ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-9839/2008 от 15.01.2009 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, <...>

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

Дело NА68-9839/08-694/15

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2009г.

Решение в полном объеме изготовлено 20 января 2009г.

Судья Андреева Е.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению ООО «ПромЭнергоСбыт» о признании незаконным и отмене постановления ОГПН Новомосковского района ГУ МЧС РФ по Тульской области №516 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, ФИО2, по доверенности

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности

ООО «ПромЭнергоСбыт» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения государственного пожарного надзора Новомосковского района Тульской области №16 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности ООО «ПромЭнергоСбыт» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания с согласия заявителя в порядке ст.47 АПК РФ была произведена замена ненадлежащего ответчика Отдела государственного пожарного надзора Новомосковского района Тульской области надлежащим – ГУ МЧС России по Тульской области.

В судебном заседании 12.01.2009г. был объявлен перерыв до 15.01.2009г.

15.01.2009г. судебное заседание возобновлено.

Суд установил.

В период с 26.11.2008г. по 01.12.2008г. на основании распоряжения главного государственного инспектора Новомосковского района по пожарному надзору №628 от 01.11.2008г. инспектором Отдела государственного пожарного надзора Новомосковского района Тульской области было осуществлено плановое мероприятие по проверке соблюдения требований пожарной безопасности в административных, бытовых и производственных помещениях ООО «ПромЭнергоСбыт», расположенных по адресам: <...> <...>, в результате которого был выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- в административном здании по адресу: <...>: руководитель объекта, лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, не прошли обучение мерам пожарной безопасности в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности; на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01».; не обеспечены помещения огнетушителями в полном объеме; допущено складирование на путях эвакуации посторонних предметов (хоз.инвентарь) и горючего мусора; не обеспечены огнетушителя необходимой документацией (паспорта, журнал учета и технического обслуживания, инструкция по эксплуатации); не проведены с целью определения качества производимых и применяемых средств огнезащиты, контрольные испытания на соответствия требованиям нормативной документации отобранных проб огнезащитных составов; не демонтирована сгораемая отделка стен, находящаяся на путях эвакуации; не демонтирована сгораемая отделка лестничных маршей; не обеспечено открывание дверей коридора первого этажа по направлению пути эвакуации; не демонтировано оборудование, выступающее из плоскости стен на путях эвакуации; при нахождении более 50 человек в конференц-зале, не обеспечено помещение вторым эвакуационным выходом; не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы;

- на производственной базе по адресу: <...>: не оборудованы административно-бытовые, производственные и складские помещения установкой автоматической противопожарной защиты; не оборудованы административно-бытовые и производственные помещения системой оповещения людей о пожаре; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли; не определена и не обозначена на дверях производственных и складских помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности; хранятся резиновые покрышки в гаражах; допущено складирование на путях эвакуации посторонних предметов и горючего мусора; на путях эвакуации административного здания стоят коробки с материалами; не оборудованные эл.светильники в помещениях гаражей защитными плафонами предусмотренной конструкции; пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности; не обеспечены помещения огнетушителями в полном объеме; не обеспечены огнетушители необходимой документацией (паспорта, инструкции по эксплуатации); не обеспечена территория пожарными щитами и не укомплектованы имеющиеся щиты немеханизированным инструментом и инвентарем; не расчищен пожарный гидрант от снега и льда; в административном здании не оборудованы двери, ведущие на лестничные клетки устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; не демонтирована сгораемая отделка стен, находящаяся на путях эвакуации; на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01»; у гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, на которых следует нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; не издан распорядительный документ, где необходимо изложить соответствующий пожарной опасности противопожарный режим предприятия, в том числе: определить места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установить порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения одежды; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; не вывешены на видных местах таблички с указанием: категории взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкцию о мерах пожарной безопасности; не демонтированы с окон помещений глухие металлические решетки; площадки хранения транспорта и гаражи не оснащены буксирными тросами и штангами; допущено использование бытовых нагревательных приборов без подставки из негорючего теплоизоляционного материала и без присмотра, что нашло свое отражение в акте №628 от 01.12.2008г., протоколе об административном правонарушении №516 от 02.12.2008г. в отношении ООО «ПромЭнергоСбыт» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данного протокола главный государственный инспектор Отдела государственного пожарного надзора Новомосковского района Тульской области вынес постановление №516 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности ООО «ПромЭнергоСбыт» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «ПромЭнергоСбыт» 22.12.2008г. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Новомосковского района Тульской области №516 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности ООО «ПромЭнергоСбыт» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании ч. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Согласно договора аренды №165/07/А от 08.05.2007г. ООО «ПромЭнергоСбыт» арендует у Новомосковского МУП «Городская электросеть» движимое и недвижимое имущество, в том числе нежилые здания по адресу: <...>.

Таким образом, проведение ОГПН Новомосковского района Тульской области проверки по соблюдению требований пожарной безопасности ООО «ПромЭнергоСбыт» по адресам: <...> <...> является правомерным.

Согласно п.13 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г., во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В ходе проверки было установлено, что в административном здании ООО «ПромЭнергоСбыт», расположенном по адресу: <...>, на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01».

В судебном заседании представитель заявителя оспаривал факт отсутствиях данных табличках на видных местах, утверждая, что таблички висят в коридоре.

Представитель заинтересованного лица не смог пояснить имели ли место таблички, но расположенные не на видном месте, или они отсутствовали.

В соответствии п.108 прил.3 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением №3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении №3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

В ходе проверки было установлено, что помещения административного здания ООО «ПромЭнергоСбыт», расположенного по адресу: <...>, не обеспечены огнетушителями в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя оспаривал данный факт.

Из составленных документов и пояснений представителя заинтересованного лица невозможно установить какое количество огнетушителей имелось в помещении.

В соответствии с п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

В ходе проверки было установлено, что в помещении административного здания ООО «ПромЭнергоСбыт», расположенного по адресу: <...>, допущено складирование на путях эвакуации посторонних предметов (хоз.инвентаря) и горючего мусора, не демонтирована сгораемая отделка стен, находящихся на путях эвакуации (бумажные обои), не демонтирована сгораемая отделка лестничных маршей.

В судебном заседании представитель заявителя оспаривал данные факты.

Из составленных документов и пояснений представителя заинтересованного лица невозможно установить где конкретно находился мусор, а также какой именно мусор, чтобы охарактеризовать его как горючий; где конкретно не демонтирована сгораемая отделка стен.

Согласно п.52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

В ходе проверки было установлено, что в помещении административного здания ООО «ПромЭнергоСбыт», расположенного по адресу: <...>, не обеспечено открывание дверей коридора первого этажа по направлению пути эвакуации.

В судебном заседании представитель заявителя оспаривал данный факт.

Из составленных документов и пояснений представителя заинтересованного лица невозможно установить не обеспечено открывание какой конкретно двери коридора первого этажа.

Аналогичные недостатки в составленных документах в отношении ООО «ПромЭнергоСбыт» имеются по остальным вменяемым нарушениям, выявленным в ходе проверки ООО «ПромЭнергоСбыт» по адресам: <...> <...> (п.15, 16, 36, 60, 89, 90, 357, 753 ППБ 01-03, п.3.2 НПБ 232-96).

Кроме того, производственная база ООО «ПромЭнергоСбыт» по адресу: <...> состоит из комплекса зданий, однако, в составленных документах не отражены в каких конкретно зданиях выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.

Таким образом, в ходе проверки были установлены нарушения вышеуказанных правил пожарной безопасности ООО «ПромЭнергоСбыт», однако, из составленных административным органом документов невозможно установить место и характер выявленных нарушений, ряд нарушений не конкретизированы по месту их нахождения.

Административный орган не доказал наличия в действиях ООО «ПромЭнергоСбыт» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона №134-ФЗ от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

Согласно статье 8 Закона N 134-ФЗ при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.

Пунктом 1 статьи 13 Закона N 134-ФЗ предусмотрено, что должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что проверка 01.12.2008г. проведена в отсутствии представителя ООО «ПромЭнергоСбыт».

В соответствии с п.2 ст. 13 Закона N 134-ФЗ при наличии соответствующего требования административного органа юридическое лицо было обязано обеспечить присутствие своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

В качестве доказательства, свидетельствующего о том, что такое требование направлялось или вручалось ООО «ПромЭнергоСбыт» до начала проведения проверки, заинтересованное лицо представило уведомление от 20.11.2008г. №1152-2-17 о проведении 24.11.2008г. плановой проверки соблюдений требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях ООО «ПромЭнергоСбыт», на котором имеется запись об ознакомлении с уведомлением ФИО4.

Согласно представленной заявителем выписки из штатного расписания руководителей, специалистов и служащих ООО «ПромЭнергоСбыт» такой сотрудник в Обществе не значится. В соответствии с приказом ООО «ПромЭнергоСбыт» №89 от 29.12.2007г. обязанность по получению и отправке почтовой и иной корреспонденции возложена на ФИО5 и ФИО6

В материалах дела отсутствуют доказательства ознакомления ООО «ПромЭнергоСбыт» с распоряжением о проведении проверки.

Кроме того, в акте проверки №628 от 01.12.2008г., протоколе об административной правонарушении №516 от 02.12.2008г., постановлении №516 от 09.12.2008г. адрес проверяемого объекта – <...>, указан неверно.

Согласно договора аренды №165/07/А от 08.05.2007г., заключенного между Новомосковским МУП «Городская электросеть» и ООО «ПромЭнергоСбыт» помещения производственной базы ООО «ПромЭнергоСбыт» находятся по адресу: <...>.

Установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении ООО «ПромЭнергоСбыт» административного правонарушения, имевшие место на момент проверки в целях устранения неполноты составленных административным органом материалов, не представляется возможным в связи с отсутствием представителя ООО «ПромЭнергоСбыт» при проведении плановой проверки и переводом должностного лица, проводившего проверку, на другое место работы в другой город.

Протокол об административном правонарушении №516 в отношении ООО «ПромЭнергоСбыт» был составлен 02.12.2008г. и рассмотрен 09.12.2008г. в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

Данный факт ООО «ПромЭнергоСбыт» не оспаривается.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о незаконности принятого Отделом государственного пожарного надзора Новомосковского района ГУ МЧС РФ по Тульской области постановления №516 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ ООО «ПромЭнергоСбыт».

Руководствуясь ст.ст.20.4, 29.10, 30.1, 30.3, 30.5, 30.7 КоАП РФ, ст.ст.150, 170-176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требование ООО «ПромЭнергоСбыт» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора Новомосковского района ГУ МЧС России по Тульской области постановления №516 от 09.12.2008г. о привлечении к административной ответственности ООО «ПромЭнергоСбыт» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Е.В.Андреева