ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1376/08 от 29.05.2008 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-1386/08-8

  05 июня 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 05 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Тыва   в составе:

председательствующего судьи Санчат Э.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Санчат Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва

к Мэрии города Кызыла

об обязании принять в муниципальную собственность г.Кызыла объекты жилищно-коммунального хозяйства,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 12.03.2008г. № 76,

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 17.10.2007г. № 2816, ФИО3 Ш-К. – представитель по доверенности от 17.10.2007г. № 2814,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва (далее – Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мэрии города Кызыла (далее – Мэрия) об обязании принять в муниципальную собственность г.Кызыла объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и пояснил, что на балансе Предприятия находятся с момента постройки жилые дома и котельная, находящиеся по адресу: <...>, № 4В, которые принадлежат заявителю на праве хозяйственного ведения. Во исполнение информационного письма генеральной дирекции Предприятия заявитель обратился в Мэрию о принятии в муниципальную собственность г.Кызыла данных объектов жилищно-коммунального хозяйства, на которое был получен отказ. По мнению заявителя, отказ Мэрии является незаконным, противоречащим законодательству, поскольку Закон Республики Тыва, на который ссылается Мэрия при отказе, не регулирует вопросы по передаче федеральной собственности в муниципальную собственность. На основании изложенного заявитель просил суд обязать Мэрию принять в муниципальную собственность г.Кызыла вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Ответчик в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, пояснив, что в соответствии с Законом Республики Тыва органы местного самоуправления вправе отказаться от принятия объектов государственной собственности в случае, если их содержание, восстановление требует финансовых средств. В данном случае спорные объекты требуют огромных денежных и материальных вложений по их ремонту для использования их по назначению, а в бюджете города Кызыла финансовых средств на содержание, восстановление (капитальный ремонт) объектов, в том числе жилья, передаваемых в муниципальную собственность не предусмотрены. В связи с этим отказ Мэрии, по мнению ответчика, является правомерным.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:

Как следует из материалов дела, письмом от 09.11.2006г. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» информировало руководителей филиалов о принятии мер по ускорению передачи объектов ЖКХ и соцкультбыта в собственность муниципальных образований.

С учетом согласия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Тыва от 02.05.2007г. № 5-151 прекращено право хозяйственного ведения ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» на относящиеся к федеральной собственности жилые дома, а также котельную, находящиеся по адресу: <...>, 4 «В».

Предприятие во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества их федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность» обратилось к Мэру администрации города Кызыла о рассмотрении вопроса передачи объектов жилого фонда в муниципальную собственность.

Письмом Мэрия отказала Предприятию в принятии спорных объектов в муниципальную собственность со ссылкой на то, что техническое состояние зданий требует огромных денежных и материальных вложений по их ремонту, для использования их по назначению.

Считая отказ Мэрии незаконным и необоснованным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими в силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Из абзацев 2, 3, 4 части 11 статьи 154 названного Закона следует, что передаваемое распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Тыва № 5-151 от 02.05.2007г. имущество (жилые дома, а также котельная по ул. Станционная, 4 «А», 4 «Б», 4 «В», г.Кызыл) не может находиться в федеральной собственности. В силу приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 - жилой фонд является объектом муниципальной собственности.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен пунктом 11 статьи 154 названного Закона.

Согласно установленному порядку органы местного самоуправления направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений о передаче в соответствии с передаточным актом.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные выше решения являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.

Следовательно, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством и, в данном случае, возложена на Мэрию города Кызыла как на орган местного самоуправления.

Кроме этого, из пункта 11 статьи 154 названного Закона не следует, что для принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную требуется согласие органа местного самоуправления.

Исходя их изложенного, суд признает несостоятельными доводы Мэрии города Кызыла на невозможность принятия спорных объектов в муниципальную собственность со ссылкой на Закон Республики Тыва от 09.02.2000г. № 429 «О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Тыва в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Тыва».

Указанным Законом Республики Тыва регламентирован порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность, и нормы данного Закона Республики Тыва не регулируют вопросы, возникшие по передаче федеральной собственности в муниципальную собственность.

При таком положении дела суд признает неправомерным отказ Мэрии города Кызыла в принятии спорных объектов в муниципальную собственность, в связи с чем у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебных акт, взыскиваются со стороны.

В пункте 5 Информационного письма № 117 от 13.03.2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.

При таком положении дела уплаченная заявителем при подаче заявления в суд государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 156, 160-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва удовлетворить.

Обязать Мэрию города Кызыла Республики Тыва принять в муниципальную собственность города Кызыла объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся по адресу: <...>, а также котельную, находящуюся по адресу: <...>, принадлежавшие Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва на праве хозяйственного ведения.

Взыскать с Мэрии города Кызыла Республики Тыва, находящейся по адресу: <...>, в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную платежным поручением № 63 от 14.03.2008г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.

Судья Санчат Э.А.