Арбитражный суд Республики Тыва
667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91
тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru
www.tyva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-1557/2016
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2017 года
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Маады Л.К-Б., при ведении протокола и аудиозаписи секретарём Монгуш С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального казенного учреждения «Пограничное управление ФСБ России по Республике Тыва» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании штрафа за невыполнение условий государственного контракта от 16.09.2015г. в сумме 28 784 рублей,
при участии представителей сторон:
истца – представитель ФИО1 по доверенности от 28.06.2016г. № 21/605/31/635,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Пограничное управление ФСБ России по Республике Тыва» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» (далее - Общество) о взыскании штрафа за невыполнение условий государственного контракта от 16.09.2015г. в сумме 28 784 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 30.05.2016 года исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 14.07.2016г. суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме.
В судебное заседание ответчик не явился.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения дела на портале сайта Верховного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей ответчика.
Как следует из представленного 23.06.2016г. отзыва, ответчик с требованиями истца не согласен, в связи с тем, что заказчиком не соблюден десятидневный срок предоставленный законом поставщику для устранения нарушения контракта, которое лишило поставщика возможности в предоставленный законом срок поставить товар в предусмотренном контрактом объеме.Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; также, заказчик, разместив информацию о расторжении контракта в единой информационной системе 18.04.2016 года досрочно прекратил обязательство (право) поставщика на устранение нарушений контракта, чем лишил Общество возможности исполнить обязательства по контракту.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по РТ зарегистрировано Межрайонной инспекцией 15.06.2005 за ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: 667000, <...> А.
Общество с ограниченной ответственностью «Сириус» зарегистрировано Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Кургану в качестве юридического лица от 29.09.2010 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: 640007, <...> А.
16 сентября 2015 года между Пограничным управлением (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Сириус» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 95/15-ПС на поставку товара.
Предметом контракта (п.1.1 контракта) указана поставка поставщиком заказчику товара, а заказчику принять и оплатить товар.
В соответствии с п. 2.1 Контракта количество поставляемого товара 28 000,0 кг.
В соответствии с п. 3.4 Контракта определены места поставки товара: согласно акту приема №140 от 02.11.2015 года и товарной накладной №РЕМЧ000115 в м. Цаган-Тологой Эрзинского кожууна Республики Тыва товар в количестве 5000,0 кг. был поставлен с просрочкой на 32 дня, 02.11.2015 года; в с. Оо-Шынаа Тес-Хемского района Республики Тыва товар в количестве 5000,0 кг не поставлен.
Срок поставки товара – до 30 сентября 2015 года (п.3.5. контракта).
В соответствии с п. 4.1 цена контракта составила 287 840, 00 рублей.
Разделом 6 контракта стороны предусмотрели ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В Приложении к государственному контракту стороны указали спецификацию, а именно поставка соломы ржаной на общую сумму 287 840 рублей.
Претензией №21/605/6/9909 от 13.11.2015 года истец потребовал поставить товар до 27.11.2015 года. Указанное требование Поставщиком не выполнено.
Письмом за исх.№520 от 28.12.2015 года ответчик гарантировал, что поставка соломы ржаной в с. Оо-Шынаа Тес-Хемского района Республики Тыва в количестве 5000 кг. будет осуществлена в 2016 году.
В соответствии с п.11.2 контракта истец принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных контрактом.
Контракт, расторгнут 18 апреля 2016 года.
Претензией от 22.04.2016 г. №6/3188 истец предложил ответчику уплатить сумму штрафа в размере 10% цены контракта в размере 28 784 рублей по указанным банковским реквизитам: ИНН/КПП <***>/170101001, УФК по Республике Тыва (ПУ ФСБ России по Республике Тыва, л/с <***>), р/с <***> в Отделении –НБ Республики Тыва, БИК 0493004001, ОКТМО 93701000, код дохода 18911610000017000140.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Сириус» не исполнило свою обязанность по оплате штрафа, за ненадлежащее исполнение работ по контракту, истец просит взыскать с Общества сумму штрафа в размере 10% цены контракта, что составляет 28784 рублей.
Арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Судом установлено, что между Учреждением (заказчик) и Обществом (поставщик) заключен государственный контракт на поставку товара от 16.09.2015г. № 95/15-ПС, который по своей правовой природе является договором на поставку товаров для государственных нужд.
Правоотношения сторон из договора поставки для государственных нужд регулируются параграфами 1, 3, 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3.3. контракта, срок поставки товара – до 30 сентября 2015 г.
Как установлено судом, в соответствии с п. 3.4 Контракта определены места поставки товара: согласно акту приема №140 от 02.11.2015 года и товарной накладной №РЕМЧ000115 в м. Цаган-Тологой Эрзинского кожууна Республики Тыва товар в количестве 5000,0 кг. был поставлен с просрочкой на 32 дня, 02.11.2015 года; в с. Оо-Шынаа Тес-Хемского района Республики Тыва товар в количестве 5000,0 кг не поставлен. Претензией №21/605/6/9909 от 13.11.2015 года истец потребовал поставить товар до 27.11.2015 года. Указанное требование Поставщиком не выполнено.
Письмом за исх.№520 от 28.12.2015 года ответчик гарантировал, что поставка соломы ржаной в с. Оо-Шынаа Тес-Хемского района Республики Тыва в количестве 5000 кг. будет осуществлена в 2016 году.
В соответствии с п.11.2 контракта истец принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных контрактом.
Контракт, расторгнут 18 апреля 2016 года.
Претензией от 22.04.2016 г. №6/3188 истец предложил ответчику уплатить сумму штрафа в размере 10% цены контракта в размере 28 784 рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Условиями пункта 5.1.1. контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 10% от цены контракта.
Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку истцом обнаружен факт невыполнения работ по государственному контракту № 95/15-ПС от 16.09.2015г., суд удовлетворяет требование истца о взыскании штрафа в размере 28784 рублей.
Доводы ответчика судом отклонены в связи с тем, что заказчиком соблюдены требования статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу ст. ст. 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, а также возврата или зачета государственной пошлины, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, учитывая, что настоящий спор возник, и производство по делу возбуждено в виду ненадлежащего исполнения Общества обязательств, а также учитывая, что заявленное требование фактически удовлетворено в полном объеме, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета РФ, пропорционально сумме удовлетворенных требований в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации» удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сириус», зарегистрированного в качестве юридического лица 29.09.2010г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Кургану за ИНН <***>, ОГРН <***>, по адресу: 640007, <...>, в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации», зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Тыва за ИНН <***>, ОГРН <***>, по адресу: <...> штраф за невыполнение условий государственного контракта на поставку товара № 95/15-ПС от 16.09.2015г. в размере 28 784 рублей.
Выдать исполнительный лист истцу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сириус» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.
Направить исполнительный лист в налоговый орган.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месяца со дня его принятия, а также после рассмотрения в апелляционной инстанции в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Л.К-Б. Маады