ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1033/12 от 30.10.2012 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

  Кочетова ул., 91, г. Кызыл, 667000

тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru

www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-1033/2012

от 15 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Донгак О.Ш., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кызыл-оол З.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва

о признании права собственности,

третье лицо - Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ (Гохран России),

третье лицо - Управление ФСБ России по Республике Тыва,

третье лицо - Прокуратура Республики Тыва,

при участии в заседании:

истца – Хертек Ч.В. по доверенности,

ответчика – Чооду Т.Б-В. по доверенности,

третьего лица УФСБ по Республике Тыва – Юртаевой В.В. по доверенности,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва обратилось 22.05.2012 г. в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности Российской Федерации на следующие движимое имущество:

1) серебряные монеты СССР в количестве 197 шт., общей массой 2806,59 гр.;

2) ювелирное изделие из золота в виде «Козерога», массой 11,77 гр.;

3) ювелирное изделие из золота в виде «Льва», массой 17,97 гр.;

4) самородок золота, массой 881,61 гр.;

5) гранулы жёлтого цвета, массой 23610,32 гр.

Определением суда от 01.08.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, привлечены Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ (Гохран России), Управление ФСБ России по Республике Тыва, Прокуратура Республики Тыва.

Представители Прокуратуры Республики Тыва и Гохрана России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из искового заявления, 03.04.2003 г. между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и открытым акционерным обществом Акционерным банком «Народный банк Республики Тыва» был заключён договор хранения ценностей.

На основании акта приёма-передачи № 3-1 от 10.04.2003 г. Агентство по управлению имуществом Республики Тыва получило от Дирекции Государственного фонда драгоценных металлов Республики Тыва золото в слитках весом 93768,3 гр., золото шлиховое весом 25023,37 гр., серебряные монеты весом 2801,3 гр. и самородок весом 881,1 гр.

Актом приёма-передачи ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» приняли от Агентства по управлению государственным имуществом Республики Тыва на хранение вышеперечисленные ценности в количестве 9 мест.

Дополнительным соглашением №1 от 04.04.2004 г. стороны продлили срок действия договора с 04.04.2004 г. по 04.04.2007 г.

Договором от 10.05.2007 г. срок действия договора хранения ценностей продлён до 10.05.2008 г., также стороны предусмотрели, что в случае, если одна из сторон не заявит о расторжении договора хранения, договор продляется на год.

Со ссылкой на статью 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании договора хранения от 10.05.2007 г. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском о признании за ним в силу приобретательской давности права собственности на объекты по договорам хранения.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18.12.2009 г. (дело № А69-2389/2009) в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности Республики Тыва на указанные ценности отказано.

Управлением ФСБ России по Республике Тыва 10.12.2009 г. в ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» из хранилища банка были изъяты драгоценные металлы в виде шлихового золота, изделий из золота и серебряные монеты.

Согласно акту экспертизы № 08977М, проведённой Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора, изъятые 10.12.2009 г. в ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» предметы являются:

- ювелирным изделием в форме животного, выполненным в виде «Козерога» изготовленным из золота общей массой 11,77 гр., проба 800-830. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют;

- ювелирным изделием в форме животного, выполненным в виде «льва», изготовленным из золота общей массой 17,97 гр., в том числе подвеска, проба 800-850, соединительное кольцо, проба 600. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют, припой - серебро;

- самородком золота общей массой 881,61 г. Основной элемент, содержащийся в гранулах - золото;

- металлические гранулы желтого цвета в стеклянной колбе, общей массой 263,66 гр., являющиеся золотом;

- гранулы желтого цвета в посылке № 16, общей массой 600,00 гр. являющиеся золотом;

- гранулы желтого цвета в конверте, общей массой 21,18 грамм, являющиеся золотом;

- гранулы желтого цвета в ящике № 1, общей массой 7859,98 гр.; в ящике № 2 общей массой 7860,30 гр.; в ящике № 3 общей массой 3184,30 гр.; в ящике №4 общей массой 2445,60 гр. - являющиеся золотом. Основной элемент, содержащийся в гранулах, золото.

- гранулы желтого цвета, являющиеся золотом, общей массой 2375,30 грамм, упакованные в матерчатый мешок и три отдельных пластиковых пакета;

- серебряные монеты СССР в количестве 197 штук, общим весом 2873,42 грамм, проба 900.

Согласно данному акту общая масса шлихового, самородного золота и изделий из золота, представленных для исследования, составляет 25521,97 гр. с учётом примесей.

На основании данных исследования, проведённого специалистами ООО «Тардан-Голд», ориентировочная стоимость вышеуказанного шлихового золота, золотого самородка, изделий из золота и серебряных монет составляет 24942929,94 руб.

Прокуратурой Республики Тыва 16.07.2010 г. в Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва направлено требование о принятии мер по признанию бесхозяйным с обращением в собственность Российской Федерации изъятых Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Тыва в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в ОАО «Народный банк» ценностей из золотого запаса республики (золото пшиховое массой 25023,36 грамм, самородок массой 881,1 грамм, золотые медальоны «Козерог» массой 11,775 грамм и «Арзылан» массой 20,0 грамм, 197 серебряных монет СССР различного достоинства).

Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва обратилось с заявлением в Кызылский городской суд о признании движимой вещи бесхозяйной и обращением в собственность Российской Федерации.

Определением Кызылского городского суда от 18.02.2012 г. заявление Территориального управления Росимущества в Республике Тыва оставлено без рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 29.09.2010 г. заявление Минземимущества Республики Тыва об установлении факта владения, как своими собственными в отношении «золотого запаса» отказано.

Для хранения и реализации драгоценных металлов на территории субъекта Российской Федерации необходим созданный, в установленном порядке федеральным законодательством, Фонд. В настоящее время в создании такого фонда Министерством финансов Российской Федерации отказано. Нахождение в собственности субъекта Российской Федерации драгоценных металлов в шлиховом состоянии федеральным законодательством не предусмотрено, поскольку частью 3 статьи 20 Федерального закона 342-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы могут поступить в гражданский оборот только в аффинированном стоянии.

Пунктом 8 Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 г. №1419, установлено, что минеральное сырье, в соответствии с ранее заключёнными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа только субъектами их добычи и производства юридическим лицам.

Субъектами добычи минерального сырья в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона являются организации, получившие в порядке, установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

Поскольку Правительство Республики Тыва и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не являются субъектами добычи минерального сырья, совершения ими сделок с драгоценными металлами в шлиховом состоянии законом не предусматривается.

Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва «Об утверждении Реестра государственного имущества Республики Тыва» от 07.12.2010 г. № 240 ВХ-1, в редакции от 06.04.2011 г. № 538 ВХ-1 «золотой запас» был внесён в Перечень движимого имущества, относящегося к собственности Республики Тыва.

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Верховного Хурала Республики Тыва в части внесения «золотого запаса» в Реестр государственного имущества Республики Тыва.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15.12.2011 г. (дело № 2-1617/2011) заявление Прокурора Республики Тыва удовлетворено. Пункт 98 Приложения № 7 к постановлению Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва «Об утверждении Реестра государственного имущества Республики Тыва» от 07.12.2010 г. № 240 ВХ-1, в редакции от 06.04.2011 г. № 538 ВХ-1 признан недействительным.

Таким образом, по мнению истца, законный владелец движимых вещей на сегодняшний день не выявлен, в связи с чем, истец просит признать право собственности Российской Федерации на «золотой запас».

В судебном заседании представитель истца изменил исковые требования, просит признать право собственности Российской Федерации на:

- ювелирное изделие в форме животного, выполненное в виде «Козерога», изготовленное из золота, массой 11,77 гр.;

- ювелирное изделие в форме животного, выполненное в виде «Льва», изготовленное из золота, массой 17,97 гр.;

- самородок из металла жёлтого цвета, массой 881,61 гр.;

- гранулы из металла жёлтого цвета, общей массой 26187,64 гр.;

- серебряные монеты СССР в количестве 197 шт. общим весом 2806,59 гр.

Изменение исковых требований принято арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как это не противоречит закону и не нарушает права иных лиц.

В судебном заседании представитель ответчика представил в материалы дела решение по делу № А69-2389/2009, кассационное определение Верховного Суда Республики Тыва по делу № 33-341-2011, определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18.02.2011 г.

В судебном заседании представитель Управления ФСБ России по Республике Тыва ходатайствовала о приобщении к материалам дела сопроводительного письма Управления ФСБ России по Республике Тыва от 10.08.2010 г. № 4/6475 о направлении на временное хранение драгоценных металлов.

Согласно письменным отзывам, а также пояснениям представителей ранее в судебных заседаниях, третьи лица, участвующие в деле (Гохран России, Управление ФСБ России по Республике Тыва, Прокуратура Республики Тыва) поддерживают заявленное требование истца в полном объёме.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15.12.2011 г. по делу № 2-1617/2011 удовлетворено заявление Прокурора Республики Тыва о признании недействительным ненормативного правового акта Верховного Хурала Республики Тыва - пункта 98 Приложения № 7 к постановлению Верховного Хурала Республики Тыва от 07.12.2010 г. № 240-ВХ-1, в редакции от 06.04.2011 г. № 583 ВХ-1 «Об утверждении Реестра государственного имущества Республики Тыва».

Как следует из данного решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 15.12.2011 г. по делу № 2-1617/2011, постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва от 07.12.2010 г. № 240 ВХ-1 утверждён Реестр государственного имущества Республики Тыва.

Пунктом 98 Приложения №7 к данному постановлению в Перечень движимого имущества, относящегося к государственной собственности Республики Тыва, включён «золотой запас» (золото шлиховое общей массой 25023,37 гр., медальон «Козерог» массой 11,775 гр., самородок массой 881,1 гр., медальон «Арзылан» массой 20,0 гр., серебряные монеты массой 2801,3 гр., стоимостью 24942,93 тыс. рублей (без учета коллекционной стоимости изделия как товара), с указанием балансодержателя - имущество в казне.

Постановлением от 06.04.2011 г. № 583 ВХ-1 в указанное постановление внесены изменения, при этом пункт 98 Приложения 7 Реестра государственного имущества Республики Тыва оставлен в прежней редакции.

Управлением ФСБ России по Республике Тыва в помещении ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» 10.12.2009 г. из хранилища банка были изъяты драгоценные металлы в виде шлихового золота, изделий из золота и серебряные монеты, а именно: деревянный короб (ящик № 1) весом 7863,73 гр. с содержанием неоднородной массы из песчинок неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб (ящик № 2) весом 10686,33 гр. с содержанием неоднородной массы из песчинок неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб размером 24,8 см.* 15,6 см. *13 см. с содержанием неоднородной массы, состоящей из песчинок (зерен) желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб размером 25 см. * 16,6 см. * 13,2 см. с содержанием неоднородной массы кусочков слипшихся зерен неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); матерчатый мешок размером 12,7 см.*8 см. с содержанием ювелирного изделия желтого цвета, выполненного в виде козерога, размером 2,7* 1,4 см; металлический контейнер цилиндрической формы с содержанием золотого самородка желтого цвета, ювелирное изделие (мифическое животное - «арзылан») желтого цвета, монеты различного достоинства белого цвета, в количестве 196 монет из серебра и 1 монета также из серебра с дефектом; матерчатый мешок с содержанием неоднородной массы неправильной формы желтого цвета (зерна) (шлиховое золото); деревянный короб размером 15,5*12,5*10,5 с содержанием неоднородной массы крупиц (зерен) неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); металлический контейнер цилиндрической формы размером 14 см. см.* 15 см.* 13 см с содержанием неоднородного вещества в виде слипшихся зерен неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); почтовый конверт размером 21 см. * 11 см. с описанием содержания: золото (шлиховое золото) слипшееся, обработанное ртутью и подвергнутое термической обработке, весом 21,184 гр.

Согласно акту экспертизы от 21.12.2009 г., проведенной Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора, изъятыми 10.12.2009 г. в ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва», предметами являются:

1. Ювелирное изделие в форме животного, выполненного в виде «Козерога», изготовленное из золота общей массой 11,77 грамм, проба 800-830. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют;

2. Ювелирное изделие в форме животного, выполненное в виде «льва», изготовленное из золота общей массой 17,97 грамм, в том числе: подвеска, проба 800-850; соединительное кольцо, проба 600. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют, припой -серебро;

3. Самородок общей массой 881,61 грамм – золото;

4. Металлические гранулы желтого цвета в стеклянной колбе, общей массой 263,66 грамм - золото;

5. Гранулы желтого цвета в посылке № 16, общей массой 600,00 грамм – золото;

6. Гранулы желтого цвета в конверте, общей массой 21,18 грамм – золотом;

7. Гранулы желтого цвета в ящике № 1 общей массой 7859,98 грамм; в ящике № 2 общей массой 7860,30 грамм; в ящике № 3 общей массой 3184, 30 грамм; в ящике №4 общей массой 2445,60 грамм – золото;

8. Гранулы желтого цвета общей массой 2375,30 грамм, упакованные в матерчатый мешок и три отдельных пластиковых пакета. Основной элемент, содержащийся в гранулах (п.п.3-8) - золото;

9. Серебряные монеты СССР в количестве 197 штук, общим весом 2873.42 грамм, проба 900.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18.12.2009 г. (дело № А69-2389/2009) было отказано в удовлетворении иска Министерства земельных и имущественных отношений к открытому акционерному обществу Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва» о признании права собственности на ценности по договору хранения № 3 от 10.05.2007 г. Предметом спора были ценности, переданные по акту приема-передачи №3-1 от 10.04.2003 г. от Дирекции Государственного фонда драгоценных металлов Республики Тыва Агентству по управлению имуществом Республики Тыва, а именно: золото в слитках весом 93768,3 гр., золото шлиховое весом 25023,37 гр., серебряные монеты весом 2801,3 гр. и самородок весом 881,1 гр.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 29.09.2010 г. (дело № А69-1279/2010) было оставлено без рассмотрения заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к ОАО Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва», Министерству финансов Республики Тыва о признании за Республикой Тыва в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва факта владения как своим собственным, ценностями по договору хранения №3 от 10.05.2007 г. - в связи с просьбой об установлении права, а не факта.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.03.2011 г. (дело № А69-2898/2010) был оставлен без рассмотрения иск Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Тыва об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Предметом спора также являлись указанные ценности.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18.02.2011 г. оставлено без рассмотрения заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва о признании указанного имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации - в связи с наличием спора о праве на указанное имущество.

В период с 1993 г. по 1996 г. в Фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тыва были переданы ювелирные изделия в форме животных «козерога» и «льва». Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя на переданных Правительству Тыва ювелирных изделиях отсутствуют.

В период с 1993 г. по 1998 г. Правительству Тыва были переданы самородок золота общей массой 881,61 гр., металлические гранулы желтого цвета, являющиеся золотом.

Поскольку собственник движимых вещей не установлен, в целях приобретения права федеральной собственности на движимое имущество, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим исковым заявлением.

В ходе рассмотрения дела, на основании определения Арбитражного суда Республики Тыва от 11.10.2012 г. Гохраном России было произведено вскрытие и просмотр посылки ценностей, переданных на ответственное хранение в Гохран России Управление ФСБ России по Республике Тыва, о чём составлен акт вскрытия от 24.10.2012 г.

Исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Предметом иска является требование о признании права собственности Российской Федерации на движимое имущество.

В качестве правового основания истец указал пункт 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, предметом доказывания является наличие у истца законных оснований для приобретения права собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путём признания права.

Иск о признании права является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранения иных препятствий, не связанных с лишением владения.

Условиями предъявления такого иска являются наличие объекта, на который заявляется требование о признании права собственности, статус вещи, относительно который идёт спор, должен быть неопределенный, наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью.

Истцом по такому иску должен быть собственник индивидуально-определенной вещи, как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности. Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на имущество.

В пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку оспариваемое имущество не относится к недвижимости, то они признаются движимым имуществом.

В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со статей 9 ФЗ от 26.03.1998г. ( в ред.от 19.07.2011г) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» « Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации», Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации могут создаваться по согласованию с Правительством Российской Федерации. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации используются в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и являются собственностью субъектов Российской Федерации.

Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации формируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом цен мирового рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и учитываются отдельной строкой в бюджетах субъектов Российской Федерации. Средства, полученные субъектами Российской Федерации из федерального бюджета в виде трансфертов и дотаций, не могут являться источником формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

24.10.1996г. Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва был принят Закон «О золотом запасе и валютном резерве Республики Тыва» (от 23.11.1996г).

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Закона Республики Тыва "О золотом запасе и валютном резерве Республики Тыва" от 23 ноября 1996г. N 653, ссылаясь на то, что положения названного Закона, устанавливающие правовые основы регулирования отношений, возникающих в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе определяющие статус государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней, противоречат п. 1 ст. 9 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в котором указано, что государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней в субъектах РФ могут создаваться по согласованию с Правительством РФ, так как такого согласования не было достигнуто, и в законе отсутствуют нормы, устанавливающие данное положение; создание валютного фонда РТ противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым в РФ могут быть созданы только государственные внебюджетные фонды и целевые бюджетные фонды; валютный резерв также не может быть отнесен к целевому бюджетному фонду, поскольку в соответствии со ст. 17 Бюджетного кодекса РФ целевые бюджетные фонда образуются в составе бюджета за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений, а в составе бюджета на 2000 и 2001 годы валютный резервный фонд республики не образовывался, и просил признать закон противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить в средствах массовой информации.

Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва согласился с заявлением, указав, что Парламент РТ признает заявление прокурора РТ в полном объеме. Решением Верховного суда Республики Тыва от 25.06.2001г. № 2-44 заявление Первого заместителя Прокурора Республики Тыва удовлетворено, вступило в законную силу и не обжаловано.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.1999г.№ 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации»:

1. В целях согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации (далее именуется - фонд субъекта Российской Федерации) уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации на рассмотрение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти соответствующее предложение с представлением следующих документов:

а) решение о создании фонда субъекта Российской Федерации;

б) положение о фонде субъекта Российской Федерации;

в) решение о создании или наделении соответствующими полномочиями органа, осуществляющего формирование фонда субъекта Российской Федерации, хранение, отпуск и использование ценностей, находящихся в этом фонде;

г) решение об источниках финансирования и формирования фонда субъекта Российской Федерации, а также документы, подтверждающие наличие или отсутствие финансовых обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;

д) порядок отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней из фонда субъекта Российской Федерации;

е) порядок расчетов при приобретении в фонд субъекта Российской Федерации и отпуске из этого фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;

ж) заключение органов внутренних дел о соответствии служебных и производственных зданий и помещений фонда субъекта Российской Федерации нормативным требованиям в области обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

2. Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект решения Правительства Российской Федерации о согласовании вопроса о создании фонда субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела и пояснений представителя Минземимущества следует, что для хранения и реализации драгоценных металлов на территории субъекта Российской Федерации необходим созданный, в установленном порядке федеральным законодательством, Фонд. В настоящее время в создании такого фонда Министерством финансов Российской Федерации отказано.

Материалами дела подтверждается, что, уполномоченный орган государственной власти субъекта не направил повторно до настоящего времени, в Министерство финансов Российской Федерации соответствующее предложение о создании такого Фонда.

Кроме того, Прокуратурой Республики Тыва 16.07.2010 г. в Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва направлено требование о принятии мер по признанию бесхозяйным с обращением в собственность Российской Федерации изъятых Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Тыва в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в ОАО «Народный банк» ценностей из золотого запаса республики (золото шлиховое массой 25023,36 грамм, самородок массой 881,1 грамм, золотые медальоны «Козерог» массой 11,775 грамм и «Арзылан» массой 20,0 грамм, 197 серебряных монет СССР различного достоинства).

В соответствии с  Положением «О Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. N 127

Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов - золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных в установленном порядке к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов (далее именуются - ценности).

Госфонд России пополняется за счет:

з) бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий.

В ходе рассмотрения дела, на основании определения Арбитражного суда Республики Тыва от 11.10.2012 г. Гохраном России было произведено вскрытие и просмотр посылки ценностей, переданных на ответственное хранение в Гохран России Управление ФСБ России по Республике Тыва, о чём составлен акт вскрытия от 24.10.2012 г.

Как следует из акта от 24.10.2012г. общая масса движимого имущества составила 28695,87 гр.

Суд, учитывая обстоятельства того, что собственник движимых вещей не установлен, считает возможным удовлетворить исковое заявление в целях приобретения права федеральной собственности на движимое имущество.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва

РЕШИЛ:

Исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва удовлетворить.

Признать право собственности за Российской Федерацией на:

- монеты из металла белого цвета (серебряные) «1 рубль», в количестве 84 шт., весом 1678,35 гр. и монеты из белого металла (серебряные) «Один полтинник», в количестве 113 шт., весом 1128,24 гр., всего в количестве 197 шт., общим весом 2806,59 гр.;

- кулон из металла жёлтого цвета в виде «Козерога», в количестве 1 шт., весом 11,77 гр.;

- кулон из металла жёлтого цвета в виде «Льва», в количестве 1 шт., весом 17,97 гр.;

- самородок из металла жёлтого цвета, в количестве 1 шт., весом 881,60 гр.;

- гранулы из металла жёлтого цвета, весом 24740,54 гр. и гранулы из металла коричневого цвета, весом 237,4 гр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия.

Судья О.Ш.Донгак