Арбитражный суд Тульской области
300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-9765/2020
Резолютивная часть решения объявлена «09» июня 2021г.
Полный текст решения изготовлен «17» июня 2021г.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Заботновой О.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фукс Ойл» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным постановления от 29.09.2020г. №299/К-Х-ПН,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 11.01.2021,
от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 13.01.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Фукс Ойл» (далее – ООО «Фукс Ойл», Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - Приокское управление Ростехнадзора, Ответчик) от 29.09.2020г. №299/К-Х-ПН.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях на него.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд
установил:
В соответствии с распоряжением от 29.01.2020г. №ПР-231-67-0 Приокским управлением Ростехнадзора в период с 28.09.2020 по 29.09.2020 в отношении ООО «Фукс Ойл», на опасном производственном объекте – площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов (7) рег. №А09-41907-0001, расположенного по адресу: 248903, Калужская область, г.Калуга, с.Росва, территория индустриального парка Росва, проведен постоянный государственный надзор.
В ходе проведения постоянного государственного надзора ООО «Фукс Ойл» были выявлены следующие нарушения:
1. не обеспечены установленные меры безопасности, а именно: не проведено разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001, чем нарушены требования Федерального закона от 21.07.07г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.1 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013г. №96;
2. не обеспечены установленные меры безопасности, а именно: не проведена оценка энергетического уровня технологических блоков ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001 и не определена расчетом категория их взрывоопасности, чем нарушены требования Федерального закона от 21.07.07г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.2 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013г. №96.
Выявленные нарушения отражены в акте № А-07Х-288/К-ПН-2020 от 29.09.2020г.
29.09.2020г. должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора при участии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 299/К-Х-ПН, в котором зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
29.09.2020 года должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора вынесено постановление о назначении административного наказания № 025-ГН, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований указало, что:
- Обществом было получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», соответственно, блок ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001 спроектирована по всем нормам и правилам, действующим в РФ;
- нефтепродукты в условиях производства на заводе Общества не могут быть нагреты до температуры вспышки, следовательно, в условиях производства завода опасные вещества относятся к пожароопасным жидкостям, а не взрывоопасным, и по этой причине, расчеты на взрывоопасность не выполняются, что в частности, подтверждается письмом АО «Проектно-конструкторский институт «Парфюмерпроект»;
- нецелесообразность расчета энергетических потенциалов технологических блоков из-за равенства всех возможных составляющих энергий нулю подтверждает отсутствие необходимости разделения технологической схемы производства ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001 на отдельные технологические блоки;
Приокское управление Ростехнадзора возражало против удовлетворения заявленных требований, указало, что в соответствии с Общими правилами взрывобезопасности для каждого технологического объекта (блока) должна определяться категория взрывоопасности, приведенная масса, зоны по уровням опасности возможных разрушений и травмирования персонала.
Классификация технологических блоков по уровням взрывоопасности - это градация технологических блоков по значениям относительных энергетических потенциалов и приведенным массам горючей среды, которые могут выбрасываться в атмосферу при типичных авариях на технологических блоках в замкнутых объемах технологических систем и производственных помещениях.
Одним из основных методов снижения взрывоопасности установок является разделение всей технологической схемы установки на технологические блоки. Технологические параметры аппаратов одного блока различаются.
Разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее - Правила), с использованием методов анализа риска аварий на опасных производственных объектах, исходя из наименьших расчетных значений относительных энергетических потенциалов в технологических блоках, входящих в технологическую систему, в соответствии с которыми устанавливаются категории взрывоопасности каждого технологического блока.
Если организация считает, что деление технологического комплекса на технологические блоки не целесообразно, то за технологический блок принимается весь технологический комплекс и категория взрывоопасности технологического блока устанавливается исходя из расчётов всего технологического комплекса.
В проектной документации производится оценка энергетического уровня каждого технологического блока, в котором обращаются воспламеняющиеся и горючие вещества, и определяется расчетом категория его взрывоопасности в соответствии с Правилами.
По расчетным значениям относительных энергетических потенциалов устанавливаются категории взрывоопасности технологических блоков. Наличие указанных расчётов должно быть как в проектной документации, так и в разделе технологического регламента «Меры безопасности при эксплуатации производственных объектов», а именно: должны быть изложены требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов: принятые границы технологических блоков, значения энергетических показателей и категории взрывоопасности блоков, границы возможных разрушений при взрывах, предусмотренные меры безопасности и противоаварийной защиты («Положение о порядке разработки и содержании раздела «Безопасная эксплуатация производств» технологического регламента», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.12.1998 № 77).
На момент проверки 29.09.2020 г. требования, изложенные в Правилах ООО «Фукс Ойл» не выполнялись.
Арбитражный суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, отмечает следующее.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Наличие полномочий Управления на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и заявителем не оспаривается.
Материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Процедура составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и составления протокола по делу об административном правонарушении, в том числе требования, установленные ст.ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права лица, привлекаемого к административной ответственности, установленные ст. 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.
В частности, согласно пунктам 1, 2 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр; ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
В приложении № 2 «Классификация опасных производственных объектов» к Закону № 116-ФЗ (далее - Приложение № 2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения.
В таблице 2 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ предусмотрено определение класса опасности в зависимости от того, какое количество воспламеняющихся и горючих газов находится на опасном производственном объекте.
Положения Закона № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (действовавшие на момент совершения правонарушения (далее - Правила № 96)), которыми устанавливаются требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (далее по тексту - ОПО) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Закону о промышленной безопасности, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее по тексту - ВВ), включая ОПО хранения нефти, нефтепродуктов, сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее по тексту - СГГ, ЛВЖ и ГЖ) (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.3. Правил № 96 данные правила предназначены для применения:
а) при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, указанных в пункте 1.2 Правил;
б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах, указанных в пункте 1.2 Правил;
в) при проведении экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, обоснования безопасности ОПО, технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО, указанных в пункте 1.2 Правил.
Правила устанавливают требования промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности, к которым относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО, указанных в пункте 1.2 Правил (п. 1.4 Правил № 96).
На основании лицензии от 25.11.2015 № ВХ-00-015727 обществом выполняются следующие виды работ (услуг): получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах; переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах; хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах; использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Следовательно, указанными Правилами урегулированы требования промышленной безопасности и в отношении ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001.
Как указывалось выше, заявителю вменяется нарушение п.2.1 Правил № 96, ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.07г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», выразившееся в не разделении технологической схемы производства на отдельные технологические блоки ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001.
В силу пункта 2.1 Правил № 96 разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, с использованием методов анализа риска аварий на ОПО, и должны обеспечивать взрывобезопасность технологического блока.
При этом суд отмечает, что положения части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.07г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункт 2.1 Правил № 96 не возлагают на общество, как на организацию эксплуатирующую ОПО, обязанности по разделению технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, а лишь устанавливает требование, в случае разделения технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, это обосновать.
Из буквального содержания данной нормы следует, что в проектной документации требуется обоснование только в следующих случаях: разработки технологического процесса, разделения технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применения технологического оборудования, выбора типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты.
Заявителем разделение ОПО на технологические блоки не проведено, соответственно, у заявителя отсутствует обязанность по обоснованию в проектной документации не разделения технологической схемы на блоки.
Доводы Ростехнадзора о том, что в случае не разделения технологической схемы на технологические блоки, вся схема считается одним блоком и должна быть обоснована в проектной документации, не принимается судом во внимание, поскольку данные обстоятельства Управлением ни в протоколе, ни в постановлении не отражены и заявителю не вменяются.
Не нашедшие отражения в протоколе об административном правонарушении и постановлении факты, о которых заявлено административным органом на стадии рассмотрения дела в суде, не подлежат принятию в качестве обстоятельств, восполняющих вышеуказанные недостатки, допущенные на стадии административного производства.
Таким образом, административным органом не доказано событие административного правонарушения в указанной части.
Согласно пункту 2.2. Правил № 96 в проектной документации производится оценка энергетического уровня каждого технологического блока и определяется расчетом категория его взрывоопасности в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам.
По расчетным значениям относительных энергетических потенциалов и приведенной массе парогазовой среды m устанавливаются категории взрывоопасности технологических блоков (см. таблицу).
Показатели категорий взрывоопасности технологических блоков
Категория взрывоопасности | m, кг | |
I | > 37 | > 5000 |
II | 27 - 37 | 2000 - 5000 |
III | < 27 | < 2000 |
Исходя из категорий взрывоопасности технологических блоков, в проектной документации дается обоснование по применению эффективности и надежности мер и технических средств противоаварийной защиты, направленных на обеспечение взрывобезопасности данного блока и в целом всей технологической системы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Обществом в нарушение пункта 2.2. Правил № 96 не проведена оценка энергетического уровня технологических блоков ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001 и не определена расчетом категория их взрывоопасности.
Довод заявителя о том, что нефтепродукты в условиях производства на заводе не могут быть нагреты до температуры вспышки, следовательно, в условиях производства завода опасные вещества относятся к пожароопасным жидкостям, а не взрывоопасным, и по этой причине, расчеты на взрывоопасность не выполняются, в подтверждение чего ссылается на письмо АО «ПКТИ «Парфюмерпроект» №07-328 от 02.10.2020, экспертное заключение ООО «ПромтехПроект» №024-ЭР/20/281-09/20, письмо ООО «Инжиниринговая компания ЛКМ Проект» №12-99/21 от 28.04.2021 не принимается судом во внимание, поскольку представленные в подтверждение данного довода письма АО «ПКТИ «Парфюмерпроект», ООО «Инжиниринговая компания ЛКМ Проект» и заключение ООО «ПромтехПроект» составлены по заказу ООО «Фукс ойл», на основании представленных Обществом документов и в порядке ст.68 АПК РФ являются не допустимыми доказательствами по делу.
В свою очередь, заявителем не представлена проектная документация на ОПО «Площадка цеха производства смазочных и сопутствующих материалов» (7) рег. №А09-41907-0001, в которой произведена оценка энергетического уровня каждого технологического блока и технологической схемы в целом и расчеты категории взрывоопасности и их результаты.
При этом суд отмечает, что п.2.2 Правил №96 не содержит исключений и не освобождает Общество от проведения оценки энергетического уровня и проведения расчетов в проектной документации в случае, если все составляющие энергетического потенциала (Е) равны нулю, т.е. нецелесообразность оценки энергетического уровня и проведения расчетов категории взрывоопасности, как указывает заявитель, должна была быть обоснована и подтверждена расчетом в проектной документации, из которого с достоверностью можно было установить невозможность проведения оценки энергетического уровня и отнесения ОПО к какой-либо категории взрывоопасности, указанной в п.2.2 Правил №96.
Следовательно, в действиях (бездействии) общества содержатся признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество, зная требования действующего законодательства, могло и должно было принять меры по его соблюдению.
Заявитель не представил суду достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований действующего законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
Допущенные Обществом нарушения требований норм и правил в области промышленной безопасности создает угрозу жизненно важным интересам граждан и общества.
При этом суд отмечет, что исключение одного эпизода из объема правонарушения не может устранять ответственности за допущенные нарушения, факты совершения которых нашли подтверждение.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Исследовав вопрос назначения наказания, суд установил, что штраф определен административным органом с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 200 000 руб.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований заявителя отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья О.М. Заботнова