ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1210/10 от 02.08.2010 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000 г. Кызыл, ул. Кочетова 91

тел. для справок: (394-22) 2-11-96(факс), а/я 19, e-mail: acrt@tuva.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кызыл

Дело №А69-1210/2010-11

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2010 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Ажи В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ламажап Ч.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства финансов Республики Тыва о признании недействительным и об отмене постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюждетного надзора в Республике Тыва от 27.05.2010г. по административному делу №12-02/10-07/ЮЛ,

при участии представителей:

от заявителя: Баян О.А. - по доверенности от 29.01.2010г. № ЮК-218,

от заинтересованного лица: Монгуш А.В. - по доверенности от 16.12.2009г.,

установил:

Министерство финансов Республики Тыва (далее – Министерство) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюждетного надзора в Республике Тыва (далее – административный орган) от 27.05.2010г. по административному делу №12-02/10-07/ЮЛ.

Определением суда от 02.07.2010г. срок рассмотрения дела продлевался на основании ст.ст. 66, 135 ч.1 п.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истребованием необходимых доказательств по настоящему делу.

В судебном заседании представитель заявителя полностью поддерживает заявление, пояснила, что вынесенное постановление по делу об административном правонарушении нарушает права и законные интересы Министерства в социально-экономической сфере и иной экономической деятельности, оспариваемое постановление вынесено незаконно. В соответствии с п.1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 36 от 22.01.2007г., вышеназванные правила регулируют порядок предоставления из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации в соответствии с п.7.1. Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно п.п. 30, 31 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 21.01.2007г. № 35, при расчете средств субвенций, связанных с расходами органов служб занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый и плановый период предусматриваются планы на оплату труда, материальные затраты и прочие услуги, а также другие затраты.

Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 03.-7.2009г. № 3253-ТЗ даны разъяснения, что при передаче по состоянию на 01.01.2007г. субъектам Российской Федерации имущественного комплекса Роструда на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в состав субвенций были включены в полном объеме средства федерального бюджета в разрезе следующих кодов операций сектора государственного управления (подстатей) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации по видам расходов 006 «Территориальные органы» и 327 «Центры занятости населения», 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда», 220 «Приобретение услуг», 290 «Прочие расходы», 310 «Приобретение основных средств».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2007г. № 281 утверждена форма отчетности о расходовании средств субвенций, где присутствует показатель «Увеличение стоимости основных средств». Указанная отчетность является обязательной и предоставляется в Министерства финансов Российской Федерации ежеквартально с 2007г.

На основании изложенного, просила суд признать незаконным оспариваемое постановление и отменить его полностью.

Представитель административного органа не согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что проведенной проверкой установлено расходование средств субвенций выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий за 2009 г. в сумме 4 000 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения. Таким образом, по мнению представителя административного органа, постановление вынесено обоснованно и в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного просила в удовлетворении заявления Министерства отказать.

Заслушав пояснение представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании удостоверений № 96 от 24.03.2010г. и № 96-1 от 01.04.2010г., выданных руководителем административного органа, плана контрольной работы на 2010 год, поручения от 21.01.2010г. № 43-01-02-25/180, начальником отдела административного органа проведена проверка годового отчета об исполнении бюджета Республики Тыва, соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Республики Тыва, заключившей соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов Республики Тыва, за 2009 год. В проведении проверки принимали участие: главный специалист-эксперт и контролеры-ревизоры административного органа.

В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Тыва, соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Республики Тыва, заключившей соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов Республики Тыва, Министерством за 2009 год от 12.05.2010г. № 96 нарушение, которое выразилось в направлении в Агентство государственной службы занятости населения Республики Тыва за счет субвенций выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, по расходному расписанию от 29.05.2009г. № 657-2 в сумме 4 000 рублей на приобретение основных средств по главе 925 «Агентство государственной службы занятости населения Республики Тыва», подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы», по целевой статье 5100200 «Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения включая расходы по осуществлению этих полномочий», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», т.е. осуществлено расходование средств субвенций на цели, не соответствующие условиям получения, определенными ст.13 Федерального закона от 24.01.2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 годов», п.п. 1, 2 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 1904.1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

Усмотрев в действиях Министерства признаки административного правонарушения, выразившегося в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, вынесено постановление от 27.05.2010г. № 12-02/10-07/ЮЛ, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей.

Не согласившись вынесенным постановлением от 27.05.2010г. № 12-02/10-07/ЮЛ о назначении административного наказания, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005г. № 89н (далее по тексту -Положение), территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых может проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

В соответствии с пунктом 5.14.2 Положения территориальное управление также имеет право проводить в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).

Следовательно, оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах предоставленных полномочий.

Также, соблюдены порядок и срок привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс), нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно со ст.162 Бюджетного кодекса под получателем бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Статус бюджетного учреждения определен ст. 161 Бюджетного кодекса.

Из п.4 ст.7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 (ред.2.2009г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) следует, что субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст.7.1 Закона к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) осуществление контроля за:

обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

регистрацией инвалидов в качестве безработных;

2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

В соответствии с п.п. 5,6 ст.7.1 указанного Закона средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п.1 «Положения об Агентстве государственной службы занятости населения Республики Тыва и его структуры» утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2007г. № 613, Агентство государственной службы занятости населения Республик Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции в области занятости населения, входит в структуру органов исполнительной власти Республики Тыва и систему государственной службы занятости населения, в том числе осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

В соответствии п.п. 7,8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 36 «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, несут ответственность за соблюдения условий предоставления субвенций, установленных указанными Правилами, и достоверность отчетности, представляемой согласно п.6 указанных Правил, в соответствии законодательством Российской Федерации. Контроль за расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, связанными с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, источником финансового обеспечение которых является субвенции, осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с их полномочиями.

Согласно п.16 главы третьей «Положения об Агентстве государственной службы занятости населения Республики Тыва и его структуры» утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2007г. № 613, финансирование расходов на содержание аппарата агентства и на осуществление переданных полномочий предусматривается в виде субвенций из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Тыва.

В соответствии целевой статьи 5100200 Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2009г. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации», отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субвенций бюджетам для осуществления полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Поступление субвенций на указанные цели отражается по коду 000 2 02 03025 00 0000 151 "Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий" классификации доходов бюджетов.

По данной целевой статье отражаются расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

На основании приложения 4 «Поступление доходов в республиканский бюджет Республики Тыва на 2009г.» Закона Республики Тыва то 31.12.2008г. № 1187 ВХ-2 (ред. Закона Республики от 25.12.2009г. № 1755 ВХ-2) поступили денежные средства из федерального бюджета в республиканский бюджет по коду бюджетной классификации 2 0203025 02 0000 151 Субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий.

Также, на основании приложения 8 «Распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов и классификации расходов бюджета» Закона Республики Тыва то 31.12.2008г. № 1187 ВХ-2 (ред. Закона Республики от 25.12.2009г. № 1755 ВХ-2) поступившие субвенции распределены по разделу 04 по подразделу 01 по целевой статье 510 02 00 «Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий».

Доводы представителя административного органа, о том, что перечисление Министерством денежных средств на статью 310 бюджетной классификации для приобретения основных средств подтверждает нецелевое использование бюджетных средств, не обоснованы.

Кроме того, есть вступившее в законную силу решение Кызылского городского суда от 09.07.2010г., которым постановление административного органа отменено, где обстоятельства по расходованию субвенций из федерального бюджета республиканскому бюджету на приобретение основных средств и осуществление переданных полномочий Агентством государственной службы занятости населения Республик Тыва установлены решением суда общей юрисдикции, в связи с этим имеют отношение к данному спору.

Согласно пункту 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При изложенных обстоятельства суд приходит к выводу о неправомерности привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренной статьей ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании чего у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

В связи с тем, что в силу п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, ее взыскание не производится.

Руководствуясь ст.ст. 167, 170-176, 181, 210 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Министерства финансов Республики Тыва удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 27.05.2010г. № 12-02/10-07/ЮЛ, г.Кызыл, о признании Министерства финансов Республики Тыва виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей признать незаконным и отменить его полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья Ажи В.А.

.