Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Г. Кызыл
Дело №А69-2339/07-8
30 апреля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Хертек А.В.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства внутренних дел Республики Тыва
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании недействительным предписания от 12.10.2007 г. № 126 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1 - представитель по доверенности от 21.12.2007г.,
установил:
Министерство внутренних дел Республики Тыва (далее – МВД) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – Росфиннадзор) о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 12.10.2007г. № 126.
В судебное заседание заявитель не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени судебного заседания (почтовое уведомление №74154 от 10.04.2008г.). При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Росфиннадзора не согласился с заявленным требованием и пояснил, что довод заявителя на отсутствие в предписании ссылок на конкретные первичные документы является необоснованным и не подтверждающимся материалами дела. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Согласно материалам дела, с 20.11.2006г. по 21.11.2006г. начальником отдела Росфиннадзора ФИО2 в соответствии с планом контрольной и надзорной работы Росфиннадзора проведена встречная проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы в Министерстве внутренних дел Республики Тыва за 2006 год.
По результатам проверки ВРИО руководителя Росфиннадзора вынесено предписание от 12.10.2007г. № 126 по устранению нарушений, выявленных в ходе встречной проверки использования средств федерального бюджета, согласно которому Министерству внутренних дел Республики Тыва предписано в течение месяца взыскать с граждан-участников Подпрограммы: ФИО3 (616 860 рублей) и ФИО4 (308 430 рублей) с последующим возмещением в доход федерального бюджета бюджетные средства федерального бюджета, использованные неправомерно.
Вынесение предписания от 12.10.2007г. № 126 послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. № 62 (далее – Положение), Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории Республики Тыва.
В целях реализации полномочий по осуществлению контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета Росфиннадзор в силу п. 5.13 Положения вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактические наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, в том числе по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; проверяет соблюдение органами финансового контроля органов государственной власти Республики Тыва, законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; проводит в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
В силу п. 1 ч. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» к основным функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе, относятся проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации.
При таком положении дела следует признать наличие полномочий у Росфиннадзора для проведения встречной проверки использования средств федерального бюджета Министерством внутренних дел Республики Тыва.
Согласно п. 8 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2000г. № 42н, на проведение каждой проверки участвующим в деле в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномочен, и заверяется гербовой печатью указанного органа.
В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В представленных Росфиннадзором документах в качестве обоснования возражения имеются удостоверения на имя начальника отдела ФИО2, подписанные временно исполняющим обязанности руководителя и заверенные гербовой печатью Росфиннадзора, что в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подтверждает несостоятельность довода заявителя в части признания отсутствия полномочий начальника отдела ФИО2 на проведение проверок.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки Росфиннадзором явилось выделение Министерству внутренних дел Республики Тыва средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее – Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В пункте 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы (далее – Правила) определено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой.
Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
В пункте 17 Правил разъяснено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил; б) постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил; в) граждане, постоянно проживающие (проживавшие) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выезжающие (выехавшие) совместно с ним, - для граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил.
Согласно п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Как видно из материалов проверки, основанием для признания допущения МВД неправомерного расходования федеральных средств на сумму 616 860 рублей явилось непредставление документов, подтверждающих родственные отношения гражданина-участника Подпрограммы, указанных им в качестве членов семьи, в результате чего Росифннадзором установлено, что ФИО3 излишне начислена субсидия на указанную сумму и выдан жилищный сертификат.
Кроме этого, согласно материалам проверки МВД допущено нарушение пункта 17 Правил при выдаче жилищного сертификата ФИО4 в результате включения в расчет субсидии 22-летнего его сына ФИО5, который постоянно проживает в г. Новосибирске, что привело к излишнему начислению субсидии в размере 308 430 рублей.
Из изложенного суд приходит к выводу, что материалам проверки Росфиннадзора под «неправомерным расходованием бюджетных средств» понимается нарушение положений Правил для получения сертификата гражданином - участником Подпрограммы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. № 1095 средства федерального бюджета, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течении месяца после выявления указанных нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт использования МВД денежных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств: на реализацию мероприятий Подпрограммы, в связи с чем отклонение от положений Правил для получения жилищного сертификата гражданином - участником Подпрограммы является основанием для признания «неправомерности» расходования средств федерального бюджета.
На основании вышеизложенного суд признает, что у Росфиннадзора имелось основание для вынесения оспариваемого предписания, следовательно, считает его соответствующим положениям бюджетного законодательства.
Руководствуясь статьями 170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Министерства внутренних дел Республики Тыва о признании недействительным предписания от 12.10.2007 г. № 126 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья Хертек А.В.