из Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3 824 руб. 43 коп.
На решение в месячный срок со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.Н.Глазкова