ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1642/15 от 26.06.2015 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г.Кызыл, ул. Кочетова, д.91, телефон/факс: (394-22) 2-11-96,

http://tyva.arbitr.ru, электронная почта: info@tuva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело №А69-1642/2015

26 июня 2015 г.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального отдела по Республике Тыва Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092468046241, ИНН 2463216498) (далее МУ ГАДН по РТ) к индивидуальному предпринимателю Эрексен Алдын-Кыс Боранаковне (ОГРНИП 313172016400036, ИНН 171700952491) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие сторон,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУ ГАДН по РТ) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Эрексен Алдын-Кыс Боранаковне (ОГРНИП 313172016400036, ИНН 171700952491) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа согласно ч. 3 ст. 156 и ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку у суда имеется доказательства о надлежащем их извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела. А также имеется публичное извещение о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Федеральных арбитражных судов Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Эрексен Алдын-Кыс Боранаковна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва 13.06.2013 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) 313172016400036 (ИНН 171700952491), что подтверждается выпиской из ЕГРИП, представленным заявителем суду.

Согласно распоряжению и.о. начальника ТО ГАДН по РТ Шилина И.В. от 27.05.2015 г. № 04316/17 установлено работнику инспекции Хертеку К.А. проведение плановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя Эрексен А-К.Б. по перевозке пассажиров.

При проведении плановой проверки составлены акт проверки индивидуального предпринимателя от 11.06.2015 г. № 58, представлены также: акт о результатах осмотра автотранспортного средства от 11.06.2015; сервисная книжка автобуса; путевые листы.

По результатам плановой проверки, проведенной 11.06.2015 г. в 16 час. 30 мин. в г. Кызыле по ул.Калинина, 11, сотрудником МУ ГАДН по РТ Хертек К.А. был составлен протокол № 006147 о совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации на индивидуального предпринимателя Эрексен А-К-Б. – за осуществление коммерческой деятельности по перевозке пассажиров на автомобиле «ГАЗ-322132», гос. номер А-963-АР-РУС17 по городским маршрутам Кызыла № № 3, 14 , 15; без соблюдения лицензионных требований, а именно: отсутствует утвержденный в установленной порядке график (расписание) движения автобуса; водитель, выполняющий регулярные автобусные перевозки, не обеспечен графиком (расписанием) движения на маршрутах №№ 3, 14, 15; без обеспечения установки на транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; не обеспечение информации над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по транспортного средства о полном или кратком наименовании перевозчика; не заполнение обязательных реквизитов путевых листов; отсутствует график водительского состава на очередной месяц и за предшествующий месяц; не организовано проведение инструктажей водителю Санчай Э.Э.; не прохождение водителем Санчай ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства по программе 20-часового техминимума; отсутствует договор со специализированной организацией на проведение технического обслуживания и ремонта автобуса ГАЗ-322132; отсутствует планирование и организация проведения технического обслуживания автобуса; отсутствует договор со сторонней организацией на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей медицинского осмотра водителя перед выпуском на линию и по возвращении; отсутствует договор со сторонней организацией на проведение предрейсовго и послерейсового медицинского осмотра водителей медицинского осмотра водителя перед выпуском на линию и по возвращении, что является нарушением требований статей Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пунктов Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012, пунктов Требований по обеспечению дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 г. № 15, п. п. 6 и 17 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 152 от 18.09.2008 г. и п. 36 Правил перевозок пассажиров и багажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.

Проверив процедуру составления протокола, а также наличие соответствующих полномочий у лица, составившего протокол об административном правонарушении, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 № ГК-938фс, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.

Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии индивидуального предпринимателя Эрексен А-К.Б.

Тем самым, суд приходит к выводу, что административным органом соблюдена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Согласно лицензии № АСС-17-033500 от 23.09.2013 г. со сроком действия «бессрочно» г., выданной предпринимателю Эрексен А-К.Б., владелец лицензии обязан обеспечить установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из смысла ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 15.11.95 г. «О безопасности дорожного движения» следует, что индивидуальные предприниматели обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 4 Положения о лицензирования предусмотрено, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевые листы должны иметь обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Из смысла пунктов 2-8 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденного Приказом Минтранса от 18.09.2008 г. № 152 следует, что при осуществлении перевозок должен оформляться путевой лист – документ, подтверждающий выполнение им перевозки грузов, который должен содержать обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе, которые также должны содержать необходимые сведения об этих реквизитах.

В соответствии с пунктом 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее – Правила № 112) транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее – Правила № 112) транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

В соответствии с пунктом 37 Правил № 112 внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора (подпункт а); наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (подпункт б); номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения (подпункт в); стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (подпункт г); указатели мест расположения огнетушителей (подпункт е).

Пунктом 3 названных Правил № 112 предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (пункт 4 Правил).

Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 5 Правил).

Кроме того, регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Данная обязанность определена ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, п. 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200, § 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 № 176.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, предусмотрено, что графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Следовательно, в соответствии с вышеназванными лицензионными требованиями предпринимателем должно устанавливаться график работы водителей, предусматривающих режим труда и отдыха водителей.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Пунктом 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о транспортном средстве включают в том числе показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Пунктами 13 и 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов установлено, что дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя; дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Согласно частям 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

В соответствии с пунктом 2.5.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84г.

Протоколом об административном правонарушении от 11.06.2015 № 006147 установлен факт того, что предприниматель осуществляет коммерческую деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: отсутствует утвержденный в установленной порядке график (расписание) движения автобуса; водитель, выполняющий регулярные автобусные перевозки, не обеспечен графиком (расписанием) движения на маршрутах №№ 3, 14, 15; без обеспечения установки на транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; не обеспечение информации над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по транспортного средства о полном или кратком наименовании перевозчика; не заполнение обязательных реквизитов путевых листов; отсутствует график водительского состава на очередной месяц и за предшествующий месяц; не организовано проведение инструктажей водителю Санчай Э.Э.; не прохождение водителем Санчай ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства по программе 20-часого техминимума; отсутствует договор со специализированной организацией на проведение технического обслуживания и ремонта автобуса ГАЗ-322132; отсутствует планирование и организация проведения технического обслуживания автобуса; отсутствует договор со сторонней организацией на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей медицинского осмотра водителя перед выпуском на линию и по возвращении; отсутствует договор со сторонней организацией на проведение предрейсовго и послерейсового медицинского осмотра водителей медицинского осмотра водителя перед выпуском на линию и по возвращении, что влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается документами, представленными суду.

Кроме того, индивидуальный предприниматель Эрексен А-К.Б. не отрицает факт установленных МУ УГАДН нарушений, что подтверждаются объяснением предпринимателя в протоколе № 006147 от 11.06.2015, где указано, что полностью не знала как оформлять.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исследование вопроса о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Предприниматель не представила суду доказательств того, что у него не имелась возможность исполнить указанные требования нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.

Таким образом, индивидуальный предприниматель нарушила условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), что влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается документами, представленными суду.

Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, в связи с отсутствием реальной угрозы жизни и здоровью людей, предприниматель впервые привлекается к административной ответственности, других обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, а именно: индивидуальный предприниматель признает свою вину в совершении административного правонарушения, что является обстоятельством, смягчающим ответственность и устранение правонарушения до вынесения решения по делу об административном правонарушении, то суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности и назначить наказание в виде минимальной суммы штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 3000 руб.

Обращение о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя произведено в пределах сроков, установленных действующим законодательством. Обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не производится.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить:

Привлечь индивидуального предпринимателя Эрексен Алдын-Кыс Боранаковну, 10.10.1983 года рождения, уроженку с. Кунгуртук Кызылского района Тувинской АССР, проживающую по адресу: 667000, Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул. Курченко, 5-2, зарегистрированную 13.06.2013 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 313172016400036, ИНН 171700952491) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).

Судья Чамзы-Ооржак А.Х.