ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1291/08 от 19.06.2008 АС Республики Тыва

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл

Дело № А-69-1291/08-8

26 июня 2008 года.

Резолютивная часть объявлена 19.06.2008 года. Полный текст решения изготовлен 26 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Санчат Э.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании ненормативного акта недействительными,

при участии в заседании:

от заявителя: Россов Р. В – представитель по доверенности,

от заинтересованного лица (ответчик): в судебное заседание не явился,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» (далее – Университет) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – надзорный орган) с заявлением о признании недействительными ненормативных актов – Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» от 04 февраля 2008 года № 19 и Предписания по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года.

Представитель надзорного органа заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с участием в проверочных мероприятиях.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело отсутствие представителя надзорного органа, отклонив ходатайство по следующим основаниям как видно из приказа от 02 июня 2008 года № 103/д «О направлении на проверку» представитель Хаджиев Ф. А был ознакомлен с приказом 02.июня 2008 года, судебное заседание назначено 19 июля 2008 года. Надзорному органу о времени и месте судебного заседания было известно заблаговременно и он имел возможность произвести замену представителя и оформить надлежащую доверенность.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свои требования и пояснил, что С 26.11.07 г. по 28.12.07 г. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - Управление) проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2006 г.

По результатам проверки составлен акт № 242 от 28 декабря 2006 г. на основании которого Управлением в отношении Университета вынесены предписания №№ 18,9 от 04.02.2008 по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.

С данными предписаниями не согласны, последующим основаниям:

Так в предписании № 18 от 04.02.08 г. указаны следующие нарушения и требования устранить их:

1) оплата поставщикам стоимости не оказанных коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, в т.ч. ОАО «Тываэнерго» - 773078, 45 рублей за теплоэнергию, ГУП «Тепловые сети» - 447953,43 рубля за подачу тепловой энергии. ООО «Водопроводные канализационные системы» - 565319.87 рублей за отпуск питьевой воды и прием сточных вод, всего на общую сумму 1796227,43 рублей.

При этом контрольным органом учтено то обстоятельство, что положения п.2 Порядка расчетов за электроэнергию, тепловую энергию и природный газ утв. Постановлением Правительства РФ №294 от 04.04.200 г. были изменены 23 2006 г., а до этого там содержались правила об авансовых платежах за коммунальные услуги, поэтом) Университет правомерно перечислял авансовые платежи за коммунальные услуги. Кроме того, оплата за коммунальные услуги производится круглогодично и данные денежные средства были использованы по их целевому назначению.

2)компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно, стоимости проезда в командировку, стоимости проживания без оправдательных документов, в т.ч. за счет средств федерального бюджета- 2500 рублей, за счет средств внебюджетной деятельности - 57715 рублей, всего на общую сумму 60215 рублей.

Данное нарушение отсутствуют, поскольку Университетом проверяющим были представлены копии оправдательных документов, которые были не приняты проверяющим, к учету. Данные копии были сверены с оригиналами при их предоставлении подотчетными лицами, оригиналы отсутствуют по причине того, что эти расходы покрывались приглашенным преподавателям из других городов России и истребовать оригиналы в связи с территориальной удаленностью затруднительно.

3) списание денежных средств от внебюджетной деятельности в виде представительских расходов при отсутствии утвержденной сметы на представительские расходы, порядка расходования средств, приказа руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия, программы проведения деловой встречи, а также без соответствующе оформленных документов на приобретение материальных ценностей (отсутствуют товарные чеки с указанием наименованием, количества, цены товаров) в сумме 40732,90 рубля.

Во время проверки проверяющим были предоставлены документы, подтверждающие произведенные расходы, но они были необоснованно не приняты во внимание.

4) списание дебиторской задолженности ООО «ПреПресс Студио» перед ТывГУ в сумме 310000 рублей за изготовление книги «Биосферы в разных временных масштабах»

2 тома тиражом 300 шт. при отсутствии поступления продукции от ООО «ПреПресс Студио» и принятых мер ТывГУ по возвращению перечисленных средств от ООО «ПреПресс Студио» согласно решению Арбитражного суда Новосибирской области от 01.01.2007г. по делу под №А45-19189/06-35/302.

В действительности же списания задолженности не производилось, наоборот были приняты меры по взысканию задолженности через арбитражный суд (на что было указано проверяющим и предоставлены копии решения суда и исполнительный лист).

5) необоснованная выплата за счет средств федерального бюджета доплаты к заработной плате в размере 12% за вредные условия труда при отсутствии заключения экспертной комиссии в сумме 73275,69 рублей, из них ректору Дубровскому Н. Г. 10471.87 рубль, другим работникам согласно реестру неправомерно начисленной доплаты - 62803.82 руб.

Указанные выплаты производились в соответствии с Положением о материальной поддержке и выплатах стимулирующего характера от 25.12.1997 г.утвержденного по решению ученого совета Университета, что подтверждается приказом № 546 от 26.12.1997 г. На основании положения главы 1 «Обязательные доплаты и надбавки», производились выплаты за вредные условия труда в соответствии с приказом Гособразования СССР от 20.08.90 года N 579. Кроме того, на момент проверки в ТывГУ имелся утвержденный и.о. ректором Прохоренко Ю.И. и согласованный с профсоюзной организацией ТывГУ Перечень работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата в ТывГу в размере 12%.

6) необоснованная выплата 206288,28 рублей за счет средств федерального бюджета в качестве доплаты за должность в размере 80% ректору Дубровскому Н.Г. при отсутствии разрешения вышестоящей организации.

Выплата указанной суммы также производилась на основании Положением о материальной поддержке и выплатах стимулирующего характера от 25.12.1997 г. утвержденного по решению ученого совета Университета, что соответствует п.1.ст. 30 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому высшее учебное заведение в пределах имеющихся средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов, (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).

7) необоснованная выплата из средств внебюджетной деятельности доплаты к заработной плате и выплата премий на основании приказов сторонней организации Института повышения квалификации и переподготовки кадров Хакасскою государственного университета им. Н.Ф.Катанова, не являющегося распорядителем средств ТывГУ. в том числе доплаты к зарплате ректору Дубровскому Н.Г. - 420197.79 рублей, другим работникам ТывГУ -1387659,29 рублей, премии ректору Дубровскому Н.Г. -229900 рублей, премии другим работникам ТывГУ-322500 рублей, всего на общую сумму 2360257,08 рублей.

Институт повышения квалификации и переподготовке кадров ХГУ им. Н.Ф.Катанова является собственником указанных денежных средств, Чаиркиной Л.Н. издавались приказы на доплаты к заработной плате в соответствии с условиями договора о творческом сотрудничестве от 01.09.2001 года. Приказами института повышения квалификации и переподготовке кадров ХГУ им. Катанова Н.Ф. от 11.01.05 №03/4, от 25.04.05 №22/4, от 22.02.06 №14/4 устанавливались размеры заработной платы, а также ежемесячные доплаты к заработной плате административно-управленческому аппарату ТывГУ и ХГУ из фонда заработной платы на основании сметы доходов и расходов утвержденной ректором ХГУ.

При этом Институт повышения квалификации и переподготовке кадров ХГУ им. Н.Ф.Катанова не является структурным подразделением ТывГУ и следовательно его действия не могут регулироваться решениями Ученого совета университета. Руководителем института повышения квалификации и переподготовки кадров.

Таким образом, Университету заинтересованным лицом вменяется неправомерное расходование денежных средств сторонней организации по ее же приказам.

8) списание без оправдательных документов денежных средств в сумме 140000. перечисленных на изготовление методических пособий «История Тувы». «Очерки Урянхайской земли» и научного сборника без указания наименования из средств внебюджетной деятельности.

Считаем что доводы заинтересованного лица о том, что методические пособия, изготовленные по договорам на оказание услуг должны учитываться по счету 010107000 «Библиотечный фонд» несостоятельными, поскольку указанные пособия и сборники не являются библиотечным фондом и поэтому данная сумма расходов правомерно списаны по счету 40101226 «Расходы на прочие услуги».

9) списание 17730 рублей без соблюдения срока службы и при отсутствии акта установки запасных частей транспортных средств, приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности.

Данное нарушение было устранено в ходе проверки, о чем проверяющие были поставлены в известность поэтому требование об его устранении, содержащееся в предписании необоснованно.

10) недопоступление в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренды имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям в сумме 9148,61 рублей.

Недопоступление в бюджет указанной суммы произошло по вине Арендатора в результате ненадлежащего исполнения его обязанности уплачивать арендную плату по договору аренды, поэтому неправомерно вменять нарушение Университету при отсутствии его вины в его совершении.

11)при выборочной инвентаризации основных средств установлена недостача основных средств, 76636, 50 руб.- приобретенных за счет средств федерального бюджета: 12336,89 руб. - приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности, всего на общую сумму 88973,39 руб.

Данное нарушение было устранено на момент проверки до оформления акта проверки о чем было сообщено проверяющим, поэтому требование устранить его указано в предписании неправомерно. 12) при выборочной инвентаризации основных средств установлены излишки основных средств: 41737,50 руб. - приобретенных за счет средств федерального бюджета на сумму 18607,63 рублей - приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности, всего на общую сумму 60345,13 руб.

Данное нарушение было устранено на момент проверки до оформления акта проверки о чем было сообщено проверяющим, поэтому требование устранить его указано в предписании неправомерно.

В предписании № 19 от 04.02.08 г. указано следующее нарушение и требование принять мены к недопущению аналогичных нарушений в дальнейшем:

1) неэффективное использование средств федерального бюджета, выразившееся в закупке материальных ценностей без проведения конкурсов и запросов котировок за счет средств федерального бюджета - 6111649 рублей, за счет средств от внебюджетной деятельности - 3070158,86 рублей, всего на общую сумму 9181807.87 рублей.

Категорически не согласны с утверждением заинтересованного лица о наличии данного нарушения, поскольку в ст. 71 Бюджетного кодекса указано, что закупками товаров, работ и услуг за счет средств бюджетов, лежащими в сфере регулирования законодательства о государственных закупках, являются закупки товаров, работ и услуг, на сумму свыше 200000 рублей. Стоимость каждой закупки, произведенной по одному договору (сделке) проведенной Университетом без проведения торгов в проверяемый период не превышала установленный законом предел, а значит, не требовалось проведения торгов

На основании изложенного заявитель просит удовлетворить заявленные требования.

Надзорным органом был представлен отзыв в предварительном судебном заседании.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 10 сентября 2002 года, Свидетельство серии 17№ 000048519.

Как следует из материалов дела, на основании удостоверения руководителя надзорного органа от 22 ноября 2007 года № 242 проведена проверка Университета. Проверка производилась по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Университета за 2006 года.

В ходе проверки были установлены следующие нарушения: оплата поставщикам стоимости не оказанных коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, в т.ч. ОАО «Тываэнерго» - 773078, 45 рублей за теплоэнергию, ГУП «Тепловые сети» - 447953,43 рубля за подачу тепловой энергии. ООО «Водопроводные канализационные системы» - 565319.87 рублей за отпуск питьевой воды и прием сточных вод, всего на общую сумму 1796227,43 рублей.

Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно, стоимости проезда в командировку, стоимости проживания без оправдательных документов, в т.ч. за счет средств федерального бюджета- 2500 рублей, за счет средств внебюджетной деятельности - 57715 рублей, всего на общую сумму 60215 рублей.

списание денежных средств от внебюджетной деятельности в виде представительских расходов при отсутствии утвержденной сметы на представительские расходы, порядка расходования средств, приказа руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия, программы проведения деловой встречи, а также без соответствующе оформленных документов на приобретение материальных ценностей (отсутствуют товарные чеки с указанием наименованием, количества, цены товаров) в сумме 40732,90 рубля.

списание дебиторской задолженности ООО «ПреПресс Студио» перед ТывГУ в сумме 310000 рублей за изготовление книги «Биосферы в разных временных масштабах»

необоснованная выплата за счет средств федерального бюджета доплаты к заработной плате в размере 12% за вредные условия труда при отсутствии заключения экспертной комиссии в сумме 73275,69 рублей, из них ректору Дубровскому Н. Г. 10471.87 рубль, другим работникам согласно реестру неправомерно начисленной доплаты - 62803.82 руб.

необоснованная выплата 206288,28 рублей за счет средств федерального бюджета в качестве доплаты за должность в размере 80% ректору Дубровскому Н.Г. при отсутствии разрешения вышестоящей организации.

необоснованная выплата из средств внебюджетной деятельности доплаты к заработной плате и выплата премий на основании приказов сторонней организации Института повышения квалификации и переподготовки кадров Хакасскою государственного университета им. Н.Ф.Катанова, не являющегося распорядителем средств ТывГУ. в том числе доплаты к зарплате ректору Дубровскому Н.Г. - 420197.79 рублей, другим работникам ТывГУ -1387659,29 рублей, премии ректору Дубровскому Н.Г. -229900 рублей, премии другим работникам ТывГУ-322500 рублей, всего на общую сумму 2360257,08 рублей

списание без оправдательных документов денежных средств в сумме 140000. перечисленных на изготовление методических пособий «История Тувы». «Очерки Урянхайской земли» и научного сборника без указания наименования из средств внебюджетной деятельности.

списание 17730 рублей без соблюдения срока службы и при отсутствии акта установки запасных частей транспортных средств, приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности.

недопоступление в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренды имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям в сумме 9148,61 рублей

при выборочной инвентаризации основных средств установлена недостача основных средств, 76636, 50 руб.- приобретенных за счет средств федерального бюджета: 12336,89 руб. - приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности, всего на общую сумму 88973,39 руб.

неэффективное использование средств федерального бюджета, выразившееся в закупке материальных ценностей без проведения конкурсов и запросов котировок за счет средств федерального бюджета - 6111649 рублей, за счет средств от внебюджетной деятельности - 3070158,86 рублей, всего на общую сумму 9181807.87 рублей.

На основании акта 04 февраля 2008 года руководителем надзорного органа направлено Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» от 04 февраля 2008 года № 19 и Предписания по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года..

Не согласившись с данным ненормативными актами Университет обратилось в суд.

Выслушав доводы сторон, рассмотрев материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично по следующим основаниям:

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В силу пункта 4 статьи 158 и пункта 6 статьи 161 Кодекса бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов. Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит универсальный характер для любого бюджетного учреждения.

Таким образом, смета доходов и расходов является документом, содержащим задание главного распорядителя бюджетных средств о направлениях и объеме расходования средств по их экономическому содержанию.

Как видно из представления от 04 февраля 2008 года № 19 Надзорный орган предлагает рассмотреть нарушения бюджетного законодательства а именно неэффективное использование бюджетных средств на сумму 6111649,01 руб.

Как видно из представленных материалов дела данное нарушение бюджетного законодательства установлено надзорным органом при проверки договор, счет-фактур по поставке товаров, услуг на суммы не превышающие 60000 руб.посчитав что бюджетные средства используются не эффективно надзорный орган вынес представление

В соответствии с пунктом 2 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего в проверяемый период) настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Предельный размер в проверяемый период составлял 60000 руб. (Указание Банка России от 14 ноября 2001 года N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке").

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Из представленного акта проверки и представления не возможно определить неэффективность использования бюджетных средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о признании недействительным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» от 04 февраля 2008 года № 19.

Предписание по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года,   срок исполнения которого установлен 30 дней со дня получения.

1. По мнению надзорного органа оплата Университетом коммунальных услуг производится в нарушения статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации № 294 от 04 апреля 2000 года «Об утверждении порядка оплаты за электрическую, тепловую энергию и природный газ». Оплата Университетом производится путем авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оплаты за электрическую, тепловую энергию и природный газ утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 294 от 04 апреля 2000 года оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

В представленных заявителем договорах заключенных с организациями предоставляющие коммунальные услуги определен следующий порядок оплаты: оплачивается промежуточный платеж в последующем окончательный. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения по данному пункту.

2. Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно, стоимости проезда в командировку, стоимости проживания без оправдательных документов, в т.ч. за счет средств федерального бюджета- 2500 рублей, за счет средств внебюджетной деятельности - 57715 рублей, всего на общую сумму 60215 рублей.

Проверкой обоснованности возмещения работникам и членам их семьи стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно из средств федерального бюджета установлено неправомерное расходование средств на сумму 2500,0 рублей, выразившееся переплате указанной компенсации. Так, согласно авансовому отчету без номера от 01.10.06г. старшего преподавателя кафедры Тувинского языка Дамба О.В. расходы по проезду к месту отдыха и обратно утверждены и списаны на сумму 17700,0 рублей, фактически расходы согласно проездным билетам составили 15200,0 рублей, денежные средства выданы по РКО № 1875 от 13.10.2006г. на сумму 17700 рублей, излишне выплачены и списаны на расходы учреждения без оправдательных документов 2500,0 рублей, что является  нарушением п.1 ст.9 Федерального Закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Проверкой обоснованности списания подотчетных сумм выданных из средств внебюджетной деятельности на проезд работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, на проезд в командировку и проживание установлено, что в нарушение п.1 ст.9 Федерального Закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» без оправдательных документов по ксерокопиям билетов (оригиналы билетов не предоставлены) списаны расходы на проезд у следующих подотчетных лиц: Марова И.В. - 450 рублей, Мусохранова В.О. - 6315 рублей, Ивицского СБ. - 11310 рублей, Северцева А.С. - 11510 рублей, Айзманова Р.Н. - 3580 рублей, Аманжалова Б.А. - 3630 рублей, Дергачева М.Ч. - 3580 рублей; за проживание у подотчетного лица Андрейчик М.Ф. - 550 рублей, всего на сумму 40925,0' рублей. Денежные средства вышеуказанным подотчетным лицам выданы по расходным кассовым ордерам: № 1381 от 14.07.2006г. на сумму 1300 рублей, № 1252 от 04.07.2006г. на сумму 10183,9 рубля, № 1664 от 13.09.2006г. на сумму 23720 рублей, № 1663 от 13.09.2006г. на сумму 23720 рублей, № 1228 от 130.12.2006г. на сумму 3580 рублей, № 1254 от 15.12.2006г. на сумму 7780 рублей, № 1158 от 04.12.2006г. на сумму 7150 рублей, № 1815 от 06.10.2006г. на сумму 8295 рублей. Без оправдательных документов произведена, проезда в командировку и за проживание подотчетным лицам 40925,0 рублей.

В судебном заседании заявителем представлены оправдательные документы (билеты, авансовые отчеты) и пояснено что документы были представлены проверяющим в копиях так как оригиналы находились у подотчетных лиц проживающих за пределами Республики Тыва и являлись приглашенными преподавателями.

3. списание денежных средств от внебюджетной деятельности в виде представительских расходов при отсутствии утвержденной сметы на представительские расходы, порядка расходования средств, приказа руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия, программы проведения деловой встречи, а также без соответствующе оформленных документов на приобретение материальных ценностей (отсутствуют товарные чеки с указанием наименованием, количества, цены товаров) в сумме 40732,90 рубля.

без оправдательных документов, т.е без утвержденной сметы на представительские расходы, порядка расходования средств, приказа руководителя о назначении ответственного за проведения официального мероприятия, программы проведения деловой встречи, а также без соответствующе оформленных документов (отсутствуют товарные чеки с указанием наименованием, количества, цены товаров) с подотчета коменданта главного корпуса Павловой Н.Л. по авансовому отчету без номеров от 30.04.2006г. списаны денежные средства на представительские расходы согласно актам списания (подарочное изделие, сувениры с национальной символикой, пиалы, фужеры, чайные сервизы продукты питания и.т.д.) на сумму 40732,9 рубля, что является неправомерным расходованием денежных средств по средствам внебюджетной деятельности на сумму 40732,9 рубля (РКО № 528 от 11.04.2006г. - 5000 рублей, № 550 от 12.04.2006г. - 5200 рублей, № 593 от 17.04.2006г. - 3000 рублей, № 646 от 20.04.06г. -3000 рублей, №664 от 21.04.2006г. - 10400 рублей, № 666 от 21.04.06г. - 2000 рублей, № 1675 от 14.09.2006г.- 16766,5 рублей, № 1698 от 15.09.2006г.- 1000 рублей);

В качестве доказательств правомерности расходов заявителем представлены: приказ № 233 от 17 марта 2006 года «О создании организационного комитета», смета расходов на проведение аттестации ТывГУ на сумму 45600 руб., акт от 19апреля 2006 года о подтверждении списания и приобретения продуктов на сумму 19438, 40 руб., авансовый отчет от 30 апреля 2006 года на сумму 19438, 40 руб., приказ № 364а от 19 апреля 2006 года, списки продуктов с чеками контрольно-кассовых машин на общую сумму 24195,7 руб. согласно спискам и 26350,20 руб. согласно чекам ККМ и товарным чекам, авансовый отчет на сумму 5185 руб., смета расходов на приобретение подарочного сувенира , акт на списание товарный чек и чек ККМ на сумму 5185 руб.приказ №412 от 27 апреля 2006 года, авансовый отчет от 30 апреля 2006 года на сумму 7190 руб., авансовый отчет от 30 апреля 2006 года на 3044 руб., приказ от 20 апреля 2006 года № 381а, товарные чеки и чеки ККМ на сумму 10234 руб., план работы аттестационной комиссии в Тывинском государственном университете с 16- 24 апреля 2006 года.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2003 года № 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения» представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.

4. списание дебиторской задолженности ООО «ПреПресс Студио» перед ТывГУ в сумме 310000 рублей за изготовление книги «Биосферы в разных временных масштабах» 2 тома тиражом 300 шт. при отсутствии поступления продукции от ООО «ПреПресс Студио» и принятых мер ТывГУ по возвращению перечисленных средств от ООО «ПреПресс Студио» согласно решению Арбитражного суда Новосибирской области от 01.01.2007г. по делу под №А45-19189/06-35/302.

5. необоснованная выплата за счет средств федерального бюджета доплаты к заработной плате в размере 12% за вредные условия труда при отсутствии заключения экспертной комиссии в сумме 73275,69 рублей, из них ректору Дубровскому Н. Г. 10471.87 рубль, другим работникам согласно реестру неправомерно начисленной доплаты - 62803.82 руб.

6. необоснованная выплата 206288,28 рублей за счет средств федерального бюджета в качестве доплаты за должность в размере 80% ректору Дубровскому Н.Г. при отсутствии разрешения вышестоящей организации.

7. необоснованная выплата из средств внебюджетной деятельности доплаты к заработной плате и выплата премий на основании приказов сторонней организации Института повышения квалификации и переподготовки кадров Хакасскою государственного университета им. Н.Ф.Катанова, не являющегося распорядителем средств ТывГУ. в том числе доплаты к зарплате ректору Дубровскому Н.Г. - 420197.79 рублей, другим работникам ТывГУ -1387659,29 рублей, премии ректору Дубровскому Н.Г. -229900 рублей, премии другим работникам ТывГУ-322500 рублей, всего на общую сумму 2360257,08 рублей.

8. списание без оправдательных документов денежных средств в сумме 140000. перечисленных на изготовление методических пособий «История Тувы». «Очерки Урянхайской земли» и научного сборника без указания наименования из средств внебюджетной деятельности.

9. списание 17730 рублей без соблюдения срока службы и при отсутствии акта установки запасных частей транспортных средств, приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности.

10. недопоступление в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренды имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям в сумме 9148,61 рублей.

11. при выборочной инвентаризации основных средств установлена недостача основных средств, 76636, 50 руб.- приобретенных за счет средств федерального бюджета: 12336,89 руб. - приобретенных за счет средств внебюджетной деятельности, всего на общую сумму 88973,39 руб.

Как видно из представленного Предписания по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года Тывинскому Государственному университету предложено принять меры по устранению выявленных в ходе проверки финансовых нарушений.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 29 настоящего Кодекса арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов" а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункты 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 3 разъяснено, что ненормативный акт носит индивидуальный разовый характер и принимается в основном по организационно-распорядительным вопросам, содержит индивидуальные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела подтверждается, что обжалуемое представление носит информационный характер, поскольку предлагает Тывинскому Государственному университету лишь проинформировать о мерах, принятых по результатам проверки.

При этом документ не нарушает права и законные интересы Тывинского Государственного университета и в материалы дела не представлены доказательства, что в связи с изданием оспариваемого представления наступили какие-либо неблагоприятные для заявителя последствия.

При таких обстоятельствах в этой части производство по делу следует прекратить.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и со ст.ст.333.17 и 333.21 п.1 подп. 3 и 9 Налогового кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителя, поскольку судом отказано в удовлетворении заявления. Уплаченная государственная пошлина, за подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта в сумме 2000 рублей, возврату не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В заявлении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании недействительными ненормативного акта – Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» от 04 февраля 2008 года № 19 и Предписания по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года удовлетворить частично.

Признать недействительным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» от 04 февраля 2008 года № 19.

Признать недействительным подпункт1 пункта 1 Предписания по устранению выявленных нарушений в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» за 2006 год № 18 от 04 февраля 2008 года.

В остальной части производство прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.

Председательствующий: Санчат Э. А.