ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1543/19 от 30.07.2019 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91. Тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                  Дело № А69-1543/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 06 августа 2019 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-ФИО2 Х., при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО3 Калдар-ооловича (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 г. № 17-1482-2019,

при участии в судебном заседании: ФИО2-А.А. – представителя административного органа по доверенности,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО3 Калдар-оолович (далее – ИП ФИО3, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее – административный орган, Управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 № 17-1482-2019.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ИП ФИО3, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 123, ч. 3 ст. 156, п. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 11.06.2019 г. № 92924 и расписка к протоколу судебного заседания от 24.07.2019), а также имеется публичное извещение о времени и месте рассмотрения заявления на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10 час. 30 мин. 24 июля 2019 года до 13 час. 30 мин. 30 июля 2019 года.

Из заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении следует, что увеличение отпускной цены на 158 руб. за 1 тонну предпринимателем произведено на основании приказа ООО «Тувинская горнорудная компания», согласно которому отпускная цена на рядовой каменный уголь с 01.01.2019 устанавливается в сумме 2 754 руб. за 1 тонну в том числе НДС 20 % - 459 руб., поэтому в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого правонарушения. По указанным основаниям заявитель просит суд отменить оспариваемое постановление и признать административную ответственность малозначительным и ограничиться с устным замечанием.

Управлением представлен отзыв на заявление предпринимателя и его представитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами административного дела, при этом считает возможным изменить административный штраф на предупреждение в связи с тем, что административное правонарушение совершено впервые. 

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО3 Калдар-оолович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) <***>, ИНН <***>.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Овюрского района во исполнение задания прокуратуры Республики Тыва проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении транспортных перевозок угля и реализации населению угля топливными складами.

По результатам проверки Прокуратурой Овюрского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.04.2019 в отношении ИП ФИО3  по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Определением № 17-1482-2019 от 06.05.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора по РТ назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 22 мая 2019 г. в 09 час. 15 мин. до 09 час. 30 мин. по адресу: <...> этаж, конфренц-зал.

Усмотрев в действиях предпринимателя нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

ИП ФИО3, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования частично обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 № 40, арбитражный суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленной компетенции.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2019 вынесено в отсутствие ИП ФИО3, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении согласно почтовому уведомлению от 11.05.2019 № 08606.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

Административным органом оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории правонарушений.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 22.05.2019 № 17-1482-2019 ИП ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Согласно оспариваемому постановлению следует, что ИП ФИО3 реализовывал каменный уголь с 01.01.2019 по цене 3 535 руб. за 1 тонну, что выше установленной розничной цены за тонны угля.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определяет требования к организации и осуществлению торговой деятельности, устанавливает основы государственного контроля "надзора), муниципального контроля в области торговой деятельности.

В силу части 4 статьи 8 Закона № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 г. утвержден, в частности, Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанным перечнем регулирования органами государственной власти субъектов подлежат цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Республики Тыва вынесено постановление № 212 от 21.05.2010, которым утверждены предельные розничные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности на территории Республики Тыва.

Частью 2 постановления Правительства Республики Тыва предусмотрено, что хозяйствующим субъектам реализовывать твердое топливо по розничным ценам, не превышающим установленные предельные розничные цены.

Согласно вышеуказанному постановлению Правительства РТ от 21.05.2010 № 212 на территории Овюрского района применяются следующие предельные цены за 1 тонну угля, реализуемого ООО «Тувинская горнорудная компания» с участка «Разрез Чаданский»: в с. Ханалгайты - 3 377 руб.; в с. Солчур – 3 365 руб. 50 коп.; в с. Саглы – 3 647 руб. 25 коп.; в с. Ак-Чыраа – 4 101 руб. 50 коп.; в с. Чаа-Суур  - 3 710 руб. 50 коп.; в с. Дус-Даг – 3 664 руб. 50 коп.

Представленными в материалы дела документами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.04.2019; объяснением ИП ФИО3 от 15.04.2019; приказом ООО «Тувинская горнорудная компания» № 248-П от 16.10.2018; договором безвозмездного пользования имуществом., подтвержден факт того, что с 01.01.2019 ИП ФИО3 применял розничные цены на уголь, превышающие установленные постановлением Правительства РТ.

Оценив представленные доказательства, суд соглашается с выводом Управления о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Тем более, что в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что предпринимателем предприняты все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом ИП ФИО3 заявлено ходатайство о применении ст. 2.9 КоАП РФ и о замене административного штрафа на предупреждение, с которым согласился представитель Управления в судебном заседании.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Тем самым, по указанным нормам права замена штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности следующих условий:

- отнесение заявителя к субъектам малого предпринимательства;

- совершение правонарушения впервые;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом заявленного ходатайства Управления о замене административного штрафа на предупреждение, а также взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку совершенное ИП ФИО3 действие (бездействие) не представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также вменяемое административное правонарушение совершено предпринимателем впервые.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Постановлением от 22.05.2019 № 17-1482-2019 по делу об административном правонарушении, ИП ФИО3 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., то есть в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств.

Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение имеются, поскольку ИП ФИО3 совершено административное правонарушения по части 1 стать 14.6 КоАП РФ впервые, соответственно, отсутствуют причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд считает возможным заменить назначенное ИП ФИО3 постановлением от 22.05.2019 № 17-1482-2019 наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. на предупреждение.

Назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, суд изменяет постановление по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 № 17-1482-2019 в части назначения административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не производится.

Настоящее решение Арбитражного суда Республики Тыва изготовлено в форме электронного документа и направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информационная система "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов (http://kad.arbitr.ru). В случае необходимости наличия решения на бумажном носителе суд направляет по ходатайству заинтересованного лица в пятидневный срок со дня поступления такого ходатайства с заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (ст. 177 АПК РФ).

Руководствуясь ст. 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 № 17-1482-2019, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва, в отношении ФИО3 Калдар-ооловича изменить в части вида назначенного наказания, заменив наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано.

Судья:                                                                                                  Чамзы-ФИО2 Х.