ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1006/20 от 03.02.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кызыл

10 февраля 2021 года

Дело № А69-1006/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021г., решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021г.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Хертек А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саая А.О.  рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (дата регистрации:  05.04.2011,  ИНН 1701048813, ОГРН 1111719000414, адрес: 667000, г. Кызыл, ул. Калинина, д.1Б, этаж 4, каб.447)

 к обществу с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (дата регистрации: 19.04.2017, ИНН 2465164277, ОГРН 1172468025960, адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, д.21, стр.3, пом.А11)

о расторжении Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, заключённого между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»,

при участии представителей:

от истца: Дадар-оол А.Б., по доверенности от 20.04.2020г., Комбу А.В., по доверенности от 01.02.2021г., Монгуш Т.О., по доверенности от 03.02.2021;

от ответчика: Попова В.В., по доверенности от 28.05.2020г.,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (далее – общество, ООО «СТ ТБО», ответчик) о  расторжении  Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, заключённого между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО».

В судебном заседании представителем ответчика заявлено устное ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А69-880/2020.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом. Объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом, означает, что, если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или к вынесению противоречащих судебных актов.

В соответствии с главой 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в связи с тем, что данные обстоятельства могут повлиять на законность принятого судебного акта, арбитражный суд приостанавливает производство по делу на срок до момента устранения данных обстоятельств.

Как установлено судом и следует из Картотеки арбитражных дел, на момент рассмотрения настоящего дела сведения о подаче кассационной жалобы по делу №А69-880/2020 отсутствуют. 

Суд, руководствуясь статьями 159, 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, в связи с отсутствием оснований для приостановления производства по делу.

В судебном заседании 01.02.2021г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 03.02.2021г. до 11 час. 30 мин.

В судебном заседании представители истца исковое заявление поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. 

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

04.04.2018г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва объявлен конкурс по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам которого победителем признано ООО "СТ-ТБО" г. Красноярск.

29.05.2018г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО "СТ-ТБО" в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 04.05.2018 и на основании постановления Правительства Республики Тыва от 21.12.2017 N 561 "Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018 (далее - Соглашение).

В соответствии с п. 1.1, 1.2 Соглашения по результатам конкурсного отбора организатор конкурса поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. Основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Тыва, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28 декабря 2016 года N 220.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.3. соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами  в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами; в течение 1 месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить сем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо УК, ТСЖ, ЖСК, осуществляющим заключение договоров в интересах физических лиц, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект договора. Региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование ТКО в соответствии с направлениями транспортирования, определенными территориальной схемой.

В разделе 6 Соглашения предусмотрены права и обязанности регионального оператора. Согласно пункту 6.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит: обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения (ТКО); реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по переработке, обезвреживанию и захоронению ТКО; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Согласно пункту 6.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит рассмотрение претензий, жалоб потребителей услуг в сфере обращения с отходами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции.

Пунктом 7.1. Соглашения установлено, что Соглашение действует с 1 июня 2018 года до 1 июня 2028 года.

Приказом Министерства от 1 июня 2018 года N 102-од ООО "СТ-ТБО" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

На основании пункта 8.1. Соглашения организатор конкурса осуществляет текущий контроль за деятельностью регионального оператора в рамках исполнения данного соглашения путем: мониторинга и анализа полученной от регионального оператора отчетности, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными, исполнительными, муниципальными органами государственной власти, осуществляющими контрольно- надзорные функции в области обращения с ТКО.

Пунктом 10.3 Соглашения установлено, что досрочное расторжение Соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Тыва по основаниям, определенным Правилами  обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156.   

17 марта 2020 общество направило в Министерство заявление о приостановке оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.

Приказом Министерства от 30 марта 2020 N 74-од ООО "СТ-ТБО" лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств региональным оператором 08.04.2020г. Министерство направило ООО «СТ ТБО» требование о расторжении Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018г.

Поскольку общество требование о расторжении соглашения добровольно не исполнило, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами.

В силу статьи 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся не только разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, но и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.

Согласно статье 13.3 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 N 1001 ВХ-1, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным в области обращения с отходами, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной власти Республики Тыва и региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.12.2017 N 561 утверждены порядок заключения и содержание соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва и региональным оператором.

При этом, ни Закон Республики Тыва от 29.12.2004 N 1001 ВХ-1, ни Постановление Правительства Республики Тыва от 21.12.2017 N 561(в редакции действовавшей в спорный период), не предусматривало правил расторжения соглашения между органом исполнительной власти Республики Тыва и региональным оператором и порядка прекращения деятельности регионального оператора.

Вместе с тем, пунктом 10.3 Соглашения установлено, что досрочное расторжение Соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Тыва по основаниям, определенным Правилами  обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156.

В силу подпункта "а" пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

Таким образом, основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами являются только такие нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, которые: являются многократными в течение календарного года; допущены в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора; подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном Типовым договором, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Типовой договор).

Приказом Министерства от 30 марта 2020 N 74-од ООО "СТ-ТБО" лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

ООО "СТ-ТБО", полагая, что приказ от 30.03.2020 N 74-од является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва по делу №А69-880/2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда 07.12.2020г.,  в удовлетворении заявления ООО «СТ ТБО» о признании недействительным приказа Министерства от 30 марта 2020 N 74-од отказано.

Судами, в рамках дела №А69-880/2020 установлен факт того, что в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156, и, условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Так, в рамках дела №А69-880/2020 судом установлено, что извещением от 24.03.2020 Пирогиновский С.В. информировал общество о составлении акта на 25.03.2020 в 10 час. 00 мин., которое получено обществом 24.03.2020 N 1368. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 25.03.2020 Пирогиновским С.В. в присутствии двух незаинтересованных лиц: Дремлюгова О.В. и Маракунина Н.А. зафиксировано, что мусор с контейнеров несвоевременно вывозится; контейнеры регулярно переполнены; образовалась свалка около переполненных контейнеров. Данный акт получен обществом 25.03.2020 за вх. N 1381.

Согласно извещению о составлении акта Донгак Ч.А. сообщил обществу о составлении акта на 25.03.2020 в 11 час. 25 мин. Данное извещение получено обществом 25.03.2020 в 10 час. 26 мин. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 25.03.2020 установлено, что во дворе дома 2/1 по ул. Калинина несвоевременно вывозится мусор, из-за чего образовалась свалка мусора. Данный акт составлен Донгак Ч.А. в присутствии Ховалыг П.П., Куулар Б.Т. Акт получен обществом 25.032.020 N 1386.

Извещением о составлении акта от 24.03.2020 N 1369 Ширин С.Х. информировало общество о составлении акта 24.03.2020 в 16 час. 00 мин. 24.03.2020 в 16 час. 00 мин. Ширин С.Х. в присутствии Салчак М.Д-Т., Ажы Т.О. составлен акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, которым зафиксировано о том, что твердые бытовые отходы не вывозились контейнеров; на контейнерной площадке образовалась свалка мусора.

Согласно извещению о составлении акта Грязев Д.В. сообщил о составлении акта 25.03.2020 в 11 час. 25 мин., который получен обществом 25.03.2020 в 9 час. 35 мин. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору Грязев Д.В. в присутствии Куулар А.Д. и Монгуш Ч.А. зафиксировали о том, что региональным оператором ООО "СТ-ТБО" мусор не вывозится с 19.03.2020 с контейнеров по ул. Калинина 12. Акт получен обществом 25.03.2020 в 11 час. 44 мин.

Извещением о составлении акта Ооржаком А.Ч. известило общество о составлении акта 25.03.2020 в 11 час. 05 мин., которое получено обществом 25.03.020 за вх. N 1383 в 10 час. 30 мин. 25.03.2020 в 11 час. 45 мин. Ооржаком А.Ч. составлен акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору в присутствии Ооржак Ч.А., Ондар Р.О. В данном акте указано о том, что мусор не вывозится с 19.03.2020 по сегодняшний день по улице Калинина, 16.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 10.3 соглашения от 29.05.2018, досрочное расторжение настоящего соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Тыва по основаниям, определенным Правила обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку ООО «СТ-ТБО» лишено статуса регионального оператора, требования Министерства о расторжении Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что он является действующим региональным оператором и намерен осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, не могут быть во внимание суда по следующим основаниям.    

17.03.2020г. общество направило в Министерство заявление о приостановке оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.

20.03.2020г. Министерством в адрес ООО "СТ-ТБО" направлено уведомление о том, что приостановление деятельности регионального оператора является незаконным и о необходимости возобновления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.

Однако, со стороны ООО "СТ-ТБО" направлены письма в адрес министерства от 30.03.2020, 29.04.2020 о невозможности возобновления деятельности из-за финансовых трудностей.

Судом установлено, что на основании приказа Министерства N 92-од с 21.04.2020 к обязанностям регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами приступило муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство".

07.05.2020 между министерством и муниципальным унитарным предприятием "Благоустройство" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

Таким образом, общество фактически отказалось от оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.

Министерством в исковом заявлении указано на обращение  к немедленному исполнению решения суда по настоящему делу.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Арбитражного кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Согласно части 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным. Немедленное исполнение решения допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Таким образом, для обращения решения суда к немедленному исполнению должны быть особые обстоятельства, в силу которых замедление исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Как видно из материалов дела, истцом в материалы дела не представлены доказательства особых обстоятельств замедления исполнения приводящие к значительному ущербу для истца, не представлено обеспечение поворота исполнения на случай отмены оспариваемого решения, в связи с чем решение не может быть обращено к немедленному исполнению.

В соответствии со статьей 333.17. Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они выступают ответчиками в арбитражных судах, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, при подаче иска государственная пошлина им не оплачивалась.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежат взысканию с общества в сумме 6000 рублей.

Настоящее  решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. По  ходатайству  лиц,  участвующих  в  деле,  копии  судебных  актов,  выполненных  в форме  электронного  документа,  на  бумажном  носителе  могут  быть  направлены  им  в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Расторгнуть Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, заключённое между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»  государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                    А.В. Хертек