ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1501/2021 от 03.08.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                                Дело № А69-1501/2021

« 03 » августа 2021 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов А.Г., при ведении судебного протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Монгуш Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>) к Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП незаконным и его отмене,

без вызова сторон,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – предприниматель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее по тексту – административный орган) о признании постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП незаконным и его отмене.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 – 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам.

Административный орган, представил в суд отзыв, в котором с заявленными требованиями предпринимателя не согласился и просит суд отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, административным органом в рамках проведения мероприятий за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и условий действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции, во исполнение приказа Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 30.12.2020 № 344 «О проведении мероприятий по наблюдению за исполнением обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва» проведены мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предприниматели, по мониторингу соблюдения законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот алкогольной продукции на территории Республики Тыва, в ходе которых установлено, что при формировании отчетов в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на Интернет-сайте https://service.alcolicenziat.ru/cabinet/home, в разделе «Федеральные отчеты», подразделе «Сводные данные по организациям сдавшим/ не сдавшим декларации по форме 12» за 4 квартал 2020 года (адрес сервиса в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» https://service.fsrar.ru/cabinet/home) индивидуальным предпринимателем ФИО1 ИНН <***> (далее - ИП Бекеш А.Н. ) не предоставлена в электронном виде в Службу декларация об объемах розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи по форме № 12 к Правилам за 4 квартал 2020 года и не направлена копия такой декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, что подтверждается выгрузкой из электронного портала «Информационная система субъекта Российской Федерации по приему деклараций».

По данному факту 15.04.2021 административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении предпринимателя.

При анализе данных, отраженных в отчетах:

- «Отчет об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.10.2020 г по 31.12.2020 г., было установлено, что с оптовых организаций общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ОРИОН" (далее - ООО «ТД «Орион») ИНН: <***> КПП: 170145002 товарно-транспортной накладной от 23.10.2020 г. № ТД105734 (TTN-0419130588); ООО «Легион» ИНН <***>, КПП: 170145001 товарно-транспортными накладными от 05.10.2020г. № 0ЛЦБ-014193 (TTN-0414684192), от 13.10.2020 г. № 0ЛЦБ-014692 (TTN-0416615546), от 19.10.2020 г. № 0ЛЦБ-015006 (TTN-0417933149), от 26.10.2020 г. № 0ЛЦБ-015426 (TTN-0419592679), от 19.11.2020 г. № ОЛЦБ-016814 (TTN-0425345100), от 01.12.2020 г. № ОЛЦБ-017442 (TTN-0428034626) в адрес ИП ФИО1 ИНН <***> в 4 квартале 2020 года были осуществлены поставка алкогольной продукции, а именно пива и пивных напитков в ассортименте;

- «Отчет об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в Интернет-сервисе «Личный кабинет» https://service.alcolicenziat.ru/cabinet/home на Интернет-сайте www.fsrar.ru, сформированных по следующим параметрам: квартал - 4, год - 2020, Службой по лицензированию Республики Тыва было установлено, что ИП. Бекеш А.Н., в 4 квартале 2020 года была осуществлена закупка алкогольной и спиртосодержащей продукции (пива и пивных напитков) с оптовых организаций ООО «ТД «Орион» ИНН: <***> КПП: 170145002 по товарно-транспортной накладной от 23.10.2020 г. № ТД105734 (TTN-0419130588); ООО «Легион» ИНН <***>, КПП: 170145001 по товарно-транспортными накладными от 05.10.2020г. № ОЛЦБ-014193 (TTN-0414684192), от 13.10.2020 г. № ОЛЦБ-014692 (TTN-0416615546), от 19.10.2020 г. № ОЛЦБ-015006 (TTN-0417933149), от 26.10.2020 г. № ОЛЦБ-015426 (TTN-0419592679), от 19.11.2020 г. № ОЛЦБ-016814 (TTN-0425345100), от 01.12.2020 г. № ОЛЦБ-017442 (TTN-0428034626);

- «Сводные данные по организациям сдавшим/ не сдавшим декларации по форме 12» за 4 квартал 2020 г. по состоянию на 16.04.2021 г. ИП. Бекеш А.Н. не предоставлена в электронном виде в Службу декларация об объемах розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи по форме № 12.

Предоставленных поставщиками ООО «ТД «Орион» ИНН: <***> КПП: 170145002; ООО «Легион» ИНН <***>, КПП: 170145001 действительно в 4 квартале 2021 г. ИП Бекеш А.Н. были отпущены со склада поставщиков алкогольная продукция в ассортименте (пиво и пивная продукция) следующими товарно-транспортными накладными (далее-ТТН):

- по ТТН от 23.10.2020 г. № ТД105734 (TTN-0419130588) ООО «ТД «Орион» отпущена со склада пиво и пивная продукция получателю - ИП Бекеш А.Н. на обособленный объект торговли находящегося по адресу: <...>, и принят представителем грузополучателя ИП Бекеш А.Н. -ФИО2;

- по ТТН от 05.10.2020г. № ОЛЦБ-014193 (TTN-0414684192), от 13.10.2020 г. № ОЛЦБ-014692 (TTN-0416615546), от 19.10.2020 г. № ОЛЦБ-015006 (TTN-0417933149), от 26.10.2020 г. № ОЛЦБ-015426 (TTN-0419592679), от 19.11.2020 г. № ОЛЦБ-016814 (TTN-0425345100), от 01.12.2020 г. № 0ЛЦБ-017442 (TTN-0428034626) ООО «Легион» отпущены со склада пиво и пивная продукция получателю - ИП Бекеш А.Н. на обособленный объект торговли находящегося по адресу: <...>, и приняты ИП Бекеш А.Н.

По итогам проведенной проверки административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 № 34-2021-ИП.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 12.05.2021 № 34-2021-ИП, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований, а также требований к использованию основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.

Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.16 КоАП РФ.

Пунктом 3 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.

В соответствии с пунктами 1 и 7.4 Положения о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2011 № 39, Служба осуществляет функции по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 № 34-2021-ИП составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа, в пределах предоставленных полномочий.

Требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 КоАП РФ административным органом при составлении протокола, а также вынесении постановления соблюдены; содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, в том числе статье 28.2, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено в отсутствии предпринимателя.

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной (в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формы деклараций и Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила № 815).

Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Форма деклараций, порядок и сроки их представления установлены Правилами № 815 (действующие в спорном периоде).

За несоблюдение изложенных требований статей 14 и 26 Закона № 171-ФЗ, Правил № 815 установлена административная ответственность, и, кроме того, могут быть применены в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 названного закона такие меры государственного принуждения, как приостановление действия соответствующей лицензии либо ее аннулирование в судебном порядке.

Материалами дела (протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 № 34-2021-ИП, постановлением по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП) подтверждается факт нарушения предпринимателем установленных требований законодательства.

На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о доказанности административным органом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

При этом согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.

В силу частей 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10).

Доказательств, подтверждающих отсутствие у предпринимателя объективной возможности по соблюдению требований действующего законодательства с целью предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им каких-либо мер по соблюдению вышеуказанных требований действующего законодательства.

Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.13 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, арбитражным судом не установлены.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Проверив порядок определения размера наказания при вынесении оспариваемого постановления, судом установлено, что административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной статьи 15.13 КоАП РФ - 5 000 рублей.

Принимая во внимание, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного правонарушения, судом не установлено нарушения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 к Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва о признании постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 № 34-2021-ИП незаконным и его отмене отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                Павлов А.Г.