Арбитражный суд Республики Тыва
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-1378/2011
06 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат. Э. А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Салчак С. С, рассмотрев в судебном заседании
заявление Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна
к Отделению надзорной деятельности Барун-Хемчикского кожууна и г. Ак-Довурака Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Тыва
об оспаривании Постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и наложении штрафа в сумме 150000 руб. № 21 от 04 июля 2011 года
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – директор
от ответчика: ответчик в судебное заседание не явился.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна (далее – Учреждение) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и наложении штрафа в сумме 150000 руб. № 21 от 04 июля 2011 года.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал свои требования сослался на доводы указанные заявлении.
Административный орган своего представителя на судебное заседание не направил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложение рассмотрения дела не представило, о времени и месте его проведения извещёно надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении № 667000 41 006773.
Поскольку ответчик извещен надлежащим образом, то арбитражный суд вправе провести судебное заседание без участия представителей ответчика, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, имеющие значение для рассмотрения спора, следующие обстоятельства.
19.11.2002, Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна поставлено на налоговый учёт в налоговом органе по месту нахождения(МРИ ФНС России № 4 по Республике Тыва), за основным государственным регистрационным номером 1021700667075, ИНН <***>, что подтверждается выпиской из Государственного реестра юридических лиц от 12.05.2011 года.
04 июля 2011 года Отделением надзорной деятельности Барун-Хемчикского кожууна и г. Ак-Довурака Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Тыва проведена проверка Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна входе которой установлено нарушения, а именно План =схема эвакуации выполнена в нарушение требований правил пожарной безопасности не согласован с Госпожнадзором; эвакуационный выход со второго этажа не соответствует требованиям правил пожарной безопасности; во всех помещения электролампах отсутствует плафоны закрытого исполнения; в кухне имеется открытая проводка монтированное методом открытая скрутка; в путях эвакуации имеются пороги, о чем был составлен акт проверки №21.
На основании акта проверки составлен протокол об административном правонарушении № 21 от 04 июля 2011 года где зафиксированы следующие правонарушения: эвакуационный выход со второго этажа не соответствует требованиям правил пожарной безопасности; в путях эвакуации имеются пороги.
04 июля 2011 года главным государственном инспектором Барун-Хемчикскому кожууну и г. Ак-Довураку по пожарному надзору в отношении Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна вынесено Постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № 21 от 04 июля 2011 года в котором заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и наложен штраф в сумме 150000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Учреждение обратилось в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Объективной стороной рассматриваемого правонарушения является нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом от 18.06.2003 N 313 МЧС Российской Федерации утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Данные Правила официально опубликованы в газете "Российская газета" 04.07.2003 N 129 и зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 N 4838.
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности, пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
С учетом представленных материалов дела акта проверки № 20, протокола об административном правонарушении № 21 от 04 июля 20011 года суд считает, что административным органом установлена объективная сторона вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Заявителем не представлены пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Следовательно, вина учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса, административным органом установлена и доказана.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.
Вместе с тем, судом установлены допущенные административным органом существенные нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. При его составлении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Перечисленные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении заявителя к административной ответственности составлены в один день – 04.07.2011 года.
Судом установлено, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день лишили Государственное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Действующее законодательство гарантирует каждому лицу защиту его прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статьи 45, 46 Конституции Российской Федерации). Право на защиту является объективным правом, его возникновение не ставится в зависимость от наступления каких-либо событий, совершения каких-либо действий. При этом законодательно установленному праву лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспондирует обязанность административного органа обеспечить реализацию указанного права.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным и подлежащим отмене Постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и наложении штрафа в сумме 150000 руб. № 21 от 04 июля 2011 года.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не производится.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ
Заявление Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна удовлетворить:
Признать не законным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и наложении штрафа в сумме 150000 руб. № 21 от 04 июля 2011 года вынесенного главным государственном инспектором Барун-Хемчикскому кожууну и г. Ак-Довураку по пожарному надзору в отношении Государственного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Барун-Хемчикского кожууна.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Санчат Э. А.